Оптина Пустынь и «политтехнологи»

Nov 27, 2012 21:07

Виктор Саулкин
Мы предлагаем читателю распечатку записи беседы на радио «Радонеж» с обозревателем, иконописцем Виктором Александровичем Саулкиным.
Вопрос: Виктор Александрович, в последнее время в некоторых СМИ появился ряд материалов, в которых очень критично отзываются о современной Оптиной Пустыни. Один из таких материалов подписан автором «Виктор Оптинский». Вы много лет бываете в Оптиной, сопровождаете паломников от паломнической службы «Радонеж», посвящали передачи Оптиной Пустыни. Как Вы могли бы оценить достоверность подобных критических отзывов о современной жизни монастыря?


В. С. Действительно, в последнее время появилось много подобных материалов в СМИ, и они явно исходят из одного источника. Признаюсь, я не удивлен полетом творческой фантазии этих журналистов. После информационной компании, развязанной против Боголюбова, многие предсказывали, что следующей попыткой выставить православные монастыри «оплотами мракобесия» станет клеветническая компания на Оптину Пустынь. Не трудно догадаться, кто стоит за подобными публикациями. Поверьте, никому из тех, кто бывает в Оптиной, кто с благоговением относится к памяти преподобных старцев, никогда бы не пришло в голову подписываться таким псевдонимом: «Виктор Оптинский». Оптинский для православных - это преподобный батюшка Амвросий, оптинские для нас преподобные старцы, чьи мощи почивают в святой обители, а не какой-то бесфамильный журналист. Это даже не дерзость со стороны автора статьи, а обыкновенная наглость и к тому же невероятная глупость. Ясно, кто пишет подобные статьи, кто способен так подписывать свои материалы. Не один православный человек никогда такого бы себе не позволил.

Вопрос. Но почему именно Оптина стала объектом этой травли?

В.С. Нетрудно догадаться. Ведь Свято-Введенская Оптина Пустынь - второй монастырь, который вернули Церкви. Первым отдали Свято-Даниловский монастырь в Москве. Обе обители стали возрождаться из руин и невероятного запустения. Я думаю, нет необходимости напоминать о том, что в те годы для нас означало восстановление Даниловского монастыря и возвращение Церкви Оптиной пустыни. Как выглядела Оптина 20 лет назад, тому, кто сегодня приезжает в монастырь, представить невозможно.

Полуразрушенные монастырские стены. На месте Владимирского храма - ровно утоптанная земля. На месте Казанского - четыре разрушенные кирпичные стены без крыши. Пустырь, заросшие травой развалины, от могил Оптинских старцев не оставалось даже и следа. В те годы я был очевидцем, как бравый полковник-артиллерист в папахе, с чапаевскими усами, глядя на монастырскую разруху, объяснял своей семье: «Работала, вероятно, авиация...». Ни артиллерия, ни авиация по Оптиной не работали. Разрушала монастырь дикая и неутолимая ненависть богоборцев к православной святыне. С архимандритом Евлогием, который возрождал и восстанавливал Свято-Даниловский монастырь, в Оптину Пустынь прибыли несколько монахов, вынесли битые кирпичи и мусор из уцелевшей надвратной башни, отмыли полы и отслужили первую службу.

В наши дни богослужения совершаются в Введенском и Казанском соборах, во Владимирской церкви, в новом Преображенском храме. Но в Оптиной Пустыни восстановлены не только храмы. У монастыря в Воскресный день обычно стоят не меньше 20-25 автобусов и десятки машин. Паломники приезжают из Сибири, с Урала, с Украины. Оптина в современной России возродилась и стала таким же духовным центром, каким была в Российской империи, когда тысячи людей стремились попасть к оптинским старцам.

Приезжают, конечно же, и сегодня. Прежде всего, к преподобным старцам Оптинским. Приезжают к ним как к живым. Батюшке Амвросию, и всем старцам Оптинским молятся и в Австралии, и в Канаде, и на Дальнем Востоке, получая в ответ благодатную помощь. Но, приезжая в Оптину, мы приходим в родную обитель преподобных старцев. Все, кто часто бывает в Оптиной Пустыни, знают, что в Оптиной все, что происходит с тобой, происходит по благословению преподобных старцев Оптинских. Ты у них в гостях. Причем, не всегда то, что происходит, совпадает с твоими желаниями и планами. Случается, что только спустя некоторое время ты понимаешь, почему все складывалось именно так, в чем был Промысел Божий. Все, кто часто бывает в Оптиной Пустыни, могут подтвердить мои слова. Молитву Оптинских старцев, их благодатное присутствие чувствуют все, кто приезжает в монастырь. И паломники стараются вести себя, если можно так сказать, внимательно и вежливо, как гости в присутствии хозяев святой обители - преподобных старцев.

