В традиционных обществах лучше воспитывают детей?

Apr 18, 2013 22:04

Оригинал взят у matveychev_oleg в В традиционных обществах лучше воспитывают детей?
Биолог-эволюционист Джаред Даймонд утверждает, что дети в традиционных обществах общительнее и любознательнее, а также обладают более развитым воображением. По его словам, причина тому - воспитание.

В различных странах мира в воспитании детей используются совершенно разные, а иногда даже противоположные подходы. Если в некоторых обществах шлепки - совершенно обычное дело, то в других они могут стать причиной развода. Тем не менее, различия не сводятся к одному лишь отношению к физическим мерам воспитания.

В своей последней книге «Мир вчерашнего дня: Чему мы можем научиться у традиционного общества?» (The World until yesterday: What can we learn from traditionnal societies?) преподаватель географии Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе и знаменитый биолог-эволюционист Джаред Даймонд (Jared Diamond) противопоставляет воспитание юных американцев воспитанию детей в традиционных обществах Новой Гвинеи.

Различий здесь целое море: в рассмотренных Джаредом Даймондом маленьких обществах ребенку не позволяют плакать, чтобы «научить его самоконтролю», в противоположность тому, что делается в современных обществах западных стран. Кроме того, ответственность за детей ложится на всю группу, а не только родителей, чего, как легко догадаться, почти никогда не случается на Западе. В таких маленьких традиционных обществах детей всегда держат за руку или на руках родители, другие взрослые или даже дети постарше, тогда как в США их обычно оставляют одних в колыбели. В отличие от описанных американским ученым обществ Новой Гвинеи на Западе матери меньше кормят детей грудью и не укладывают их спать рядом с собой. Наконец, дети в традиционных обществах обладают куда большей свободой выбора с самого раннего возраста.



Такой непохожий подход к воспитанию естественным образом формирует совершенно разных подростков и взрослых. Джаред Даймонд приводит наблюдения нескольких ученых, из которых следует, что дети в традиционных обществах плачут меньше своих западных «собратьев», что они общительнее, любознательнее, увереннее в себе и изобретательнее, а также обладают более развитым воображением. По сути, они вообще гениальны. Они не превращаются в маленьких чудовищ в подростковом возрасте и умеют делиться.

Получается, что небольшим традиционным обществам удалось найти идеальную модель воспитания? Подобное утверждение все же вызывает сомнения. Во-первых, утверждение о большей «независимости и общительности» людей в таких обществах опирается исключительно на наблюдения и впечатления. Другими словами, ничто так и не было научно доказано. Кроме того, в воспитании не бывает чего-то абсолютно черного или белого, здесь нужно найти золотую середину, уметь приспосабливаться. Поэтому различия в воспитании детей в западном мире и традиционных обществах, вполне вероятно, объясняются непохожими условиями жизни.

В таких странах как США, где детям с самого раннего возраста приходится иметь дело с духом борьбы и конкуренции, родителям лучше начать готовить их к этому с малых лет. К тому же, в результате перемены нравов (по крайней мере, на Западе) за последние несколько десятилетий все больше женщин выходит на работу. И им больше не приходится заниматься детьми целый день. Таким образом, культура в очередной раз позволяет отчасти объяснить различия в воспитании.


Вместо того, чтобы (оправданно или нет) заниматься критикой, лучше было бы попытаться осознать, что воспитание детей на самом деле гораздо гибче, чем нам кажется.

Atlantico обратился за комментариями к психологу и психоаналитику Монике де Кермадек (Monique de Kermadec).

Atlantico: В своей последней книге биолог-эволюционист Джаред Даймонд противопоставляет воспитание на Западе и в маленьких традиционных обществах. Он утверждает, что в традиционном обществе дети общительнее и любознательнее. Что вы об этом думаете?

