Оригинал взят у
cas1961 в
Столкновение цивилизаций. «Ересь жидовствующих»http://communitarian.ru/publikacii/pravoslavie/stolknovenie_tsivilizatsiy_eres_zhidovstvuyushchikh/ о проникновении иудаизма в православие в XV веке
Мы уже
говорили о том, что еврейство - это не народность, а форма мышления профсоюза ростовщиков/менял/торговцев/шинкарей/аптекарей и позднее присоединившихся юристов. В иудаизме прямо отмечено, что еврей должен жить в достатке, поскольку так угодно Богу, а в религиозных нормах подробно описаны нормы делового оборота (причем
несущие нормы двойной морали - по отношению к «евреем» и «не-евреям»). Распространение иудаизма не случайно происходило вместе с «империей золота», в средние века распространение иудаизм шло вместе с распространением влияния Ганзейского союза и практически полностью совпадало с распространением протестантизма, где достаток возведен в ранг христианской добродетели, а бедность считается грехом. Не случайно, с проникновением этого торгового союза в Великий Новгород, там возникла «жидовствующая ересь» - которую тогда жестко вывели при Иване III.
«Ересь жидовствующих». Начало
На Руси все началось с ее торговой столицы - Новогорода, крайней северной точки проникновения Ганзейского союза, - город, который должен был войти в подчинение более сильной Москве.
Понимая невозможность самостоятельно бороться с Москвой, новгородцы искали себе союзника в Литве. Речь шла речь о партии бояр - сторонников литовской ориентации, которых возглавляла Марфа Борецкая. Эти яростные противники Москвы стремились передать Новгород под власть Казимира IV «Ягеллончика»[1], веря его обещаниям сохранить в неприкосновенности новгородские вольности и православную веру.
В то время, когда новгородские бояре затевали интригу с предполагаемым вхождением своего города в состав Литовского государства на правах автономии, в Новгород в 1471 г. прибыл князь Киевский Михаил Олелькович (правнук Ольгерда Литовского). Этот Гедиминович, приходившийся родственником Казимиру IV, должен был стать Новгородским князем. Тем самым бояре демонстрировали свою приверженность курсу на сближение с Литвой. В его свите находится крымский иудей караим-проповедник, известный нам как Схария Жидовин, который, после провала миссии князя Михаила, остается в Новгороде. При этом есть все основания полагать, что он был целенаправленно послан иудейскими религиозными структурами.
Распространение влияния иудаизма в мире и подчинение иудейской общине наиболее выгодных в геополитическом отношении стран и народов - факт, неоднократно отмеченный в истории. Так персидский
царь Артаксеркс был подвержен влиянию иудеев через его жену Эсфирь. Позднее иудеи подчинили своему влиянию Кордовский халифат. То же самое имело место и в отношении Хазарского кганат, где составляя незначительное меньшинство, иудаизм пришел к власти через обращение семьи кагана и верхушки общества, в чьих руках сосредоточилась вся приносящая баснословные доходы торговля шелком с Китаем. При этом большая часть населения каганата по-прежнему оставалась при своих верованиях. Под ударами русского князя Святослава
Хазарский каганат распался и полностью исчез с лица земли во второй половине X века.
Появлению иудейского проповедника способствовало несколько факторов. В ходе Реконкисты испанцы вытеснили арабов с Пиренеев, положив конец и иудейскому влиянию в Испании. Католики изгоняли иудеев или принуждали их к принятию католицизма. Центр религиозно-политической жизни иудеев перемещается в польско-литовские пределы. Польша, где им были дарованы
впечатляющие привилегии. Так Польша на долгие годы становится страной с самой большой в Европе численностью еврейского населения. Казимир III «Мудрый» завоевал Галицию и часть Волыни и стремился колонизировать эти земли, привлекая на них льготами еврейских купцов и ремесленников, чтобы, разбавив русское население пришлым элементом, прочнее привязать эти области к Польше.