Вопрос. Виктор Александрович, когда Вы первый раз побывали в Оптиной Пустыни?

В.С. Моя жизнь с Оптиной связана с 1988 года, когда я по благословению одного из наших архиереев, написал икону святых, прославленных к 1000-летию Крещения Руси. Среди них был и преподобный Амвросий Оптинский. Надо заметить, что владыка, через своего духовного отца, был связан со старой Оптиной. По-видимому, по его молитвам и привел меня Господь в Оптину Пустынь. С тех пор особенно почитаю преподобного старца Амвросия, всех Оптинских старцев и считаю милостью Божией то, что все эти годы почти каждый месяц удается посещать Оптину. Да и деятельность общества «Радонеж» тесно связана с Оптиной. В 1989 году в Москве, а затем в Петербурге «Радонеж» организовывал две выставки «Царский архив» и «Оптина Пустынь и ее время». В Петербурге выставка, посвященная Оптиной, проходила в только что возвращенном Церкви Владимирском храме. Среди тех, кто устраивал выставку, был о. Геннадий Беловолов, тогда еще мирянин. А в 1996 году, когда торжественно прославляли собор старцев Оптинских, о. Геннадий служил раннюю литургию в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной... Одно из первых мероприятий общества «Радонеж», в том же 1989 году, - вечер в клубе «Меридиан», посвященный Сергею Александровичу Нилусу. Жизнь Сергея Александровича тесно связана с Оптиной, для многих знакомство с Оптиной начиналось с его книги «На берегу Божьей реки». Почти 20 лет в Оптинском лесу располагается летний лагерь православной гимназии «Радонеж»,

Как молитвы старцев влияют на жизнь всех, кто приходит в эту святую обитель на берегу «Божьей реки», могут, конечно же, рассказать очень многие из паломников. Все знают, как Оптина связана с Русской литературой. Могилки Киреевских, находятся рядом с могилой их духовника - старца Макария. Чем была Оптина для Гоголя, Достоевского, думаю, тоже нет необходимости напоминать. Скит удалось сохранить в советское время, потому, что там располагался литературный музей. Сегодня о том, что значит Оптина в их жизни, много могли бы рассказать профессор Владимир Алексеевич Воропаев и писатель Виктор Николаев. Виктор две свои последние книги написал, почти все время находясь в Оптиной. Да и не только писатели, очень многие мои знакомые благодарят Бога, за то, что обрели для себя этот «островок Неба» на земле. И, мы все, повторю, понимаем, что в Оптину приезжаем в гости к преподобным старцам. Каждый из нас имел возможность в этом убедиться.

Тем более, это осознают современные насельники Оптиной Пустыни, и считают себя смиренными послушниками в обители преподобных старцев Оптинских, и чувствуют всю ответственность перед святыми старцами и Оптиной, куда привел их нести послушание Господь.

Конечно, я не стану утверждать, что в Оптиной все только замечательно и благостно, нет никаких проблем. Монастырь-то живой, значит идет и духовная брань, преодолеваются всевозможные искушения. Приходится решать многочисленные хозяйственные задачи. Мне, например, сегодня очень не хватает той простоты, которая была в Оптиной в первые годы. Но это, наверное, естественно. Одно дело, когда в монастыре подвизается два-три десятка иноков и послушников, приезжает два-три автобуса паломников, совсем другое, когда число братии переваливает за сотню, огромное подсобное хозяйство, монастырские подворья в Москве и Петербурге, а летом на автобусной площадке стоят по воскресным дням не меньше двадцати - двадцати пяти автобусов и десятки машин. Другие заботы, другие сложности и другие искушения.

Преподобный Амвросий написал, что после отмены крепостного права в обитель стали приходить люди простого звания, гораздо хуже приспособленные к монашеской жизни; меньше природного смирения и терпения. Что же говорить о наших современниках. Но именно современные насельники Оптиной и возродили обитель. А каких трудов (даже не духовных, о которых нам неведомо), а просто физического тяжелого труда, болезней, стоило это первым насельникам Оптиной, думаю, многие могут представить.

