Благая весть сошла на землю...

Apr 07, 2014 13:23

Оригинал взят у sefeol в Благая весть сошла на землю...
Благовещенье в искусстве.

Благовещенье один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием о сообщении благой вести архангелом Гавриилом о грядущем рождении Девой Марией Иисуса Христа.

Подборка репродукций на тему Благовещения.



Фра Беато Анджелико. Благовещение. Фрагмент алтарного образа, ок. 1426.

«Благовещение» - один из алтарных образов на тему визита архангела Гавриила к деве Марии, написанных фра Беато Анжелико, в настоящий момент находится в экспозиции Прадо.
* Ок. 1426 года (по другим источникам, в 1430-1432): была написана для церкви Санто Доминго де Фьезоле (Santo Domingo de Fiesole), вблизи Флоренции.
* 1611 год: оказалась в Испании. Герцог Марио Фарнезе приобрёл картину для герцога Лермы. Последний распорядился поместить её в церкви Сан Доминго в Вальядолиде.
* Работа попала в мадридский монастырь Дескальсас Реалес.
* 1861 год: передана в Прадо.




Сандро Боттичелли. Благовещение. 1489-90 гг.



Хуберт ван Эйк. Благовещение. 1440. Метрополитен музей, Нью-Йорк, США.



Фра Филиппо Липпи. Благовещение. 1440. Часовня Мартелли в соборе Сан-Ларенцо. Флоренция.



Фра Филиппо Липпи. Благовещение. 1443-45. Пинакотека, Мюнхен.

Старая Пинакотека (Alte Pinakothek) - знаменитый музей, расположенный в Мюнхене на Barerstrasse, хранит более 9000 картин 1400 европейских художников с 14 в. по 18 в. Жемчужиной музея являются залы старых немецких мастеров. Особенностью музея является то, что в нем хранятся и выставляются исключительно картины, что заложено в его названии (пинакотека - греч., картинная галерея).
Новая Пинакотека (Neue Pinakothek) была открыта в 1853 (25 октября). Целью музея было коллекционирование произведений лучших современных немецких художников - такую задачу ставил перед собой Людвиг I Баварский, основатель Новой Пинакотеки.



Фра Филиппо Липпи. Благовещение. Национальная галерея античного искусства во дворце Барберини (Рим).



Фра Беато Анджелико. Благовещение. Ок. 1437-1446. Фреска. Музей Св. Марка, коридор (бывший доминиканский монастырь), Флоренция.

Фра Беато Андже́лико (Анжелико, итал. Fra Beato Angelico, букв. «брат Блаженный Ангельский», собств. имя Гвидо ди Пьетро, имя в постриге Джованни да Фьезоле), (1400-1455) - итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, доминиканский монах.
На этом «Благовещении» имеется деталь, требующая объяснения: зарешеченное окно, виднеющееся в глубине коридора на самой дальней стене. Программным для этой детали, по-видимому, было безусловно известное художнику рассуждение Св. Антонина (вероятнее всего, курировавше­го работу над росписями монастыря) в его «Summa Theologia»: «Смертный грех приходит через окно, если оно не заперто, как ему надлежит быть». Фра Анджелико сделал окно центром схождения перспективных линий, придав тем самым ему большое - символическое - значение.



Благовещение. Мозаики на двух столбах Собора Святоой Софии в Киеве, ок. 1040 г.

Старейшее изображение сцены в русском искусстве. В руках у Богоматери - красная пряжа, пришедшая из апокрифических рассказов.



Часослов Нотр-Дам. Ок. 1400. Городской Музей древнего искусства. Палаццо Мадама, Турин, Италия.



Мазолино да Паникале. Благовещение. 1425-30. Национальная художественная галерея, Вашингтон, США.



Флемальский мастер (Робер Кампен). Благовещение. Ок.1430. Музей Прадо, Мадрид.

Робер Кампен, называемый Флемальский мастер (нидерл. Robert Campin; ок. 1378 - 26 апреля 1444, Турне) - нидерландский живописец, стоящий у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»).



