Славянская мифология. Болотники и Болотницы

Aug 31, 2014 08:15

Оригинал взят у kroshka77 в Славянская мифология. Болотники и Болотницы
Болотница (Болотная баба) - молодая женщина, увлекающая людей в болото; дух болота, "хозяйка болота"; жена Болотника.

«При гадании на перекрёстке один из его участников выходит в круг, предварительно сняв крест, другой же с ухватом или сковородником ходит по-за кругу против Солнца и приговаривает:
"Лешие, лесные, болотные, полевые, все черти, бесенята, идите все сюда, скажите, в чём моя судьба!"» (Костромская область);
«А ину пору видают среди чарусы (трясина видом луговины) Болотницу" (Владимирская область).



Одно из описаний Болотного: человек с длинными руками, тело покрыто шерстью, хвост тоже длинный, крючком. В поверьях некоторых районов России отмечены Болотник и Болотница, "специализирующиеся" на затаскивании людей в трясину. Однако сведения о подобных существах немногочисленны.
В поверьях Нижегородской губернии ("литературная" версия П.И. Мельникова-Печерского) коварная Болотница "из себя такая красавица, какой не найдёшь в крещёном миру", но с гусиными ногами.

Чаще Болотниками именуются различные мифологические персонажи, обитающие в болоте и сохраняющие свои обычные характерные черты, а также нечистая сила неопределённого, расплывчатого облика.
Болотные "хозяева" в народных воззрениях нередко смешиваются с Лешими, Водяными, а называются при это чертями.

На Новгородчине полагали, что на болотах "живут болотные духи. По ночам они зажигают огни на болотах и заманивают к себе людей".



В рассказе Череповецкого уезда Новгородской губернии действиям болотных чертей приписывается порча леса, предназначаемого для постройки дома (при перевозке его через болото):
«Это болото пользуется у народа дурной репутацией, говорят, что в нём много чертей живёт. Прежде чем купить уголок леса на избу, крестьянин решает вопрос:
"Где купить - по эту или по ту сторону болота?" За болотом лес подальше от селений и продаётся подешевле, но дело в том, что некоторые соседи брали лес за болотом... да у них всё не ладно ладилось - то выгорят, то хозяин умрёт, то скотина плохо ведётся. То шалит над брёвнами "болотный чёрт", когда их провозят через болото.
И решает мужик купить лес по эту сторону болота».

Подобно оврагам, провалам, ущельям, болото - опасное, неопределённое ("ни вода, ни земля") место, излюбленное нечистой силой.
В Вологодской губернии в болоте "селили" бесов, в Смоленской - Водяного; согласно общерусским поверьям, в болоте традиционно обитает Леший (на Урале кочечного, болотного чёрта (Лешего) именуют "Анцыбал").



В огромном моховом болоте Муромского уезда "неоднократно видят русалок", схожих по облику, действиям и с Болотницами, и с водяницами.
"Расчёсывая свои длинные волосы", русалки "кличут к себе путников на разные голоса и губят оплошавших" (Владимирская область) (Добрынкина, 1900 год).

Болото - типичное место действия рассказов о чёрте, что отражено и в поговорках
"Было бы болото, а черти будут";
"Всякий чёрт своё болото хвалит";
"Не ходи при болоте - чёрт уши обколотит"
(Даль, 1880 год);
"В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся" (Нижегородская область).

В ряде районов России Болотная баба напоминает Болотницу.
В поверьях Вологодчины образ болотной "хозяйки" сливается с образом "вольной старухи", лешачихи: "Вольная старуха в шестьдесят шестом году с болота-то вышла. Голова что кузов".

В Поморье Болотная баба - "хозяйка" тундры.



ЗЕМЛЯ СО ДНА ОКЕАНА

Давным-давно, когда Белбог боролся с Чернобогом за власть над миром, земли еще не было: всю ее сплошь покрывала вода. Однажды ходил Белбог по воде, смотрит - навстречу ему плывет Чернобог. И решили два врага на время примириться, чтобы создать в этом безбрежном океане хоть островок суши.
Белбог мечтал основать царство добра, ну а Чернобог надеялся, что здесь будет царить только зло. Стали они по очереди нырять и наконец-то отыскали на глубине немного земли. Белбог нырял усердно, он поднял на поверхность много земли, а Чернобог скоро оставил эту затею и только сердито смотрел, как обрадованный Белбог начал разбрасывать землю, и всюду, куда она ни падала, возникали материки и острова.



Лесное болото.Кириллов Сергей Алексеевич

Но Чернобог часть земли затаил за щекой: он по-прежнему хотел создать свой мир, где будет царить зло, и только и ждал, чтобы Белбог отвернулся.

В это мгновение Белбог начал творить заклинания - и на всей земле стали появляться деревья, проклюнулись трава и цветы. Однако, повинуясь воле Белбога, начали прорастать растения и во рту Чернобога! Крепился он, крепился, надувал, надувал щеки, но наконец не выдержал, и начал выплевывать спрятанную землю.

Так и появились болота: земля пополам с водой, корявые деревца и кусты, жесткая трава.

А со временем здесь поселились болотники и болотницы, так же как в воде - водяные и водяницы, а в лесу - лешие и лесовунки.



Валерий Славук.Болотник. Беларус на болотных лыжах.

Болотник (болотяник, болотный) - злой дух болота, где он живет с женой и детьми.
Женой его становится дева, утопшая в болоте. Болотник - родич водяного и лешего.
Он выглядит как седой старик с широким, желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину. Любит гулять по берегу, пугать идущих через болото резкими звуками, вздохами; выдувая воздух водяными пузырями, громко причмокивает. Болотник ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет лоскут зеленой травы, или корягу, или бревно - так и манит ступить, а под ним - трясина, глубокая топь!
Ну а по ночам выпускает он души детей, утонувших некрещеными, и тогда на болоте перебегают-перемигиваются блудячие синие огоньки.
Болотница - родная сестра русалкам, тоже водяница, только живет она на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она неописуемо прекрасна, бесстыдна и прельстительна, а в цветке сидит, чтобы спрятать от человека гусиные свои ноги, вдобавок - с черными перепонками. Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется ее утешить, но стоит сделать к ней хоть шаг по болотине, как злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину.

болотка, язычество

Previous post Next post
Up