Моник де Кермадек: В традиционных обществах дети гораздо больше контактируют со взрослыми, чем на Западе. Таким образом, они ощущают другое отношение к себе с самого раннего возраста. В таких малых обществах модель воспитания способствует развитию социального и эмоционального интеллекта.

Сравнивать две системы воспитания сложно, потому что мы живем в обществе, которое разделяет детей и родителей. Так, например, вам будет очень непросто привести ребенка на работу! Мне кажется, что главный вопрос звучит следующим образом: как научить жить в мире, в котором мы с вами живем? Дети должны быть готовы к миру, где у нас все меньше связей с другими, и нужно уметь выкручиваться самому. Воспитание детей на Западе оставляет их одних. Тем не менее, оно вовсе не обязательно учит их разбираться со всем в одиночку.

- Чему мы можем научиться у традиционных обществ в плане воспитания?



- Модель воспитания в традиционных обществах (дети растут в контакте со взрослыми, в группах смешанных возрастов и получают возможность учиться на собственном опыте) кажется мне хорошим предложением. Но как реализовать нечто подобное на практике в обществе, где родители видят детей очень редко? Предлагаемая традиционным обществом система - это идеал. Кроме того, она соответствует воспитательной модели, которая некогда существовала и в наших западных обществах: дети ходили в школы без жесткого раздела на возрастные группы, находились в постоянном контакте со взрослыми и обладали широкой свободой, которая позволяла им узнать куда больше самостоятельно. Пришедшие вместе с индустриальным обществом перемены оказали огромное влияние на условия воспитания.

Сегодня в воспитании детей мы полагаемся почти исключительно на слова, а не на непосредственный опыт. Тем не менее, если много говорить, но никак не подкреплять это практикой, думаю, что ребенок не будет готов к современному миру со всеми его опасностями. Ребенок может не обжечься, потому что взрослый рассказывает ему о том, что нельзя касаться огня. Но сегодня у нас просто предпочитают не пускать детей на кухню, и они могут получить ожоги, как только окажутся у огня.

- Чем можно объяснить такие различия в воспитании детей?

- Причиной изменения нашего подхода к воспитанию стали перемены в обществе. Всего лишь 30 или 40 лет назад дети могли спокойно играть без присмотра на улице. Сегодня же после школы они сразу же идут домой, а рядом с ними всегда находится взрослый. То есть, у них меньше возможностей для того, чтобы ощутить свободу и научиться чему-либо на собственном опыте. Наше общество сделало это практически невозможным: школа находится далеко, и чтобы попасть туда, нужен транспорт. Жизнь в условиях большого города не позволяет использовать модель традиционного общества. Причем это касается не только менталитета: материальные условия жизни привели к коренным изменениям в системе воспитания.

- Существует ли идеальное воспитание? Если да, то как оно выглядит?

- Я бы сказала, что в идеальной системе воспитания всегда находится место для общения между взрослым и ребенком. При таком воспитании дети учатся не только на книгах и различных советах, но и получают возможность узнать что-то на практике. Кроме того, ребенок не должен жить в жестко огороженном мирке своих сверстников: он должен быть в состоянии воспользоваться опытом старших и передать собственный младшим.

- Все это так непохоже на модель воспитания в наших западных обществах...

- Это действительно так, но мы все же можем добиться того, чтобы наши дети общались с теми, кто старше и младше их самих. Только мы с вами можем расширить эти горизонты для наших детей. Сейчас мы живем в тесных семейных ячейках, и контакты с родственниками уже далеко не так часты как во времена, когда несколько поколений жили под одной крышей. Но с этим также можно справиться: нужно наладить общение ребенка с его дедушкой и бабушкой или другими людьми в возрасте, которые могут поделиться с ним своими воспоминаниями и опытом. Чем дольше мы живем в больших городах, тем больше мы вынуждены прикладывать осознанных усилий для того, чтобы вернуть некоторые качества старой системы воспитания детей.
"Atlantico", Франция

цивилизация, дети, традиция, религия, воспитание

Previous post Next post
Up