Потрясающе! 1933. Героические наши архитекторы, геологи, рабочие, руководители. Спасибо им за Метро

Jan 13, 2014 08:00

Оригинал взят у nashenasledie в Потрясающе! 1933. Героические наши архитекторы, геологи, рабочие, руководители. Спасибо им за Метро
russos: Московский метрополитен. Заключение правительственной комиссии по проекту. 1933
ссылка на пдф - сделал на скорую руку.

alex_avr2 Московский метрополитен. Заключение правительственной комиссии по проекту. 1933

Давным-давно я хвастался книжкой, которая у меня есть:



Тогда же я обещал эту книжечку отсканировать и показать всем, но как обычно дело затянулось не на один год. Но вот, что-то меня дернуло и я ее все-таки отсканировал. Книжечка весьма интересная. В ней описано то, как собирались строить метро, тогда, когда еще никакого метро не было. Некоторые предложения и идеи сейчас кажутся странными или забавными - винтовые лестницы или общедоступные туалеты на каждой станции. Упоминаются интересные факты - например моделирование системы вентиляции на физическом макете. Или, к примеру, говорится, что при расположении рекламных вывесок в метро, они не должны быть слишком заметными по сравнению с указателями и названиями станций.

Сканы можно скачать в архиве, по ссылке: http://tmp.avr.net.ru/metrobook.zip
DJVU: http://tmp.avr.net.ru/metrobook.djvu (спасибо crackhack)
Или просмотреть прямо тут, под спойлером, если не боитесь :)

[74 картинки]





















































































































































П.С. Качество получилось так себе, причины тому две - книжечка не очень хорошо гнулась, а сканер совершенно убогий и очень медленный, так что терпения на более качественное сканирование не хватило, но вроде все читаемо :)

П.С.2 Делать pdf или djvu лень, т.к. нет никакого софта для этого. Если вдруг кто-то сделает - буду премного благодарен и добавлю ссылку.

________________________________
Руководитель Архитектурной группы экспертной комиссии Михаил Васильевич Крюков

Начальник строительства Павел Павлович Ротерт(4 июля 1880 года в городе Белосток, Российская империя - 11 ноября 1954, Москва, похоронен на Введенском кладбище)

Из воспоминаний Хрущева:
Помню такой случай. Пришел ко мне молодой инженер. Он мне очень понравился. До этого я его не знал, он работал раньше в проектном отделе. Молодой, красивый парень, нарождавшийся специалист нашего, советского времени; Маковский, по-моему, была его фамилия.

Говорит он мне:
-Товарищ Хрущев, мы строим метрополитен немецким способом, то есть открытым, траншеями. Для города это очень неудобно. Есть и другие методы строительства, например, закрытый способ, с применением щитов, английский. Там надо глубже копать, это будет немного дороже, но если принимать во внимание возможность войны, то метро сможет служить и убежищем. К тому же в этом случае строительство можно будет вести, уже не придерживаясь транспортных магистралей, и проводить под домами. И для транспорта этот метод тоже был бы лучше. Прошу Вас подумать, и если мне будет дано поручение, то я мог бы сделать доклад по этому поводу. Кроме того, сейчас
решается вопрос о способе эвакуации пассажиров. Павел Павлович Ротерт готовит заказы на лифты. Это тоже немецкий способ. А почему бы не сделать эскалаторы?
Я, признаться, впервые услышал тогда это слово и не знал, с чем его едят. Спросил, что это значит? Он объяснил мне, насколько я мог его понять. Мне это не показалось какой-то замысловатой сверхсложностью. Говорю ему: "Хорошо, я доложу товарищу Кагановичу, мы обменяемся мнениями, и тогда я Вам отвечу". Он попросил меня ничего не говорить, однако, Ротерту, потому что тот весьма строг и ревнив: "Я и так пошел к Вам без его ведома, не сообщив ему. Я знаю, что ему докладывать бесполезно, он осудит меня, не выслушав, потому что он очень самоуверенный человек".