Но рассуждать о монастырской жизни, о ее сложностях и искушениях, нам, мирянам, не пристало. Преподобный старец Лев Оптинский любил повторять, что если бы люди знали, какие искушения и скорби ожидают тех, кто вступает на монашеский путь, то никто бы не решился на постриг. Господь до времени эти скорби скрывает. Но, если бы люди знали, какие духовные утешения Господь и Пресвятая Богородица посылает монахам, то в миру бы никого не осталось. Нам с вами это тем более неведомо.

Монашеская жизнь нам знакома по «Добротолюбию», по «Патерикам». Поэтому рассуждать об этом за чаем в семье, или с паломниками в монастырской гостинице, приехав на два-три дня, даже на неделю, легко и приятно. Но понять невозможно. Монашеская жизнь - это прежде всего духовная брань, молитвенный подвиг, подвиг послушания, нам неведомый и нами не пережитый. И о жизни монастыря невозможно поверхностно рассуждать, а тем более осуждать то, во что тебе вникнуть не под силу.

В монастыре иноки живут «иной» жизнью. И эта жизнь непонятна и недоступна журналистам, особенно тем, которые умудряются так подписывать свои статьи: «Виктор Оптинский».

В современную Оптину на послушание приходят тоже разные люди, в определенные периоды они переживают и свои искушения, и напряженную борьбу. Каждого человека Господь ведет своим путем. Об этом могут судить только их духовники. В духовной жизни человека бывают и падения. Но мы же знаем, как последние могут чудом покаяния становится первыми. Батюшка Амвросий говорил, что на послушание приходят люди разные, а в монастыре, как в морской волне острые угловатые камешки со временем друг о друга обтираются и становятся гладкими и ровными. В келье преподобного старца Амвросия на столе лежит его автограф, из письма одной из духовных чад: «Отец Небесный не судит никому же, но весь Суд предаде Сыну Своему. А ты кто такая!!! (заметьте, три восклицательных знака). Помни, судить других, значит осуждать свою душу».

Конечно, все мы не свободны от греха осуждения, и очень часто, рассуждая о чем-то, в этот грех впадаем. Не рассуждать же для нас невозможно, да и, наверное, нельзя.

Но страшно, когда миряне пытаются вмешиваться в монастырскую жизнь. Однажды, одна знатная дама посчитала, что имеет право рассуждать о жизни Оптиной, и после интриги в петербургских салонах из Оптиной Пустыни был переведен в Голутвин старец Варсонофий. Кстати, переводил преподобного Варсонофия, поверив клевете, священномученик митрополит Серафим Чичагов. Так, что и в то время все было непросто. Клевета - главное оружия врага рода человеческого, особенно в борьбе с монашествующими.

Клевета и нестроение были и при преподобных старцах. Старец Моисей, наместник обители, вынужден был довольно долго защищать старца Льва от доносов мирян и некоторых из окрестных священников. Федор Михайлович Достоевский («Братья Карамазовы») описал искушение, в которые впали некоторые из братии, побежденные грехом осуждения, сразу же после кончины батюшки Амвросия. Все это - испытания монашеской жизни, они были попущены старцам Богом. Свои испытания проходят и современные монахи. И не только в Оптиной.

Мы часто приезжаем в Оптину со своими страстями, голова забита мирскими заботами и мирской суетой. Как-то одна крестьянка жаловалась старцу Амвросию, что выкармливает у помещицы индюшек, а птицы дохнут, что помещица может ее выгнать. И батюшка очень долго и обстоятельно объяснял крестьянке, как правильно выкармливать индюшек. Братья огорчились, им было жаль, что немощный, больной старец тратит свое драгоценное время на каких-то индюшек. Старец Амвросий сказал: «Вы не понимаете, у нее сейчас вся душа - в индюшках». На следующий раз крестьянка приехала к старцу - «Ну что, индюшки не дохнут?» - «Нет, батюшка!». - «Ну, давай исповедуйся».

Повторяю, нам никогда не понять со стороны жизнь монастыря. Приезжать надо в Оптину к старцам не со своими «индюшками», а с просьбой, чтобы молитва старцев помогла нам уврачевать душу. Тем более очевидно, что сегодня за всеми публикациями, которые нагнетают страсти вокруг Оптиной, стоят люди с очень «своеобразным» представлением о Православии. В современной Оптиной есть, разумеется, и определенные разномыслия. Это естественно. Но Оптина, как и при преподобных старцах, сегодня является оплотом традиционного русского Православия. В Оптиной невозможно представить разговоры о переходе на «новый стиль» или с церковнославянского на русский язык в богослужении. В Оптиной все эти годы с благоговением почитали память святых Царственных мучеников. В Оптиной помнят слова святителя Филарета Московского, который говорил: «Худой гражданин земного Отечества негоден для Отечества Небесного».