Петрус Кристус. Благовещение. Берлинские государственные музеи, Германия.



Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1430-е. Фрагмент алтарного образа. Темпера.



Фра Беато Анджелико. Благовещение. Ок.1450. Музей Св. Марка.



Карло Кривелли. Благовещение со святым Эмидием. 1488.



Мельхиор Брудерлам. Фрагмент алтаря «Благовещение и Встреча Марии с Елисаветой». Дижон. Музей изящных искусств.



Франческо дель Косса. Благовещение (вторая половина XV века).Дрезден. Картинная галерея.



Миниатюра из «Псалтыри святого Альбана», XII век. Церковь Сен-Готард, Гильдесгейм.



Фреска. Ок. 1200 г.Замок Appiano (Burg Hocheppan), Италия.



Благовещение. Мозаика. 1291. Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия.

Санта-Мария-ин-Трастевере (лат. Sanctae Mariae trans Tiberim) - титулярная базилика в районе Трастевере, возможно, одна из самых старых церквей Рима, посвященных Богородице.



Фра Филиппо Липпи. Благовещение. Фреска. 1467-69. Собор Дуомо, Сполето, Италия.

Сполето (Spoleto, 63 км юго-восточнее Перуджи) - один из самых древних и очаровательных городов центральной Италии. Основанный римлянами ещё в III в. до н. э., впоследствии он стал столицей огромного Лангобардского герцогства.
Сегодня Сполето широко известен благодаря ежегодному Фестивалю двух миров (один из ведущих фестивалей искусств в Европе), а также красотой своих старых кварталов и церквей.
Старый город живописно раскинулся на склоне холма, над которым возвышается замок Рокка-Альборноциан (1359-1370 гг.).



Мариотто ди Нардо. Благовещение. 1395. Пинакотека Ватикана, Ватикан.



Карло Кривелли. Благовещение Пресвятой Богородицы. Штеделевский художественный институт, Франкфурте-на-Майне, Германия.



Робер Кампен. Благовещение. (Алтарь Мероде). 1420-1430. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.

Алтарь назван по имени своего прежнего бельгийского обладателя графа Карла де Мероде, который стал владельцем этого триптиха, взяв в жены Марию Николеттуд Аренберг в 1848 году. Произведение хранит следы исправлений и добавлений, что до сих пор составляет предмет научных споров.

Центральный сектор изображает Благовещение. Архангел Гавриил в белоснежном одеянии священника чудесным образом проник в запертую комнату Марии, чтобы возвестить ей о Непорочном зачатии. Жест архангела сопровождается появлением в луче света миниатюрного младенца Иисуса, который попадет в утробу матери уже сформированным и даже с крестом. Подчеркнуто скромная Мария сидит перед скамьей, а не на ней, наполовину на подставке для ног, наполовину на подушке, лежащей на плитках пола. Полностью поглощенная чтением, она еще не заметила архангела.

Само по себе Благовещение является самым ранним в живописи изображением данного сюжета не в часовне, а в домашней обстановке. Предполагается, что это уединенная комната в доме в Назарете. У архангела Гавриила нет ни посоха, ни эмблемы; Святой Дух также отсутствует.

Ваза с лилиями и котелок (или сосуд для мытья рук) несложно трактовать в качестве символов чистоты Марии, так как они часто встречаются в других произведениях в аналогичном контексте.

Сложнее объяснить наличие дымящейся восковой свечи, которая вот-вот погаснет. Известный момент из видения Святой Бригитты Шведской говорит о том, что земной свет уступит место свету божественному; но эти слова относятся к рождению Христа, а не ко времени его зачатия. Может быть, свеча, зажженная для чтения, гаснет просто-напросто из-за колебаний воздуха, вызванных неожиданным появлением архангела в комнате, на что также указывают переворачивающиеся страницы книги.

Источник.

искусство, праздник, Богородица, иконы, православие

Previous post Next post
Up