В польских летописях упоминается, что причиной благоволения короля Казимира «Мудрого» к иудеям была его любовь к красавице-иудейке Эстерке (Эсфири). Эта дочка «кооперативного» портного настолько овладела сердцем польского короля, что он поселил её в своём дворце близ Кракова. Она родила королю двух дочерей, которых воспитывала в иудейских традициях, и двух сыновей, Пелку и Немира. Из Польши иудеи проникли в Литву еще при Гедимине, который также снабдил их обширными привилегиями.
Появлению Схарии в Новгороде в 1471 г. предшествовала завершающая фаза Реконкисты в Испании и массовый исход евреев с Пиренеев, и издание антииудейских законов в Литве. Возможно, что именно эти причины побудили иудейские круги заняться поиском нового места, где можно было бы на практике попытаться повторить опыт Хазарии и арабской Испании.
Новгород привлек внимание Схарии далеко не случайно. Иудейская пропаганда в православной среде было делом весьма сложным. Но Новгород с его спецификой торгового центра, где сложились особые условия терпимости к иным вероисповеданиям и характерный для купеческой среды рационалистический менталитет, выглядел наиболее уязвимым местом Православной Руси.
Трудности предприятия Схарии требовали участия в нем помощников. Поэтому Схария через какое-то время выписал себе из Литвы единоверцев. Их имена известны - Моисей Хануш и Иосиф Шмойла Скоровей (возможно, что речь о нескольких иудеях - знаков препинания в древнерусских письменных источниках нет).
Успехи иудейской пропаганды в Новгороде были весьма велики. Прежде всего строгие монотеисты отрицали Божественную природу Иисуса Христа, описывая его лишь как проповедника, подобного Моисею. «Жидовствующие» отметали и православную обрядность, как более ненужную - отрицая монашество, церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту. Строгие монотеисты не признавали божества Иисуса, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею. По некоторым свидетельствам, не верили они и в загробную жизнь. Кроме того, жидовствующие не принимали исчисленную дату конца света, которого многие тогда ожидали в 7000 году «от сотворения мира» (1492 от «РХ»). В счислении лет «от сотворения мира» они опирались на еврейский календарь, а не на принятый на Руси счёт, воспринятый от византийских хронографов. Все христианские праздники отвергались. Зато «жидовствующие» совершали настоящую иудейскую Пасху. Фактически речь шла об отрицании христианства и возврата в иудаизм.
Антиправославная пропаганда велась тайно и на высочайшем уровне конспирации. Иудаизм к XV столетию накопил огромный многовековой опыт в этой области. Создавалась сеть ячеек - «тройки», «пятерки». Но о своих соседях рядовые представители, как правило, ничего не знали. В результате такой тщательной конспирации о деятельности «жидовствующих» церковные власти ничего не знали в течение целых 17 лет. За это время движение это успело выйти далеко за пределы Новгорода и перекинуться в столицу, где пропаганда велась почти исключительно среди высших кругов общества. В Новгороде еретики действовали, в первую очередь, среди наиболее образованных и влиятельных слоев населения - новгородского духовенства и купечества, имевшего большой вес в обществе, но духовно неглубокого, нетвердого в своем Православии и привыкшего благодаря своим заморским путешествиям снисходительно относиться к верованиям других народов.
Первыми и наиболее влиятельными последователями Схарии стали два новгородских священника - попы Денис и Алексей. Совращены были и члены их семей - жены, дети. Последователи оказались настолько преданными учениками Схарии , что даже хотели принять обрезание. Но сами иудеи воспротивились этому. Вероятно, как это почти всегда имело место при иудейском прозелитизме, в намерения Схарии не входило делать из новгородских попов т «народа избранного», поэтому обращенным доходчиво объяснили, что в случае обрезания они могут быть через это легко уличены в «жидовстве», мотивируя отказ соображениями конспирации. Но чтобы новоявленные ревнители Моисеева Закона не огорчались, им позволили тайно переменить имена. Алексей получил имя Авраама, а жена его стала Сарой. Вероятно, учителя русских «жидовствующих» играли здесь на мелком тщеславии протопопа-еретика. Ему льстили как родоначальнику будущего народа, который якобы станет новым хозяином Руси.