Доложил я Кагановичу. Каганович отвечает: "Вы заслушайте его более подробно насчет эскалаторов, а уж тогда станем или не станем заказывать лифты".

Ротерт доказывал нам, что эти лифты мы в своей стране построить не сможем, а можно их заказать только в Англии или в Германии. Но для этого нужно иметь золото. Золото же тогда у нас было на вес золота. Его было мало, и поэтому расходовалось оно очень скупо, и я считаю, что это было весьма разумно. Добиться, чтобы нам дали золото на строительство метрополитена, долгое время оставалось нашей мечтой, которую мы считали просто несбыточной: во-первых,
нам не дадут, во-вторых, и сами мы знали, что золота-то нет. Его расходовали на более важные нужды, чем метрополитен. Но мы все-таки готовились поставить данный вопрос.

Когда Маковский доложил мне более подробно, я сказал, что теперь должен послушать Ротерта. Пригласил Павла Павловича, пригласил и других людей и сказал, что вот товарищ Маковский выдвигает такие-то предложения. Надо было видеть эту картину: Маковский - молодой человек, изящный, хрупкий, красавец рекламной внешности, а Ротерт - уже старый человек, огромного роста. Он как глянул на него из-под своих нависших бровей, так, знаете, будто крокодил на кролика. Тот смутился, однако не растерялся: молодой был, но зубастый. Он начал высказывать Павлу Павловичу с очень большим уважением и корректно свою точку зрения: говорил, что она более прогрессивная; что мы используем устаревший метод; начал ссылаться на Англию: тоннели глубокого заложения уже проложены в Лондоне, и станция Пиккадилли сделана с помощью эскалаторов. Это лучшая станция в аристократическом районе Лондона. Поэтому и нам бы сейчас не худо взять такое же направление работы. Ротерт с презрением посмотрел на него, назвал мальчишкой, заявил, что он говорит необдуманно, безответственно и пр. Но тот уже посеял свои семена. Я стоял на стороне Маковского, но когда мы начали готовить доклад в ЦК, то о строительстве с глубоким залеганием станций и об эскалаторах пока не говорили, так как считали, что рано ставить вопрос о золоте, а без него тут не обойтись.

Встал также вопрос, что при работе новым способом могут быть несколько растянуты сроки в сравнении с утвержденными сроками окончания строительства метрополитена. К тому же надо было предусмотреть некоторое удорожание строительства. Все это требовалось решать в правительстве и в Политбюро. Поставили прежде вопрос в Политбюро. Но сначала Каганович собрал заседание в МК партии с докладом Ротерта. Ротерт был довольно упрямый человек. Для инженера это похвально. Он имел свою точку зрения и отстаивал ее до конца. Так он и не согласился с нами.

Каганович был очень смущен: надо идти в Политбюро, к Сталину, а Ротерт против. Сталин может нас не поддержать. Но иного выхода не было, потому что Сталин был уже подготовлен: ему говорили о разногласиях, да и заседание было назначено. Пошли.

Ротерт доложил свое, потом начали выступать мы.
Выступал ли я, сейчас не помню. Но спор разгорелся. Ротерт сказал: "Дорого".
Тут Сталин ответил ему резко: "Товарищ Ротерт, вопрос о том, что - дорого, а что - дешево, решает правительство. Я ставлю вопрос о технике. Можно ли технически сделать то, что предлагает этот молодой инженер Маковский?".
- "Технически это можно сделать, но будет дорого".
- "За это отвечает правительство. Мы принимаем глубокое заложение".

Так и постановили. Мне это очень понравилось. Сталин решал смело: да, будет дороже, но сразу решался и вопрос обороны. Ведь это были бомбоубежища на случай будущей войны. Действительно, метрополитен сыграл свою роль не только как транспортное сооружение: во время войны его станции служили убежищами. Одно время даже узел связи и некоторые другие помещения Ставки Верховного Главнокомандования размещались на станции метро "Кировская". Так было дано новое направление в строительстве метрополитена.
(Маковский Владимир Леонидович. О книге проф. Маковского В.Л. Тоннели" к 90-летию со дня рождения)
Совнарком СССР 23 августа 1931 г. назначил П.П. Ротерта начальником строительства московского метро, его заместителем - инженера К.С. Финкеля.
Председатель Моссовета Н.А Булганин поручил Ротерту и Финкелю заняться подготовкой структуры и Положения об организации, ведающей строительством метро, которую предстояло основать при Моссовете под названием Метрострой. В распоряжение инженеров Булганиным было выделено 50 тыс. рублей и четыре комнаты по ул. Ильинка, 3, в непосредственной близости отКремля.

