Сталинград-2013. Вторжение Чужого

Nov 19, 2013 14:08

Оригинал взят у tapkali в Сталинград-2013. Вторжение Чужого
Оригинал взят у petrnv в Сталинград-2013. Вторжение Чужого
Оригинал взят у Сталинград-2013. Вторжение Чужого



Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был...

К. Симонов, июль 1942 года, Сталинградский фронт

Исследование скрытых смыслов фильма Фёдора Бондарчука «Сталинград».

Выражаю свою благодарность друзьям из Москвы, С. Петербурга и Великого Новгорода за помощь в подготовке материалов для данного исследования.
Особая благодарность Николаю и Антонине Бессоновым и Владимиру Боголаеву за предоставление ценных материалов, Дмитрию Грацкову за подготовку дизайна и вёрстку сайта, Ивану Макачеву за создание слайдфильмов, Александру Щербину за его кинорецензию.
Также благодарю всех неравнодушных блогеров, возмутившихся фильмом «Сталинград» Ф. Бондарчука, чьи материалы и мысли обогатили данное исследование.

ЧАСТЬ 1. Грязные мифы в фильме «Сталинград» Ф. Бондарчука
ЧАСТЬ 2. Иные ценности в фильме «Сталинград» Ф. Бондарчука
ЧАСТЬ 3. Глумление над армией и народом в фильме «Сталинград» Ф. Бондарчука
ЧАСТЬ 4. Ложь умолчанием в фильме «Сталинград» Ф. Бондарчука

Введение. О цивилизационном переломе и о русскости



Помните, как Мальчиш-Кибальчиш почуял беду: «И всё бы хорошо, да что-то нехорошо». Если кто из молодых не знает - это «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Вот так и сейчас - потомки победителей той страшной войны, посмотрев фильм «Сталинград» Ф. Бондарчука, понимают: вроде наши по-русски говорят, форма красноармейская - а что-то нехорошо, не совсем наши. И фрицы по-немецки командуют, форма гитлеровская - но что-то не так, не фашисты они. Первая реакция - просто обругать авторов фильма, что многие и делают, но продюсер Александр Роднянский и режиссёр Фёдор Бондарчук смеются - ведь они, как Мальчиш-Плохиш, уже получили «свою бочку варенья да целую корзину печенья», и фитиль уже подожгли, и скоро рванёт. Вы думаете, это шуточка? Читайте заявление Ф. Бондарчука: «...дальше будут такие стремительные и масштабные перемены всемирного порядка, что о внутренних проблемах можно будет забыть. Россия окажется вовлечена в гигантский цивилизационный перелом...». Так что давайте разбираться, пока не поздно, что эти Мальчиши-Плохиши хотят подорвать под прикрытием цивилизационного перелома.

А подорвать они хотят нашу Великую Победу, а затем и Россию-матушку. Вот как откровенно и цинично один из подрывников Алексей Широпаев рассуждает в своём блоге О культе "победы" (он опускает заглавные буквы для унижения наших святынь):

«Великая победа» - это сегодня последний миф, оправдывающий, легитимирующий существование исторической российской государственности; миф, замыкающий народы и регионы в формате давно отжившей свой век империи. «Великая победа» - последнее, что делает Россию страной. Убери этот «культ» - народы и регионы с удивлением посмотрят друг на друга и начнут выстраивать между собой новые связи и отношения, формировать новое пространство, поскольку на вопрос «Что нас связывает?» последуют уже какие-то иные ответы. Откроется возможность новой этно-региональной самоидентификации - например для казаков Дона и Кубани, предки которых в годы Второй мировой войны зачастую стояли на антисоветских позициях... Демонтаж культа «победы» имеет несомненное прогрессивное значение, поскольку является залогом становления новой русской идентичности, иной русскости.
Иная русскость, которую призывает А. Широпаев - это и есть гигантский цивилизационный перелом Ф. Бондарчука, это есть слом нашего социокультурного ядра и изъятие из него, в частности, такой ценности, как целостность России. Ведь А. Широпаев открыто пишет - Дон, Кубань. И другие подрывники-сепаратисты «работают» над этой темой: С. Белковский - Кавказ, Татарстан, Башкортостан, Е. Альбац, «Эхо Москвы» - Сибирь и Дальний Восток, С. Медведев, профессор ВШЭ - Арктика и т.д. Здесь, и здесь, и здесь обсуждается сепаратизм и борьба с ним. Сепаратисты пытаются внушить, что расколовшись и став маленькими, мы будем жить, как в Швейцарии. Но как это Запад нам позволит так жить, за счёт кого они сами тогда будут жить?! Кто с нами, маленькими, делиться захочет?! В лучшем случае жизнь будет как в Болгарии, но, скорее, мы будем жить по смешанному сценарию войны как в Сирии и голода как в Восточной Африке (только не в песках, а в снегах). Механизм воспроизведения голода в Африке описан здесь, его могут запустить для любых маленьких. Имеются и экономические обоснования целесообразности быть большим и сильным, например, это доказывает главный редактор журнала «Экономист», профессор МГУ, доктор экономических наук С. С. Губанов.

