Оригинал взят у
boris_yakemenko в
КНИГИ ОТЗЫВОВ О МЕТРОВ каждом музее на видном месте лежит «Книга отзывов». В ней после осмотра экспозиции можно поделиться впечатлениями, поблагодарить создателей музея, указать на желательные изменения. Есть «книги жалоб и предложений» в магазинах и службах быта - в них можно проклясть халтурщиков и, наоборот, поблагодарить. Или, опять же, внести предложение. «Книги жалоб и предложений» стали отдельной темой советской жизни и быта. Но почти никто не знает и мало кто помнит, что несколько десятков лет тому назад «Книги записи впечатлений» существовали … в московском метро. После открытия новой станции книга выкладывалась на видное место и любой человек мог оставить свои впечатления от увиденного, указать на недостатки, что-то предложить. Эти книги стали отдельным документом эпохи. Их интересно сравнивать между собой.
Ниже представлены две таких книги - «Книга записи впечатлений» со станции метро «Белорусская» (1952 год) и со станции метро «Кузьминки» (1966 год). Записи в первой книге сделаны многословно, нередко красивым почерком, чернильной ручкой и в полном соответствии с риторикой того времени - благодарностями Сталину и правительству. Записи во второй книге гораздо короче и намного менее эмоциональны, в основном сделаны шариковой ручкой, но по-прежнему есть благодарности партии и отдельным людям. Поскольку данные записи никто не принуждал делать, совершенно очевидно, что риторика и благодарности были совершенно искренними. «Книга записи впечатлений» на одну станцию обычно составляла несколько томов.
Обложка книги
Записи
Записи
Записи
Критический отзыв о качестве пола на станции. Примечательно, что человек, критиковавший что-либо в данной книге, должен был подписаться полностью и оставить либо домашний адрес, либо телефон.
Записи. Любопытна запись "старой подпольщицы", которая "шатала в детстве трон".
А вот записи о станции "Кузьминики"
Записи
Записи
Сегодня такие книги не существуют и стали достоянием истории. Во многом это произошло потому, что московское метро, одно из красивейших в мире и вошедшее в американский каталог «200 мест на планете, которые надо посетить, прежде чем умереть», сегодня почти не воспринимается как явление культурной и политической жизни, как своеобразный гимн эпохе и возможностям страны. А воспринимается сугубо утилитарно, как тот самый автомобиль Остапа Бендера, который был «не роскошь, а средство передвижения».