Поэтому трудно представить в Оптиной увлечение, например, неким «уранополитизмом». Хотя за эти годы кого только в Оптиной я ни встречал! И греков, и сербов, болгар и румын, немцев и поляков. И всех принимали с любовью и вниманием. Со мной как-то приезжал православный американец англо-саксонского происхождения. Русские, живущие за пределами Отечества, священники и миряне РПЗЦ, всегда посещали обитель с величайшим благоговением. Владыка Нектарий Концевич был духовным чадом старца Нектария. Старцев Оптинских первыми прославили в Русской Православной Церкви за рубежом. Кстати, и книга Концевичей «Оптина Пустынь и ее время» к нам попадала в советское время из Зарубежной Церкви.

Вопрос. В последнее время поводом к обвинению Оптиной в ксенофобии стала история с изгнанием из храма, якобы за цвет кожи, паломника из Конго...

В. С. Все разговоры о какой то «ксенофобии» в Оптиной - полный бред. Паломник из Конго был не новостильник, как пишут, а католик. И, конечно же, его не изгнали за цвет кожи, а вывели, не позволив подойти к Чаше во время Причастия. Однажды со мной в Оптину среди паломников приезжал темнокожий прихожанин одного из московских храмов. И уезжал, как и все, счастливый, согретый оптинским теплом. Хотя это было суровой, снежной зимой. В первые годы в Оптину среди моих паломников приехал литовец, художник из небольшого литовского города, в котором не было православного храма, по имени Некрюс. Приехал с желанием креститься и принять Православие именно в Оптиной. А крестным у него был узбек Николай, профессор, который принял Православие и переехал в Россию, так как в Ташкенте вынужден был это скрывать - убили бы. А крестной была девушка, дочь русской и индуса - настоящая актриса из индийских фильмов. Некрюса крестили с именем Николай.

Это в традиции Оптиной пустыни. Наверное, все помнят о насельниках старой Оптиной о. Клименте Зедергольме - сыне лютеранского пастора, о монахе Николае Абдулахе, Николае Турке, как его называли, турецком генерале-паше, который принял православие, пораженный твердостью в вере пленных русских солдат во время войны за освобождение славян.

В Оптиной Пустыни всегда всех принимали и принимают с любовью и вниманием. Любому атеисту, инославному, окажут внимание, постараются показать красоту Православия, привести к Истине. Я мог бы рассказать, как попавшие случайно в автобус с паломниками атеисты, прямо в Оптиной принимали крещение. Как увлеченные разными восточными и оккультными учениями сектанты в Оптиной решались приступить к Исповеди и оставляли свои заблуждения.

Но католиков в Оптиной причащать не будут. Там помнят слова преподобного старца Амвросия о том, что в Российской империи много инославных, и в Императорской Армии и государственных учреждениях, служат лютеране и католики. И поэтому часто из человекоугодия, говорил старец, не желая их обижать, не упоминают, что это не настоящие церкви, а ереси. А настоящая Церковь одна - Единая, Святая, Соборная, Апостольская Вселенская Православная Церковь.

Вот это и не дает покоя тем, кто мечтает о «церковных реформах», «политическом православии» и прочих «миссионерских прорывах».

Константин Леонтьев как-то в Оптиной беседовал со своим старым знакомым Львом Толстым и в ответ на «толстовские» представления о Евангельских событиях сказал графу: «Ну, понимаю, нес бы ты этот бред, где-нибудь в Сызрани, но ты же в Оптиной находишься!».

Так и хочется сказать некоторым «православным деятелям»: Ну занимайтесь вы «политправославными играми» и «миссионерскими проектами» на своих тусовках. Но в Оптину не лезьте.

Я, допускаю, что среди тех, кто живет рядом с Оптиной, среди паломников, приезжающих со всех концов страны, могут встречаться «ревнители не по разуму», как могут они встречаться, например, на московских, или петербургских приходах. Но, к духовной жизни и практике монастыря это отношение не имеет.

Почему же именно Оптина Пустынь не дает сегодня покоя тем, кто ненавидит православные монастыри, кто обеспокоен их возрождением? Ответ, думаю, очевиден.