Иной русскости противостоит наша русскость. Необходимо объяснить, что мы понимаем русскость как слитие двух начал - рода и духа. Русский по роду - это всякий наш соотечественник, которого за границей назовут русским - не важно, считает ли он сам себя русским или татарином, украинцем или белорусом, или он из кавказских или среднеазиатских народов, или любых других больших и малых народов Великой России. Русский по духу - это всякий наш единомышленник в смысле любви к державе и Отечеству - не важно, красный он или белый, атеист или верующий, либерал или консерватор, западник или евразиец, монархист или демократ. Русские - это семья народов, живущих по принципу «один за всех и все за одного». Какого рода и духа будет вторгающаяся иная русскость, можно только догадываться, но, думаю, они будут стесняться говорить по-русски и стыдиться имени русский, особенно в пребывании за границей. Назовутся они североевразийцами на подобие афроамериканцев и будет это стая народов, живущих по принципу «каждый сам за себя».

Становление иной русскости обуславливают подрывом Великой Победы, а потом и России. Кто же подрывать будет? А сами вышеупомянутые иные русские и будут, они уже среди нас. Как подрывать? Созданием в стиле доктора Геббельса отравляющих сознание мифов о Красной Армии, один образчик которого, преодолевая рвотное чувство, продемонстрируем цитатой из блога всё того же А. Шаропаева Могила Неизвестного Насильника:

«Вторжение Красной Армии в Восточную Пруссию, Западную Пруссию ...и Силезию всюду равным образом сопровождалось злодеяниями, подобных которым в новой военной истории еще поискать. Массовые убийства военнопленных и гражданских лиц..., массовые изнасилования женщин, даже старух и детей, ...умышленные поджоги домов, сел, городских кварталов и целых городов, систематическое разграбление, мародерство... и, наконец, массовая депортация мужчин, а также женщин и молодежи в трудовое рабство Советского Союза - обычно с отделением матерей от их детей и с разрывом семейных уз ... Красная армия продвигались все далее на запад, ...все более напоминая гибрид воинственной азиатской орды и шумного цыганского табора...».
Кровь закипела от гнева? У вас здоровый иммунитет на неофашистский вирус. А для тех, у кого от ядовитой лжи кровь застыла в жилах - примите противоядие в виде документов и фактов от профессора, доктора исторических наук Е.С. Сенявской. Добавлю сюда ещё свою примочкуот знакомого из Венгрии, пережившего войну. Созданием и распространением лжи о Красной Армии занимаются весьма влиятельные силы Запада, идёт психоисторическая война. Чтобы подорвать Великую Победу, нам должны внушить, что Красная Армия вела себя в Европе как дикая орда звероподобных мародёров, насильников и убийц. Как это можно внушить наиболее эффективно? Конечно, через киноискусство! Вот мы и вернулись к нашей основной теме - к фильму «Сталинград» Ф. Бондарчука.



Мы не будем допытываться, почему запасы топлива всей немецкой армии оказались на передовой. Мы не хотим обсуждать правдоподобность того, может ли снаряд рикошетом от башни танка заворачивать за угол. Мы не будем удивляться тому, почему капитан Кан вскочил на площади именно на гусеничный мотоцикл, предназначенный для десантных операций и действий на пересеченной местности, при том что на вооружение вермахта поступило всего-то 8733 гусеничных мотоцикла, а колёсных - сотни тысяч (источник). Пустым делом будет выяснять, почему нельзя было вызвать огонь нашей артиллерии на головы немцев раньше, чем они захватят дом. Мы не будем потешаться над тем, что боевые действия по защите дома идут по расписанию - днём воюем, ночью спим. Эти и прочие нарочитые ляпы сценария, а также пустейшие эффекты 3D и slo-mo (замедления) являются прикрытием для «впаривания» нам лживых мифов и иных, чужеродных ценностей.

