Ради красного отца: зачем режиссёр «Мастера и Маргариты» сгустил антисоветские краски.

Jan 31, 2024 10:31


Михаил Дряшин



Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2023) / АМЕДИА

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (2023) / АМЕДИА

О новом фильме Михаила Локшина - обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.

Новая лента сверх всякой меры политизирована. Сочинение Булгакова, конечно, тоже местами сатирическое, инфернальные персонажи у него утирают нос ментам, коррупционерам, бюрократам. Но они почти всегда делают это весело.

У Локшина же - а он объединил краткую версию романа с экскурсом в эпоху тридцатых - кровавая гэбня распинает мучеников в тюремном дворике. Типа метафора. По улицам маршируют физкультурники, элиты устраивают закрытые оргии. А потом Москва горит синим пламенем - наказана за грехи.

Фильм перегружен не антисоветской даже, а антикоммунистической повесткой. У Булгакова этого точно не было.

Сам Булгаков у Локшина равен Мастеру и тоже страдает от репрессий. У настоящего-то Булгакова имелась охранная грамота от вождя.

Откуда такая фиксация режиссёра? Да у него же незакрытый гештальт. Папа увёз его в нежном возрасте из родной Америки жить в СССР. И рана 43-летнего Михаила до сих пор кровоточит.

Но нам-то зачем в кинозале всматриваться в проекции его личных проблем? Государству 1,2 млрд рублей потратить было больше не на что?

Достоинства у ленты есть. Соглашусь, хорош, например, немец Аугуст Диль, исполнивший Воланда. Но все прочие исполнители переигрывают, будто на детском утреннике. Даже маститые зачем-то вылезают из пиджаков и исступлённо вращают глазами.



Лента окончательно дезавуировала в моих глазах Евгения Цыганова. Он со своим покер-фейсом и интонацией усталого всезнайства сыграл вообще мимо роли Мастера.

Решение отождествить Мастера с самим Булгаковым, быть может, говорит ещё и о том, что сценарист и постановщик не почувствовали заложенную в романе параллель Мастер - Иешуа. Оба мученики, птицы горнего полёта, заклёванные. Что тут потерял невозмутимый танк Цыганов?

Да и Маргарита, Юлия Снигирь, при всех её внешних достоинствах проиграла Анне Ковальчук из постановки Бортко 2005 года. А будь тогда у Владимира Бортко нынешние технические возможности и больше денег - он и Воланда выбрал бы помоложе.

Зато концовка фильма Локшина, вопреки мнению некоторых оценщиков, та же, что и в романе - домик с садиком для влюблённых на той стороне.

https://absatz.media/mneniya/62656-radi-krasnogo-otca-zachem-rezhissyor-mastera-i-margarity-sgustil-antisovetskie-kraski

кино, Булгаков, халтура, антисоветизм

Previous post Next post
Up