В современной исторической литературе у ряда авторов можно встретить мнение о том, что движение «жидовствующих» вовсе не было попыткой водворения иудаизма на Руси, пытаясь пытаясь представить новгородское «жидовство», как некое близкое к европейскому Ренессансу явление, эдакое либеральное, культурно-гуманистическое движение, которое якобы стремилось просветить дремучую Русь, закосневшую в своем православном консерватизме. Некоторые авторы в этом движении умудряются усмотреть даже некий антифеодальный пафос. Эти взгляды особо упорно пропагандировал крупный советский историк Яков Соломонович Лурье.
* * *
Сначала, подобно нестяжателям, «жидовствующие» привлекли расположение московского князя Ивана III, требуя от монастырей отказаться от владения земельными угодьями и крепостными. Это было связано с тем, что вопрос о церковном землевладении приобрёл остроту во многом из-за того, что землевладельцы, ожидая скорую кончину мира, передавали монастырям свои владения на «помин души».
После присоединения Новгорода Москвой в 1478 Иван III изъял в свою пользу более половины земельных владений новгородских монастырей. При общей неприязни новгородцев, необыкновенное почтение и любовь к московскому князю выражают… священники Алексей и Денис. Неудивительно, что Иван III приближает их к себе, и в 1480 году они получают места протопопов в Успенском и Архангельском соборах Москвы. Их проповедь привлекла к ереси многих москвичей, в том числе невестку великого князя Елену, и приближенных великого князя, в числе которых были Иван Чёрный а также дипломат и писатель дьяк Фёдор Курицын[2].
Между тем, в Новгород в 1484 г. был отправлен архиепископ Геннадий, который лишь волей случая узнает о ереси в 1487 году, когда в подпитии еретики начинают переругиваться между собой, о чем становится известно новому епископу. Геннадий доносит великому князю и митрополиту об открытой им ереси, но никаких последствий донесение тогда не имело. Епископ в это время поступал с ними довольно мягко: приносившие покаяние были вновь принимаемы в общение церковное через особый чин отречения от ереси.
Несмотря на противодействие митрополита Московского Геронтия, Геннадию удалось заручиться поддержкой влиятельных епископов, и в 1488 созвать собор, на котором нераскаявшиеся новгородские еретики были осуждены. В дальнейшем противники жидовствующих и нестяжателей встретили серьёзные трудности: митрополитом стал слабовольный Зосима, полностью следовавший политике великого князя и, по некоторым сведениям, сам придерживавшийся еретических взглядов. На сторону противников нестяжателей перешёл религиозный деятель и писатель Иосиф Волоцкий, написавший обличительную книгу «Просветитель». Во многом благодаря его стараниям власти вынуждены были назначить сыск, и новый собор в 1490 отлучил нестяжателей и жидовствующих от церкви и предал проклятию. Противники ереси, однако, были разочарованы слишком мягкими приговорами - никто даже не был казнён, а ведь требовали отступников «жечи и вешати».
После собора политическое влияние нестяжателей и «жидовствующих» не пошатнулось: Зосима оставался митрополитом, к тому же, так и не состоявшийся в 1492 конец света дал сильнейший аргумент в свою пользу. Только в 1495 удалось сместить Зосиму, а в 1499, посредством сложных дворцовых интриг, вызывать гнев великого князя на главных сторонников ереси при дворе. Одновременно Иосиф Волоцкий и его сторонники вели борьбу против нестяжателей. Хотя позиция нестяжателей в вопросе о церковном имуществе импонировала великому князю, в его глазах они запятнали себя поддержкой опальных бояр.
Когда на соборе 1503 года великий князь поднял вопрос о церковных имуществах, Иосиф Волоцкий призвал его на старости лет свершить душеспасительное дело - розыск и наказание еретиков. Иван III поддался нажиму. В 1504 году под председательством митрополита Симона был созван собор, специально посвящённый искоренению ереси. Собор носил политический характер и был направлен против царицы. Видные приверженцы ереси были преданы анафеме и сожжены, вскоре после чего ересь прекратилась.
_____________
[1]
получил свое произвище позже в 1495 году, после того, как вернул иудеев в литовские земли [2] есть другая версия, что Фёдор Курицын, известный дипломат, встречался с Схарием еще во время своих путешествий, и был обращен, будучи в турецком плену