Проханов: миф XXI века

Feb 27, 2013 21:28



Главред газеты "Завтра" Александр Проханов в канун своего юбилея покинул Москву, "зарылся в снега", ка­нул в глубину России - туда, где незыблемой стеной стоят вековые хвойные леса и лежат пластами величай­шие нетронутые снега. Он уехал подальше от столичного шума, от торжеств и славословий. Перед отъездом попросил коллектив "Завтра" вести себя сдержанно, не давать волю "юбилейной панике". А законным подар­ком к своему 75летию просил считать публикацию в газете фрагмента своего нового романа. Но, пусть же простит наше своеволие Главный редактор, нам трудно удержать себя в оговоренных рамках.

Тем более, что помимо пожеланий сил, здоровья, творческих успехов и других искренних знаков почтения, любви и благодарности, хочется сказать и о некоторых сущностных моментах бытия Проханова именно как ре­дактора газеты, как мыслителя и общественного деятеля.

Проханов - мифотворец в высоком, животворящем значении этого слова. Ведь миф - это не ложь, не выдум­ка, не пропагандистский шаблон, но, напротив - усугубленная, спрессованная сверхреальность, о чем писал в своих трактатах русский философ Алексей Лосев.

Три мифологемы, три формулы, три направления открыл, обозначил и последовательно развивает на страницах "Завтра" Александр Проханов.
Первое направление связано со словом "Империя". Именно газета "Завтра" во главе с Прохановым вернула это слово в идеологический и политический контекст современности. Слово "имперский" вернулось в Россию с положительными коннотациями, и теперь ассоциируется со словами: "интегральный", "общий", "братский", "держава", "универсум", "ойкумена"…

Более того, Проханов сформулировал утопическую концепцию Пятой империи, которая породила в обществен­ном сознании целый пласт имперских представлений, а ее актуальной проекцией стала идея создания Велико­го Евразийского союза.

Космический, романтический миф об империи противостоит мелкотравчатому приземленному национализму любых мастей. Он опирается на универсальность русского сознания, на национальный характер. Ибо русских не удалось и не удастся подвести к мелкому историческому сутяжничеству, к поведению народов, стремящих­ся урвать для себя кусок пожирнее. Империя не приемлет пошлости, провинциальности и одномерности. Это всегда хор, полифония, величайшая мозаика, умело сложенная из народов и территорий. Империя хранит, вби­рает и преобразует всю цветущую сложность континента. Денно и нощно сражается на два фронта. Битва идет с химерой инфернального глобализма, порождением финансовых элит Запада, а также с хорьками - предста­вителями местечкового эгоистичного национализма, который частное ставит всегда выше общего…

Второе направление - это возвращение в политический и идейный контекст имени Сталина. Многочисленные "сталинские" публикации газет "День" и "Завтра" можно было бы объединить в целый труд "Вопросы неостали­низма". Миф о Сталине включает в себя представление о целостности и неразрывности русской истории. Ста­лин - не только великий стратег и строитель, но соединитель эпох, удерживающий в своей длани весы про­шлого и будущего. Именно Сталин преодолел великую смуту и "поженил" красных и белых в священном мае 1945 года. Сталин - творец особого уклада, основанного не на деньгах, а на духе. Здесь работали античные представления об общем деле, общей вещи, коей являлась Красная империя, первое в мире социалистичес­кое государство. Одухотворенность и высшую этику исповедовало сталинское поколение, доказавшее, что "невозможное возможно". Сталин - практик и провозвестник "русской альтернативы", общественного строя: "национального по форме, социалистического по содержанию".

Сталин - также символ "динамического патриотизма". Не консерватизма, нет! Консерватизм все же от слова "консервы"… Сталин призывает не окапываться в существующих устоях, но зовет, во что бы то ни стало, на штурм будущего.

Сталинизм, основанный на фундаментальных принципах народного сознания, открывает запечатанный творчес­кий потенциал нации, всецело устремлен на развитие личности и социума, генерирует солнечную действитель­ность, не прощает любые формы извращений и декаданса.

Третье направление, самое важное и таинственное. Речь о Фениксе бессмертия.

Проханов со страниц газеты провозгласил "Пасхальный смысл русской истории".

Ведь Империя нужна не ради империи и не ради слитков, консервов, технологий и высоких правительствен­ных учреждений. Цель накопления богатств, пространств, народов лежит за пределами прагматической логи­ки. Есть только одна сверхзадача сверхзадач - бессмертие. О бессмертии толковали русские светочи и про­роки. О нем писали в своих трудах космисты. О бессмертии сказано в православном Символе Веры.

Проханов провозгласил Бессмертие национальной идеей России. Он - певец России вечной, невечерней не­гасимой зари над ее просторами.
Радуйся, Александр Андреевич! Сражайся и веруй! Мы рядом, мы здесь! Мы - это близкие и заметные тебе люди, а также далекие и невидимые, незнаемые тобой, нынешние и завтрашние, и пока еще не родившиеся твои потомки, читатели, ученики и последователи. На наших знаменах - не черепа с костями, но золотые ним­бы, знаки вечного рассвета и надпись: "ЧАЕМ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ И ЖИЗНИ БУДУЩЕГО ВЕКА!"
Редакция «Завтра»
http://www.zavtra.ru/content/view/prohanov-mif-xxi-veka-2013-02-27-000000/

юбилей, Проханов

Previous post Next post
Up