Соцреализм в московском метро: Маяковская-Динамо

Sep 10, 2013 19:02

Оригинал взят у evge_chesnokov в Соцреализм в московском метро: Маяковская-Динамо
Вечно спешащим москвичам в метро некогда оглядываться по сторонам, горожане раздражённо проталкиваются сквозь стайки иноземных туристов, которые слушают гида и щёлкают фотиками. Кстати, фотосъёмка в метро разрешена без вспышки и использования штатива, чтобы не создавать неудобства другим пассажирам. На новых схемах метро образца 2013 года размещён небольшой зелёный значок, разрешающий фотографировать. Но на фотопрогулку лучше отправляться поздним вечером, когда станции пустеют. На "Маяковской" приходится постоянно задирать голову вверх, чтобы рассмотреть 34 небольших мозаичных панно, размещённых художниками на потолке станции. По соседству ещё две богато декорированные станции - "Белорусская" (кольцевая) и "Динамо".




Станция "Маяковская" открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена, её проект получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939). Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать «Триумфальная площадь» по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на «Площадь Маяковского».




Метро "Маяковская". 1942 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/21616

Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на «Маяковскую» он приехал на поезде со стороны станции «Белорусская».

Украшением станции являются размещённые в нишах на потолке мозаичные панно из смальты (автор эскизов - А.А.Дейнека, тема - «Сутки советского неба»). Мозаики были набраны в мастерской В.А.Фролова в Ленинграде. Изначально станцию украшало 35 панно, позднее одно было утрачено при строительстве гермозатвора.



Знамя СССР



Линия электропередачи



Авиамоделисты



Парашютист ночью



Прыгун с шестом



Спасская башня днём



Скульптура девушки с веслом



Сосна



Комбайн



Сигнальщик



Монтажник-высотник



Прыжок лыжника



Парашютист



Прыжки в воду



Чайки



Волейбол



Два самолёта и цветущая яблоня

Полный перечень мозаик (начиная от выхода к Триумфальной площади):

«Два самолёта»
«Знамя СССР» (утрачено)
«Два самолёта и цветущая яблоня»
«Прыжок в воду парня и девушки»
«Плодовое дерево»
«Сигнальщик»
«Бомбардировщики днём»
«Парашютист»
«Спасская башня днём»
«Комбайн»
«Прыгун с шестом»
«Планёры»
«Парашютисты»
«Прыжок лыжника»
«Сосна»
«Статуя девушки с веслом»
«Самолёт»
«Бомбардировщики ночью»
«Дирижабль над Спасской башней ночью»
«Парашютист ночью»
«Биплан ночью»
«Бомбардировщики ночью»
«Домна»
«Стратостат»
«Авиамоделисты»
«Игра в волейбол»
«Парашютисты утром»
«Самолёт и портик»
«Монтажник-высотник»
«Чайки»
«Мать»
«Два самолёта»
«Опоры ЛЭП»
«Подсолнухи»
«Апельсины»
«Знамя СССР»




Станция "Белорусская" (кольцевая) открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» - «Белорусская».

Метро "Белорусская" кольцевая. Мозаичные узоры на полу платформы. 1952-1953 гг.: http://oldmos.ru/old/photo/view/38149 Мозаика с годами разрушалась и позднее была заменена мрамором.







На потолке в центральном зале можно увидеть 12 мозаичных панно, отображающих жизнь белорусского народа (выполнены в технике флорентийской мозаики по эскизам художника Г.И.Опрышко мастерами С.Волковым и И.Морозовым). До 1997 года у торцевой стены центрального зала размещалась скульптурная группа «Советская Белоруссия» (автор - М.Г.Манизер); при строительстве выхода на Лесную улицу она была демонтирована.





















Изначально на этом панно были изображены труженицы, вышивающие портрет Сталина; во времена Хрущёва портрет Сталина убрали и заменили на орден Трудового Красного Знамени.
















В переходе с кольцевой на радиальную расположена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны» (скульптор М. Г. Манизер).

В оформлении арок перехода использована флорентийская мозаика на темы белорусского национального орнамента.






Бюст Ленина в торце станции "Белорусская" (радиальная).




Станция "Динамо" открыта 11 сентября 1938 года. В первоначальном проекте она называлась «Стадион Динамо». Вестибюли возведены на возвышении и окружены широкими лестницами с системой террас и гранитными ступенями, украшены барельефами. Наземные павильоны станции «Динамо» стали самыми крупными подобными сооружениями среди всех довоенных станций Московского метрополитена.










В станционном зале в верхних частях пилонов размещены фарфоровые медальоны, общее количество 60 (из них 23 различных медальона; ранее их насчитывалось 24, но при установке гермозатворов были утрачены несколько барельефов, в том числе медальоны «спортсменка со скакалкой»). Медальоны были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по образцам скульптора Елены Янсон-Манизер. На медальонах изображены аллегории 21 вида соревнований, по которым проводилась Спартакиады народов СССР: метание диска, теннис, штанга, скалолазание, конькобежный спорт, бокс, хоккей с шайбой, лыжный спорт, ручной мяч, художественная гимнастика, спортивная гимнастика (бревно), спортивная гимнастика (конь), спортивная гимнастика (брусья), футбол, горные лыжи, толкание ядра, метание копья, мужское фигурное катание, женское фигурное катание, бег с препятствиями, гиревой спорт. Для некоторых барельефов прототипами служили реальные спортсмены. Например, конькобежка - это Мария Исакова, а футболист - Григорий Федотов. На первом от южного выхода медальоне с изображением горнолыжника есть надпись: «Янсон-Манизер, 1933».



Тяжёлая атлетика



Бокс



Теннис



Фигурное катание



Фигурное катание



Метание диска



Толкание ядра



Футбол



Альпинизм



Бег с препятствиями



Спортивная гимнастика (конь)



Спортивная гимнастика (брусья)



Гиревой спорт



Конькобежный спорт



Лыжный спорт

Об этих и других станциях московского метро можно прочитать в книгах:

С. М. Кравец. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. - М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939

И.Прокофьев, В.Чехарин. Трассами Московского метрополитена. - М.: Издательство «Реклама», 1973

М.С.Наумов, И.А.Кусый. Московское метро. Путеводитель. - М.: Вокруг света, 2006

Зверев В. Метро московское. - М.: Алгоритм, 2008

Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. - М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010

Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. - М., 2011




ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ "КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯ"...



метро, архитектура, сделано в СССР

Previous post Next post
Up