Каланчёвка и механический Ленин

Aug 18, 2013 13:00

Оригинал взят у evge_chesnokov в Каланчёвка и механический Ленин
Каланчёвская улица обязана своему названию царскому путевому дворцу с высокой башней - каланчой - который был построен в XVII веке на месте нынешней Комсомольской площади. На улице находятся две из семи сталинских высоток, большинство административных зданий занимают офисы железнодорожных служб: Росжелдорпроект, Центральная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, Главный вычислительный центр РЖД, Центр фирменного транспортного обслуживания, железнодорожный колледж № 52 и другие. В окрестностях можно заметить несколько интересных памятников, установленных на заре советской власти, в 1920-е годы. На Каланчёвке совсем недавно располагался кинотеатр "Перекоп", ныне - Мюзик-холл.




"Начало застройки Каланчёвской улицы, возможно, относится к концу, XVIII века, когда сюда перевели с Чистых прудов лесной ряд, выстроив лавки для торговли строительным материалом. Улица называлась «из Лесного ряду к Красным воротам»,- сообщает сайт http://gorod-moskva.ru/ulitsa/kalanchevskaya

Каланчёвская улица. 1887 год:



Каланчёвская улица. Строительство метро (ныне здесь дом № 13) 1931-1935 гг.:



Красные ворота. 1880 - 1890 гг.:



Строительство высотки. 1950 год:






Административно-жилое здание на площади Красных ворот строилось с 1947 по 1952 год в самой высокой точке Садового кольца. Архитекторы: Алексей Душкин, Борис Мезенцев. До начала строительства на этом месте находился дом (принадлежащий когда-то генералу Н.Толю), в котором родился великий литератор Михаил Лермонтов. Центральный корпус в 24 этажа предназначался для Министерства путей сообщения. К нему примыкают жилые корпуса в 11-15 этажей. Здание признано объектом культурного и исторического наследия регионального значения.

























Сквер на Сенной (Лермонтовской) площади возник в 1882 году. За памятником Лермонтову можно заметить небольшую скульптуру, изображающую усталого пожилого человека, присевшего отдохнуть. Памятник "Сезонник" (сезонный рабочий, или, как сейчас принято говорить - гастарбайтер) работы скульптора Ивана Шадра был установлен по предложению Управления коммунального хозяйства Москвы в 1929 году. Неподалёку находилась Биржа труда, где горожане и приезжие искали временную или постоянную работу. Существуют две версии относительно того, кто послужил моделью для памятника "Сезонник". Согласно первой - это реальный сезонный рабочий, запечатленный в момент скорби над телом умершего сына. По другой версии - это отец скульптора Шадра, простой сельский плотник.










Дом № 4 по Каланчёвской улице расселён и ожидает то ли сноса, то ли реконструкции. В нём пока ещё работает магазин "Охотник".

Каланчёвская улица. Магазин "Охотник". 1969 год:



























Идём дальше по Каланчёвской улице










Каланчёвская улица. Дом № 15. 1935 год:









Окрестности трёх вокзалов и сейчас изобилуют маргинальными персонажами, приехавшими на заработки, но не нашедшими работы. Функции Биржи труда в последние годы перешли к Комсомольской площади ("плешке"), где можно нанять рабочих для ремонта. Полиция периодически прогоняет артельщиков, но спустя некоторое время тусовка возвращается. Заработанные деньги можно потратить с умом, а можно и пропить тут же, у ларьков на Каланчёвской улице.

В своё время журналист и писатель Владимир Гиляровский прославился как краевед и знаток московского быта. Современная Каланчёвка напоминает о гиляровских сюжетах столетней давности. Здесь хватает бездомных, цыган и жертв всякого рода мошенников. По словам фельдшеров "скорой помощи", чаще всего в руки медиков попадают любвеобильные пассажиры, отравленные девицами-клофелинщицами.

Бездомным помогают благотворительные организации, в определённые дни и часы возле каланчёвской эстакады паркуется автобус "Милосердие". Волонтёры раздают горячую еду, в холодное время года привозят тёплую одежду. В автобусе есть фельдшер, готовый оказать первую помощь. Бездомные жалуются на жестокое отношение к ним вокзальной охраны и полиции, нередки и пьяные драки между самими обитателями "плешки". Контингент нуждающихся в помощи весьма неспокойный и за порядком во время раздачи гуманитарной помощи присматривают дюжие охранники-санитары.
















Каланчёвская улица. 1935-1937 гг.:



В 1860-х годах железнодорожная ветка отделила Каланчёвскую улицу от Каланчёвской площади, в 1909-м была построена каменная эстакада с арками для проезда автотранспорта.







Комсомольская площадь







Свернув на Комсомольскую площадь в сторону Ленинградского вокзала и вглубь к постройкам локомотивного депо, можно полюбоваться уникальной композицией в стиле стим-панка. Механический Ленин (1925 года постройки) не самый известный памятник (он даже не значится в реестре Комитета по охране памятников г. Москвы), но весьма колоритный. На двух колёсных парах установлена сложная конструкция с рычагами, которую венчает скульптура Владимира Ленина. По замыслу рабочих паровозных и вагонных мастерских, монумент должен был буксироваться дрезиной по советским железным дорогам. При помощи рычагов скульптура поворачивалась и Ленин как бы озирал окрестности - великие стройки, необъятные колхозные поля, высотные городские здания. Достоверно неизвестно, путешествовал ли когда-нибудь передвижной Ленин по российским просторам, сейчас за памятником ухаживают, но за десятки лет механизм пришёл в негодность.






