Мы обратимся к рассмотрению сути этого фильма, а именно вторжению Чужого, этакого монстра, в святые святых - в пределы социокультурного ядра (в ядро русской души). Представим себе это ядро души как крепость, а храмы внутри крепости - как хранилища наших духовных ценностей. Чужой вторгается в крепость, вскрывая ворота ключом, коим является сакральное для наших душ имя «Сталинград». Далее он в обманчиво-привлекательном облике подбирается к святым местам и под завесой напускаемой мути скрытно протаскивает в эти храмы новые смыслы, извращающие наши ценности. Храмы нашей души перерождаются, вместо куполов их накрывает мерзкая дрожащая слизь. Так возникает иная русскость, так готовится цивилизационный перелом. Что это за муть такая и какими такими скрытыми смыслами уродуют храмы нашей души? Мы будем выяснять скрытые смыслы фильма, рассматривая сцены, в которых «И всё бы хорошо, да что-то нехорошо».

ЧАСТЬ 1. Грязные мифы в фильме «Сталинград» Ф. Бондарчука
Заявления режиссёра Ф. Бондарчука:

«Мы снимали "окопную правду"» - из интервью во время «громкой» 3D кинопремьеры в Киеве 30.09.13.
"В фильме обсуждается борьба Добра со Злом, но только не надо проводить случайные аналогии и отождествлять Добро с Красной Армией, а Зло с армией фашистов" - из телевизионного интервью 06.10.2013.
Заявление продюсера фильма «Сталинград» Александра Роднянского:

"Сталинград - это сакральная тема, священный сюжет...».
Миф о мародёрстве Красной Армии
Тему мародёрства в Красной Армии Ф. Бондарчук «осветил» в самом начале фильма в особой сцене, где участниками явилась пара «грязных» персонажей - «снайпер» Чванов и лопоухий «моряк». Берём их в кавычки, чтобы не порочить славное имя советских снайперов и моряков (в скобках ниже и далее приведена примерная продолжительность сцен).

Сцена мародёрства (25 сек). «Снайпер» и «моряк» обшаривают карманы убитых немцев у окна дома. Музыки нет, будничная обстановка. Бойцы подносят очередное тело и уходят. «Снайпер» с возгласом «О, офицер!» наклоняется к телу. «Моряк» отрывается от другого тела, которое он до этого щупал, и присоединяется к «снайперу». Оба «работают» над телом офицера деловито и умело, чувствуется навык. Документы офицера не вызывают никакого интереса и летят в сторону, из нагрудного кармана извлекается медальон - там фото офицера с сыном. Какое-то время «снайпер» рассматривает его и, разочарованно сплёвывая (тьфу!), пренебрежительно отбрасывает его в сторону. Далее «снайперу» повезло, довольно мычит - он снял с руки убитого часы, произнося: «С паршивой овцы хоть шерсти клок». «Моряк» понимающе ухмыляется.
Лопоухий моряк - мародёр-шакал Лопоухий моряк - мародёр-шакал
Далее на фоне сцены перед расстрелом «моряка» следует примечательный пассаж, интересно в него всмотреться:

Пассаж с часами в исполнении лопоухого «моряка» (25 сек). Все бойцы заняты подготовкой к бою - готовят боеприпасы, оружие и т.д. Командир Громов рассказывает диспозицию. Только «моряк» сидит в стороне - рассматривает наручные часы, прислоняет их к уху, поплёвывает на них, протирает - явно только что снял с трупа. В итоге, довольный своей удачной добычей, надевает их на руку, на лице что-то шакалье. Праведник и Ангел сержант Поляков
Для начала рассмотрим основных действующих лиц «эпической» мифологии фильма «Сталинград». Cамая значимая фигура в этой мифологии - сержант Поляков. Это как бы прообраз Платона Каратаева из романа «Война и мир», а Платон Каратаев, как мы помним их своей советской школы - авторский голос самого Льва Николаевича Толстого. Поэтому сержант Поляков, авторский голос Фёдора Бондарчука - «олицетворение духа простоты и правды, добромыслящий человек из народа». При появлении Полякова (он весь нарочито чумазый - как бы из пекла боя) Громов к нему обращается: «А ты что за чёрт?». Поляков отвечает: «Я не чёрт. Я Ангел!» (белозубая улыбка). «Ангел» поминает Господа при убийстве командиром Громовым женщины с ребёнком - т.е. вроде как верующий. В финальной сцене старшина Краснов, перед гибелью, обращается к «праведному» Полякову: «Ну что, Ангел? Пора на небеса». Поляков отвечает с улыбкой: «Почему просто на небеса? В рай! У меня пропуск». Улыбка Полякова - это отсылка к евангельской традиции: «Христу свойственен не смех, а скорее улыбка, снисходительно-сочувствующая, улыбка-прощение, улыбка - знак Его понимания и величия, знак несоизмеримости всемогущества милосердного Бога и слабости и заблуждения человека» (из книги доктора философских наук, профессора А.В. Голозубова). Но в двух ключевых сценах - расстрел «моряка» и убийство женщины с ребёнком - «праведник» Поляков проявляет иную русскость. Поэтому в праведном с точки зрения Ф. Бондарчука сержанте Полякове мы видим рога Чужого и ставим его в кавычки.