В Оптиной Пустыни прославлены в Соборе старцев четырнадцать преподобных, недавно прославлен преподобноисповедник Рафаил (Шейченко), его мощи находятся в новом Преображенском храме. Ожидают прославления епископ Михей (Алексеев), иеромонахи Иосаф и Мелетий, оптинцы, у каждого из которых по 25-30 лет лагерей, ссылок и тюрем. Их мощи перенесены на современное кладбище Оптиной Пустыни. Прославлены 14 преподобномучеников, оптинских насельников, пострадавших в годы гонений за Христа. Прославлен Севастиан Карагандинский. Смерть наших современников иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима не требует дополнительной канонизации: они убиты сатанистом на Пасху, под звон колоколов, причастившись Святых Таин. Пойманный сатанист сказал, что ничего к ним не имел, но идет война между диаволом и Христом, и он убил трех воинов Христа. Воины Христовы, преподобномученники Оптинские, по-видимому, и есть три столпа, три светильника, о которых упоминал старец Нектарий. Преподобный Нектарий Оптинский пророчески произнес, что разгромленная большевиками обитель возродится и в будущей Оптиной воссияют семь светильников, семь столпов. Воссияют и остальные светильники, о которых говорил старец.

По молитвам Оптинских новомучеников происходит очень много чудес, я был свидетелем некоторых исцелений, явной милости Божией посланной людям по их молитвам. То, что оптинские новомученики - наши ходатаи перед Господом у народа сомнений нет. Хотя мне приходилось по благословению оптинцев в эфире разоблачать распространяемые слухи о «явлении о. Ферапонта автобусу тульских паломников». Вся Оптина единодушно не приняла это лжеявление. На могилках новомучеников происходят исцеления, но самое замечательное - это те тысячи людей, до того невоцерковленных, которые, узнав о подвиге и жизни отцов Василия, Ферапонта и Трофима обрели веру. Многие из них приезжают поклониться в Оптину новомученикам. Над мощами мучеников воздвигнута часовня.

О живых монахах рассказывать нельзя. Но, если рассказать о некоторых уже почивших насельниках современной Оптиной - архимандрите Феодоре (Трутневе), схиигумене Гаврииле (Виноградове), монахе Николае (Московкине), то поверьте, все поймут, что подвиг трех новомученников оптинских не случайно просиял в Оптиной. Как старчество - плод высокой молитвенной монашеской жизни всей старой Оптиной Пустыни, вершина этой жизни, так и венцы новомучеников - плод устремленности к Богу, верности Христу нынешней Оптиной. Ведь и о. Василий, и о. Ферапонт и о. Трофим пришли молодыми людьми в только возрождавшийся, проходили все послушания, трудились на восстановлении обители, приняли постриг в Оптиной.

Когда читаешь надписи на надгробиях чудесно восстановленного некрополя старой Оптиной, знакомишься с летописью монастыря, с жизнеописаниями многих иноков, то понимаешь, что прославленный во святых собор старцев Оптинских - лишь видимая всем вершина, видимые нами плоды этого цветущего «вертограда старчества». Какие великие подвижники подвизались в старой Оптиной! Но и сегодня мы же с вами не знаем о внутренней духовной жизни, о духовной брани, о молитвенных подвигах современных насельников. Я об этом говорю, потому что помню о. Василия, о. Ферапонта и о. Трофима обычными иноками возрождающегося монастыря. Но когда читаешь их «Жизнеописания» или «Пасху Красную», то понимаешь, что это были настоящие подвижники. Поэтому еще раз хотел бы сказать: иноческая жизнь, ее тайна - недоступны внешнему наблюдателю. И всех современных подвижников нашей Церкви, мы никогда не узнаем, как неизвестны имена многих угодивших Богу в древние времена. Хотя, как видим, Господь иногда открывает нам имена некоторых святых, прежде неизвестных миру.

Поэтому, еще раз подчеркну, не стоит судить по внешним проявлениям, которые мы своим помраченным страстями умом можем воспринимать в искаженном свете, о том, что происходит в монастырях.

Вопрос: Виктор Александрович, понятно, что всегда за нападениями, клеветой на монастыри, на монашествующих, стоит враг рода человеческого. Но все же, кто сегодня развязывает целенаправленную, как Вы считаете, информационной компанию в СМИ против Оптиной Пустыни? Ведь в наши дни государство к Церкви относится, вроде бы, лояльно?