13 сентября Совнарком РСФСР утвердил Положение о Метрострое, а 2 октября 1931 г. документ был принят Совнаркомом СССР. Совет Труда и Обороны 13 ноября 1931 года включил Метрострой в список ударных строек, таким образом, обеспечив приоритетный статус строительства.

Когда Метрострой делал первые шаги, и у Ротерта еще не было секретаря, Павел Павлович заносил фамилии сотрудников в записную книжку, причем к 22 сентября 1931 г. там значилось 24 специалиста, из них 18 инженеров и техников. А в разгар работ по сооружению первой очереди коллектив метростроевцев насчитывал 75 тысяч человек.

Когда в эти юбилейные дни думаешь о Метрострое, то в первую очередь вспоминаешь тех людей, которые стояли у истоков нашей величайшей, выдающейся организации. Прежде всего, отдаешь дань уважения первым руководителям коллектива, имена которых навечно вписаны в историю метростроения.

Что отличало Павла Павловича Ротерта, Егора Трофимовича Абакумова, Михаила Афанасьевича Самодурова? Они сочетали в себе качества, с однойстороны, высокого профессионализма, с другой - патриотизмаи безграничной любви к своему делу и людям.

из юбилейного газеты Метростроевец
* * *ну и о когалымском пришельце и его дружках - сами, дряни, нарвались:

2010 «Я прошу, чтобы на этой поляне работали не только две-три доморощенные компании, а чтобы был объявлен международный конкурс по привлечению международных крупнейших организаций, которые специализируются в этой области» (с)

2010
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) сегодня успешно продало на аукционе 100% акций ОАО "Мосметрострой" - единственной организации, имеющей право строить московский метрополитен. Компания была продана за 7,56 млрд руб. при стартовой цене 2,2 млрд руб... Там, по ссылочке, - информация просто чудесная. Учесть, что Метрострой основан в 1931 году Государством, Просто уже устаёшь поражаться их наглости и безнаказанности.
Интересно, как это скажется на строительстве новых станций? Пилить будут в два раза активнее ))) отсюда

приобретальщики - Владимир Коган (даже Орден за заслуги перед Отечеством у него есть) и Валерий Абрамсон (приятель и партнер Абрамовича, естественно)
Мосинжстрой они тоже прикупили, ещё в 2009 году, заранее готовились..
И вот почему:
Новые станции столичное метрополитена будут строиться азербайджанскими и белорусскими компаниями.
Как пишет газета «Ведомости», для этой цели минувшей весной Москва создала несколько совместных предприятий с зарубежными компаниями. Так «Мосинжпроект», принадлежащий на 100 % столичному правительству, создал два совместных предприятия - «Минскметрострой» и «Еврасстрой».


Банк Москвы (который вовремя отжали) выдал кредит ОАО «Мосинжстрой» Романа Абрамовича на сумму 1,4 млрд рублей для участия в открытом аукционе на право заключения госконтракта по строительству дублера Курортного проспекта в Сочи. Главный конкурент на олимпийский проект - Олег Дерипаска - пока проигрывает «гонку за бюджет». Эксперты не исключают тем не менее вероятности «ответного эффектного хода» олигарха. (почитайте, какая ёмкая информация)
Но Дерипаска не в накладе - он контролирует кубанское небо, хули. А Ротенберги лепят другие дороги - никто не в обиде.

и хуснуллинская креатура через какое-то время при деле: 2013. Щедрость по-собянински: Битцевский лес в обмен на прибыль МУП Казметрострой.

30-е, метро, строительство

Previous post Next post
Up