Какой трансфер не нужен России

Dec 20, 2020 07:58


Далеко не всегда смена кланов у власти влечёт за  собой улучшение состояния народа. Не потому, что не на тех поменяли, а  потому, что главное не в этом

Александр Халдей



Анатолий Чубайс и Егор Гайдар на обсуждении депутатами плана экономических реформ. 1990-е

Пресс-конференция Владимира Путина началась с обсуждения проблем в  здравоохранении и экономике. Почему растут цены, возникает дефицит  лекарств, имеет место задержка с выплатами медикам и доступом к врачам. И  если с медицинскими проблемами успевают оперативно разбираться, то в  экономике нельзя списать наши недоработки на объективное падение спроса  от эпидемии.

Президент отметил: количество зерна и семечки в России выросло, но  почему выросла цена на макароны и растительное масло? Повлиял рост цен  на зерно на внешних рынках, но внутренние цены не должны следовать за  мировыми. Предотвратить их скачок можно было за счёт экономических мер  реагирования - поднять экспортные пошлины.

То, что задачи Министерства экономики вынужден решать в режиме  ручного управления президент, говорит об отсутствии работающего  механизма контроля над ценами, хотя все институты для этого созданы.  Однако они в большей степени ориентированы на защиту прибылей  корпораций. Социальные аспекты роста цен не входят в их компетенцию.



В информационном пространстве усилиями журналистов сложилось мнение,  что социальные проблемы - это популизм и опасная для экономики раздача  денег. Потому приоритет должны иметь именно интересы бизнеса, так как он  создаёт рабочие места. То, что социальные проблемы - это не только  бюджетные затраты, но в первую очередь платёжеспособный спрос населения,  прямо определяющий состояние экономики, игнорируется.

Интересы бизнеса не могут быть приоритетом государственного  управления - это чревато диктатурой крупного капитала. Но балансировка  интересов бизнеса и общества не может быть заложницей личных качеств  какого-либо министра. Это задача работающих институтов, для оптимизации  которых требуется совершенствование законодательной базы.

Во многом эти возможности расширяются именно в результате  конституционной реформы. В. Путин правильно сказал: мы больше не можем  позволять нашим руководителям этого не делать. Готовы ли руководители  это понимать - вопрос другой.

Однако институты ориентируются в своей работе на политические  установки, которые являются идеологией, независимо от того, насколько  это признаётся вслух. Когда министры профильных ведомств принимают  решение в сложных ситуациях, они стараются делать это в рамках  идеологических приоритетов политики. В России эти приоритеты сложились,  опираясь на рыночную догматику 90-х, где планирование неприемлемо,  главными субъектами являются корпорации, а вмешательство в их  деятельность является едва ли не диверсией.

В результате возникают именно такие ситуации, когда ФАС не может  обуздать могущественных монополистов, вздувающих цены и торгующихся с  правительством, а Минэкономразвития просто не имеет инструментов  гармонизации отраслевых диспропорций. Ведь можно выставить  заградительные пошлины на экспорт семечки, масла, зерна и мяса, но  важнее устранить инфляционные факторы их себестоимости. А это уже  конфликт с монополистами энергетики.

Этот конфликт более высокого уровня, это уже не просто политика, а  доктрина развития экономики. Сейчас этот конфликт проявил себя в споре  Силуанова с Белоусовым по поводу механизма финансирования проектов в  добывающих отраслях, ориентированных на более глубокую переработку сырья  с целью экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью. Или о  споре РСПП с Белоусовым по поводу строительства новых ТЭЦ на Дальнем  Востоке, где бизнес возражает против малой надбавки на тариф за  электроэнергию для промышленности.

Однако институты ориентируются в своей работе на политические  установки, которые являются идеологией, независимо от того, насколько  это признаётся вслух. Когда министры профильных ведомств принимают  решение в сложных ситуациях, они стараются делать это в рамках  идеологических приоритетов политики. В России эти приоритеты сложились,  опираясь на рыночную догматику 90-х, где планирование неприемлемо,  главными субъектами являются корпорации, а вмешательство в их  деятельность является едва ли не диверсией.