Эпическая мифология фильма Сталинград Ф. Бондарчука Катя - светлая девушка, несмотря на тёмные волосы, антипод падшей девушки Маши со светлыми волосами. Она располагает к себе искренностью, чистотой, добротой, цельностью характера, она эмоциональна и непосредственна. Катя является как бы ангелом-хранителем дома и бойцов. «Когда девушка назвала солдатам свое имя, они на секунду как очнулись, просветлели лицами» (из блога Натальи Радуловой). Добавим, что и музыкальная тема в этот момент зазвучала особая, светлая. Ангельскую сущность Кати подчёркивает её бесплотный облик (её ведь сначала за мальчика приняли) и место её обитания - в отличие от других гражданских, Катя живёт не в подвале, а наверху, в своей квартире и посвистывающие рядом пули не могут поразить её ангельскую бесплотность. Характерно, что как только ангел-хранитель Катя покинула дом, он был разрушен, а все бойцы погибли. Катя смотрела на их гибель с высоты пожарной башни - как бы с небес. Впрочем, и Катя была «использована» Ф. Бондарчуком для оправдания эвтаназии (см. сцену ритуального сожжения), а затем как бы совершила «метафизическое падение» под воздействием «змея-искусителя» Чванова в сцене убийства немца на «водопое» (но тут же осознала это падение и раскаялась). Отметим для ясности, что в нашей системе ценностей на Кате греха в последней сцене нет.

Антиподом «праведника» и «ангела» Полякова является «снайпер» Чванов. Он в «эпической» мифологии Ф. Бондарчука ни много, ни мало - демон. Как известно, «дьявол кроется в деталях», которые мы сейчас и раскроем. Во-первых, снайпер Чванов - пересмешник (помните, как он передразнивает немоту Никифорова в начале фильма?), зубоскал и пошляк на уровне Comedy Club. Разъясним суть описанного опять цитатой из книги А.В. Голозубова: «Д. С. Лихачёвым отмечен тот факт, что в древнерусской религиозной культуре “смех сделан устойчивой приметой беса“» («Смех в Древней Руси»). Во-вторых, демоническая сущность «снайпера» Чванова раскрывается через его столкновения с ангелом-хранителем Катей. В начале фильма есть вот такой символичный эпизод: ангел-хранитель Катя в коридоре неожиданно наталкивается на демона Чванова; он грубо останавливает Катю, уперев ей руку в грудь. Далее следуют столкновения в словесной форме:

Сцена с фляжками (15 сек). Катя хочет идти за водой, собирает у бойцов фляжки. Чванов, протягивая свою фляжку, говорит издевательски: «Вернёшь?». Далее вдогонку девушке бросает оскорбительно: «Блаженная. В общем и целом слабоумная. Бери да пользуйся. Так-то она ладненькая...».
Сцена оскорбления Кати (45 сек). Чванов в привычном развязном тоне обращается к Кате: «Стрелять учиться будем? ... Не расхотела?». Затем следует оскорбительный выпад: «Раз хотела, два хотела, три хотела, твого тела. Ты же тут при немцах была, а ничего не рассказываешь...». Уходя, воспроизводит неприличный в данном контексте звук - как намёк на то, что Катя была изнасилована немцами. «Праведник» Поляков осуждает Чванова: «Вот человек - что не скажет, как харкнет. Грязный рот, грязный» (в украинских титрах - «Блудний рот»).
«И плачет ангел там, где сатана смеется» (Джордж Байрон, Паломничество Чайльд-Гарольда). Демон Чванов издевается над ангелом-хранителем Катей по канонам демонологии. Данные сцены нас убеждают, что «снайпер» Чванов «в общем и целом» является моральным уродом. «Праведник» Поляков ставит клеймо - «грязный рот» - запомним это определение для «снайпера» Чванова. Отметим ещё интересную деталь - в своём интервью Ф. Бондарчук охарактеризовал образ Чванова как «человека-ящерицу, который все время дергает головой и облизывается». Ящерица - это же ведь пресмыкающееся, а здесь недалеко и до змея-искусителя.