Раритет на Комсомольской площади - один из самых старых сохранившихся телефонных люков. Четыре полустёршиеся буквы аббревиатуры НКПТ - Народный комиссариат почты и телеграфа. Был изготовлен в период с 1918 по 1932 гг. Дизайн рисунка несколько отличается от более поздних люков НКС и МС.




"Строительство гостиницы «Ленинградская» (архитекторы Л.Поляков, А.Борецкий) осуществлялось следующим образом. В бывшее русло реки, на котором стоит гостиница, вбито 1 200 железобетонных свай. Для устройства фундамента вынуто около 50 тыс. кубометров грунта и уложено 14 тыс. кубометров армированного бетона. При сооружении здания строители уложили 8 млн. штук кирпича. Для внутренней и внешней отделки здания использованы белые керамические плитки, мрамор, глазурованная керамика, металл, шокшинский красный кварцит, известняк и другие материалы. В здании гостиницы «Ленинградская» 350 комфортабельно отделанных номеров. Здесь красивые шелковые занавеси и драпировки, ковры, стильная мебель, изготовленная по специальному заказу. 1 октября 1954 г. гостиница пущена в эксплуатацию,"- информирует сайт http://www.apartment.ru/Article/48712560.html

"Из семи сталинских высоток в настоящее время в двух находятся гостиницы. Одна из них расположена на станции метро Красные ворота и называется Гостиница "Ленинградская". Строительство гостиницы длилось на протяжении 1949-1954 годов. Среди всех высоток гостиница отличается самой скромной высотой, которая составляет - 136 метров). Но не смотря, на довольно не большие размеры, по сравнению с другими высотками, здание гостиницы имеет утонченный интерьер, проникнутый древнерусским духом и храмовой архитектурой. Рельеф с изображением Святого Георгия Победоносца, массивные люстры (одна из них освещает 7 этажей) делают гостиницу богатой и красиво оформленной. С 2008 года гостиница имеет название Хилтон Москва Ленинградская, в ней находится 275 номеров, а так же присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства в виде магазинов, салонов красоты, ресторанов и бассейнов. Стоит отметить, что не смотря на капитальный ремонт во всем здании, сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь,"- http://countrymoscow.ru/stalinskie-visotki/stalinskie-visotki-gostinica-leningradskaya.html

Каланчёвская улица. Строительство гостиницы "Ленинградская". 1951 год:
















Станция "Москва-Каланчёвская" появилась в 1865 году. На западной платформе находится вокзальное здание - павильон постройки 1896 года (архитектор Г. В. Войневич). Предполагалось, что именно этот Императорский вокзал должен стать вокзалом, обслуживающим приём и отправку правительственных и прочих важных поездов, начиная с поезда с императором Николаем II, направляющегося на коронацию. В связи с таким особым предназначением павильон работы архитектора Г. Войневича был выстроен из красивого облицовочного кирпича и украшен тарутинским камнем, увенчан куполообразной крышей и башней со шпилем, а отделка, мебель и прочее внутреннее убранство было пышным. Перрон был накрыт изящной резной крышей. Вокруг вокзала были организованы площадь и сквер. Однако, планы были изменены - коронационный поезд из Петербурга прибыл на Брестский вокзал (ныне Белорусский). Позже императорские поезда с императором и монаршей семьей всё-таки использовали изредка этот спецвокзал. Вокзал не всегда эксплуатировался по прямому назначению - после революции в нём размещался райсовет Железнодорожного района Москвы. Спустя некоторое время он стал обычной пассажирской железнодорожной станцией для пригородных поездов.

Станция "Каланчёвская". 1896 год:



Каланчёвская улица. 1935-1936 гг.:



Каланчёвская улица. 1969 год:









Рядом с железнодорожной станцией "Каланчёвская" в 1954 году открылась конечная трамвайная станция. Напротив находился ныне закрывшийся кинотеатр "Перекоп".







Фасад сталинки




Административное здание РЖД







Ворота спортплощадки железнодорожного колледжа № 52




Нечто необъяснимое




Улица, начинающаяся у шумного Садового кольца и пересекающая многолюдную Комсомольскую площадь, завершается провинциально-несуетно малоэтажной жилой, промышленной и административной застройкой.

На фото вверху: Дом № 24 - Жилой дом, 1880 года постройки



















Некоторые здания были реконструированы. Живарев переулок, дом 8: до и после ремонта.







Если что-то и пишут о современном отечественном автопроме, то чаще всего либо глумятся над Ладой, либо рекламируют ё-мобиль. Как будто других тем нет. А ведь у нас до сих пор производятся уазовские фургоны с культовым кузовом "буханка" разных модификаций. Такой консерватизм в дизайне вполне достоин попадания в Книгу рекордов Гиннесса.



архитектура, история Отечества, Москва

Previous post Next post
Up