В результате возникают именно такие ситуации, когда ФАС не может  обуздать могущественных монополистов, вздувающих цены и торгующихся с  правительством, а Минэкономразвития просто не имеет инструментов  гармонизации отраслевых диспропорций. Ведь можно выставить  заградительные пошлины на экспорт семечки, масла, зерна и мяса, но  важнее устранить инфляционные факторы их себестоимости. А это уже  конфликт с монополистами энергетики.

Этот конфликт более высокого уровня, это уже не просто политика, а  доктрина развития экономики. Сейчас этот конфликт проявил себя в споре  Силуанова с Белоусовым по поводу механизма финансирования проектов в  добывающих отраслях, ориентированных на более глубокую переработку сырья  с целью экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью. Или о  споре РСПП с Белоусовым по поводу строительства новых ТЭЦ на Дальнем  Востоке, где бизнес возражает против малой надбавки на тариф за  электроэнергию для промышленности.

Речь о том, чтобы возложить на бизнес нагрузку по формированию фонда  для строительства четырёх ТЭЦ, пуск в действие которых значительно  снизит себестоимость электроэнергии и разовьёт инфраструктуру БАМа и  Транссиба. Прибыли получит тот же бизнес.

Но наши промышленники и предприниматели хотят всего здесь и сейчас.  Больше, но завтра, для них неприемлемо. Аппетиты бизнеса велики, им  много прибыли никогда не бывает. Идёт настоящая идеологическая борьба,  принимающая форму политического конфликта.

Именно волевым вмешательством государства в сферу инвестиций и  тарифов можно решить проблему себестоимости для сельского хозяйства.  Пропадёт инфляционное давление на себестоимость, толкающее  сельхозпроизводителя на внешние рынки в поисках спекулятивной выгоды.  Тарифные барьеры здесь последнее звено обороны, и не самое главное и  оптимальное.

На первом месте стоят изменённые политические приоритеты, именно они  реализуются в экономике, снижая цены на потребительском рынке и повышая в  итоге рейтинг власти не у бизнеса, а у избирателей. Никакие уступки  бизнесу не делают его лояльным и довольным жизнью. Нужно не идти у него  на поводу, а менять правила поведения. Бесконфликтно сделать это не  получится, а времени на уклонение от этого конфликта уже нет, иначе он  перейдёт в неуправляемую деструктивную стадию.

Впрочем, В. Путин почти прямо об этом заявил, сказав, что многие вещи  раньше делать было невозможно, а сейчас для них пришло время. И хотя  речь шла о более узком вопросе конституционной реформы, все понимают,  что на самом деле изменения коснутся всей политической практики,  влияющей на экономику. По сути, начинается глубокая структурная и  системная реформа того, что было создано за последние 30 лет.

И это не проблема борьбы кланов за сохранение позиций, как думают многие эксперты и обыватели. Это проблема среды, в которой те или иные кланы будут функционировать.  Нынешним кланам хотя бы отрезаны пути на Запад, и им есть, что защищать  дома под лозунгом суверенитета. Здесь их корысть совпадает с  национальным интересом.

А как поведут себя новые, пришедшие на смену, у кого ещё ничего нет, и  которые лишь устремятся к обогащению? Будет ли для них важен тезис  суверенитета? Или они вернутся к 90-м, когда путь к богатству  обуславливался исключительно компрадорской присягой на верность  глобалистам США? Вот где лежит главная проблема трансфера, а не в  области ротации кланов, от которых все якобы устали.

Те, кто пережили 90-е, помнят, как они «устали от коммунистов». И  потому приветствовали Гайдара и Чубайса. И помнят тот ужас, который  возник при первых их практиках, о которых мы понятия не имели. Далеко не  всегда смена кланов у власти влечёт за собой улучшение состояния  народа. Не потому, что не на тех поменяли, а потому, что главное не в  этом.

В российском трансфере важна не форма, а содержание. Как сказал Путин о  своей мотивации реформы Конституции: «Пойдёт ли это на пользу России?»  Не случайно начали с изменения законов. Кланы или под них подстроятся,  или исчезнут. Главное - чтобы это было на пользу России.

https://iarex.ru/articles/78902.html

экономика, цены, трансфер, Путин

Previous post Next post
Up