В. С. Мне кажется, если посмотреть на то, как репортажи о церковных праздниках на современном Российском телевидении соседствуют с откровенным сатанизмом, и в целом оценить влияние современного телевидения на душу человека, то можно не сомневаться: те, кто владеет многими СМИ «любят» Православную Церковь так же «горячо», как члены «Союза воинствующих безбожников». И дай им власть вновь бы превратили возрожденные монастыри и храмы в руины и пустыри, заросшие бурьяном.

Просмотрев некоторые публикации, можно с уверенностью говорить о том, что за рядом материалов стоят современные «обновленцы». Особенно мне неприятно, что эти «акулы пера» очень грубо и открыто пытаются столкнуть настоятеля подворья Оптиной Пустыни в Москве и наместника обители архимандрита Венедикта. Игумен Мелхиседек - один из первых оптинских насельников. Оптину он любит всей душой. Как-то, вспоминая изгнания старца Варсанофия из Оптиной Пустыни в Голутвин, я обронил: «Можно представить, что означало для монаха покинуть родную обитель». О. Мелхиседек сказал очень просто: «Нет, Витя, представить не можешь!» И я почувствовал, что нам, мирянам, действительно это представить невозможно. Игумен Мелхиседек превратил храм Петра и Павла в Ясенево в уголок Оптиной в Москве.

Архимандрит Венедикт, если не ошибаюсь, является наместником Оптиной Пустыни с 1990 года. Сколько трудов и молитвенного пота пролил он за эти годы, восстанавливая монастырь, можно представить. Но, что значит Оптина Пустынь для о. Наместника, думаю, нам с вам представить не дано.

Поэтому, попытки их столкнуть и противопоставить - это вполне в стиле современной прессы, раздувающей скандалы, выискивающей везде интриги. А там, где интриг и скандалов нет, их пытаются создать.

В последнее время такие приемы пытаются сделать нормой и для церковной журналистики. К сожалению, это вполне в стиле тех, кто увлечен «политтехнологиями» и упорно пытается подобные методы любыми способами протащить в церковную жизнь. Обновленцы всегда ненавидят монашество. Вспомним 20-е годы. Кстати, владыка Михей (Алексеев), похороненный ныне на новом кладбище Оптиной, находясь в Калуге, очень много потрудился, для того, чтобы разрушить козни обновленцев. И нынешние обновленцы, мечтая о неких «необходимых реформах церковной жизни» и «перестройке в Церкви», ненавидят монастыри, как оплоты традиционной Православной веры, упорно пытаются в своих публикациях противопоставить Оптину Святейшему Патриарху.

Хотя все знают, что духовником Оптиной все эти годы являлся схиигумен Илий, к которому с огромным уважением относится Святейший Патриарх Кирилл.

Уверен, что все интриги и козни нынешних обновленцев, несмотря на поддержку тех, кто контролирует СМИ в нынешней России, провалятся, как провалились попытки их предшественников, пытавшихся в 20-е годы с помощью большевиков осуществить свои «реформы». Удивительно, как их обвинения, доносы к властям совпадают по стилю. В 20-е годы - «царисты», «русские фашисты», «враги советской власти». В наши дни - «царебожники», «ксенофобы». И шедевр творчества этих доносчиков - «криптодиомидовцы». Могу вас твердо уверить, что в Оптиной с первых же дней все, с кем мне приходилось говорить, давали очень четкую и трезвую оценку деятельности епископа Диомида. Кстати, несколько лет назад пытались, так же основываясь на недостоверных слухах, критиковать современную Оптину и «справа» некоторые «ревнители не по разуму». Думаю, все это связано с тем, что Оптина идет «царским путем», стараясь хранить заветы преподобных старцев Оптинских. И я бы хотел всем напомнить слова старца Иосифа: «Не отбивайтесь от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности, найдет удовлетворение милостью Божьей и за молитвы великих наших отцов: Льва, Макария, Амвросия...»

Вопрос. Спасибо, Виктор Александрович. Надеемся, что эта развязанная информационная компания прекратится, а православные паломники по-прежнему будут стремится в Оптину Пустынь, к ее святыням, к преподобным старцам Оптинским.

В.С. Спасибо. И всем, кто посетит Оптину Пустынь, я хотел бы напомнить слова Николая Васильевича Гоголя из письма друзьям, побывавшим в Оптиной: «Желаю Вам подольше сохранять оптинское настроение».

Передача радио «Радонеж» 2 мая 2010 года

монастырь, Оптина, Саулкин

Previous post Next post
Up