Вернёмся к теме мародёрства. Важно отметить, что никто из бойцов и даже командир не осудили поведение «снайпера» и «моряка» и не сделали каких-либо замечаний. Также подчеркнём, что, пожалуй, это единственная тема во всём фильме, где не проявляется авторская оценка. В других эпизодах прямо или косвенно мы узнаём позицию Ф. Бондарчука - через его закадровый комментарий, через «атмосферную и погружающую» музыку или через оценку «праведного» сержанта Полякова и ангела-хранителя Кати. Равнодушное отношение бойцов к мародёрству сослуживцев должно внушать нам миф о привычности и распространённости этого преступления в рядах Красной Армии. Особенно странно наплевательство командира - ведь на самом деле командование советских войск жестоко карало за мародёрство, заботясь о дисциплине и о боевом духе бойцов. Командир Громов и доказал свою заботу о дисциплине, приказав расстрелять «моряка» (и правильно сделал). Но расстрелял не за мародёрство, а за другое преступление - за неподчинение приказу и попытку покинуть поле сражения. Поэтому мы на законном основании полагаем, как сквозь облик командира Громова проступают незримые черты того самого Чужого. Далее мы в этом убедимся ещё не раз.

Для тех, кто не знает - мародёрство - это серьёзное воинское преступление:

Уголовный Кодекс РСФСР редакции 1926/Редакция 11.01.1956: 19327. а) Похищение на поле сражения вещей, находящихся при убитых и раненых (мародерство), влечет за собой - лишение свободы на срок не ниже трех лет.
Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года и более поздние редакции до 1996 года (статья за мародёрство была изъята из УК РФ 13.06.96): Статья 266. Мародерство. Похищение на поле сражения вещей, находящихся при убитых и раненых (мародерство), - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет или смертной казнью.
Уголовное наказание за мародёрство придумал не «кровавый» Сталин (обратите внимание - в 1960 году при «либеральном» Хрущеве ввели в УК более суровое наказание вплоть до смертной казни, а при Сталине 3 года давали). В России мародёрство наказывалось и при Петре I, и при царе Алексее Михайловиче, оно также жестоко преследуется во всех армиях мира, т.к. вносит тлетворный дух в ряды солдат и офицеров. «Неоднократно историками отмечено, что стоит только солдатам превратиться в мародёров - армия разлагается, воевать уже не способна. Быстро падает дисциплина, командир мешает, немедленно возникает подкуп вышестоящих чинов, без труда полученные ценности откупают от нарядов, караулов, от тяжёлой работы, процветают пьянство и разврат. Появляются перекупщики краденого, воцаряется этика уголовного мира» (источник).

После сказанного у многих могут возникнуть обиды и непонимания - вот мой дед привёз с войны кофейник - он что, мародёр?! Нет! Это трофей - по международным нормам законный и нравственный, а мародёрство незаконно и безнравственно! Трофей - бесхозная или конфискованная вещь, а мародёрство - снятая с трупа вещь на поле сражения! Довольно подробно вопрос о трофеях описан в работе Е.С. Сенявской. Для тех, кто наоборот осмелится упрекнуть русского солдата за трофейный фотоаппарат или офицера за патефон - а не пытались соразмерить эти пустяковые трофеи с сожжённым домом? А с городом? А пол страны разорили хищники? А повешенные и сожжённые - не в счёт?! Не было мародёрства в Красной Армии как привычного явления - были трофеи. Разница между мародёрством и законным трофеем такая же, как между проституцией и законным браком, сексом и любовью - их разделяет тонкая нравственная грань, которую понимает наша русская душа, но не признаёт иная русскость.

Но большинство зрителей ничего этого не знает, им истинных смыслов в фильме не раскрывают, поэтому иная русскость тихо и незаметно оккупирует храмы русских душ. Миф о мародёрстве сработан профессионально.

Продолжение 2 часть

кино, Сталинград, Бондарчук

Previous post Next post
Up