Соцреализм в московском метро: Автозаводская-Новокузнецкая

Oct 13, 2017 18:11

Оригинал взят у evge_chesnokov в Соцреализм в московском метро: Автозаводская-Новокузнецкая
За художественными артефактами сталинской эпохи отправляемся по зелёной ветке на станцию "Автозаводская", которая вступила в строй 1 января 1943 года. Первоначальное название «Завод имени Сталина» было изменено в 1956 году после развенчания культа личности вождя. В тяжёлые военные годы открылось несколько станций московского метро, среди них "Павелецкая" и "Новокузнецкая".







Станция "Автозаводская" ("Завод имени Сталина"), 1952-1953 гг., южный вестибюль: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/38948




Оформление вестибюля (1960-е годы?)







Путевые стены украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» (выполнены в блокадном Ленинграде В. А. Фроловым по эскизам художников В.Ф.Бордиченко, Б.В.Покровского и Ф.К.Лехта и доставлены по «Дороге жизни» в Москву).

Мозаики восточной стены посвящены работникам завода ЗИС (ЗИЛ). На первой показан монтаж гусениц на танк КВ-1. Вторая мозаика изображает литейный цех, третья - механосборочный, четвёртая - кузнечный.


































На западной стене показан мирный труд и боевые подвиги народов СССР, которые стали возможны благодаря продукции завода ЗИС. Первое панно изображает погрузку бомб в дальний бомбардировщик Ил-4. На второй мозаике показана уборочная страда, трактора тянут за собой жатки. На третьей мозаике изображены рыбаки, вытаскивающие из сетей пойманную рыбу и отгружающие бочки. На четвёртой мозаике - моряки Военно-Морского флота во время сражения или манёвров.































Станция декорирована четырьмя барельефами скульптора И.С.Ефимова, которые выполнены из серо-жёлтого московского известняка: «Народы севера» и «Народы Кавказа», «Лётчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». В пространствах между барельефами ранее размещались цитаты Д.Джабаева («Это всё дела, что сталинская мудрость родила», западная стена) и И.В.Сталина («Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства», восточная стена). Впоследствии надписи были заштукатурены.













Станция "Павелецкая" (радиальная) открыта 20 ноября 1943 года, первоначальный проект пришлось изменить, так как уже готовые металлоконструкции оказались на территории, захваченной немцами. Мозаику для "Павелецкой" решили использовать для оформления станции "Новокузнецкая". В 1950-е годы станция претерпела реконструкцию и сейчас выглядит довольно странно: узкие проходы с рядами массивных колонн внезапно выводят в просторный светлый зал.

На фото вверху: вестибюль станции "Павелецкая", 1979 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/65914




Над эскалаторным тоннелем установлено гигантских размеров панно, центральный зал станции украшен бронзовыми украшениями (скульптор И. С. Ефимов) и лепным орнаментом.










"Павелецкая" кольцевая выглядит скромнее, здесь в торце зала только одна плохо освещённая мозаика.




Станция "Новокузнецкая" открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» (ныне - «Театральная») - «Павелецкая».

На Пятницкой улице расположен наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором «уфалей» (авторы И.Г.Таранов, Н.А.Быкова). Внутреннюю отделку вестибюля украшают барельефы работы Г.И.Мотовилова, а также мозаика В.А.Фролова «Парад физкультурников».

На фото вверху: вестибюль станции "Новокузнецкая", 1971 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/48702




Внутри здания на стенах шесть медальонов, пять изображают людей разных профессий, один пустой. На окнах металлические декоративные элементы.

























На эскалаторном наклоне - скульптурная вставка работы Н.В.Томского в виде щита, обрамлённого знамёнами, оружием и лавровыми венками и имеющего в центре надпись: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны».




Интерьер 1950 года: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/15415

Поговаривают, что лавочки из белого сибирского мрамора на перроне "Новокузнецкой" прежде находились в храме Христа Спасителя, но краеведы эти слухи опровергают.




В переходе в южный зал станции «Третьяковская» находится панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор Б.В.Покровский). Можно поискать различия между современной и исторической версиями этого произведения.




На потолке, напротив каждого прохода к платформам, размещены шесть мозаичных панно, выполненных В.А.Фроловым по эскизам А.А.Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии). Панно посвящены труду советских людей, на них изображены садоводы, сталевары, машиностроители, строители-высотники, авиаторы, лыжники. Панно с мирными сюжетами были задуманы ещё до войны и предназначались первоначально для станции «Павелецкая».

























Тема художественного оформления главного зала станции - стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Свод станции украшен барельефами, изображающими эпизоды боевых операций (скульпторы А.Е.Зеленский, Н.В.Томский, С.Л.Рабинович, Н.М.Штамм).





































Но это ещё не всё. На перроне пассажиров встречают русские полководцы, герои разных времён.







ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ "ПЛОЩАДЬ СВЕРДЛОВА"...

искуссство.СССР, метро, архитектура, сделано в СССР, Сталипн

Previous post Next post
Up