Вот мы и посмотрим, кто и как будет теперь работать с сомнительным «гением», у которого больше нет никакого госфинансирования, а есть долг в 129 миллионов. Где он найдёт себе труппу, как будет существовать в условиях не плюшево-кофейного, а реального андеграунда. Способен ли Серебренников давать квартирники и подвальники, ночевать по впискам и питаться «дошираком» - но не бросить искусство?
«А где же я теперь харчеваться-то буду?»
Кирилл Серебренников и его подельники были признаны судом виновными по делу «Седьмой студии», однако получили не реальные срока, а условные (за исключением Софьи Апфельбаум). Некоторых эта новость обрадовала, многих же - разочаровала и разозлила. Кто тут прав - и насколько прав?
«Слишком лёгкое наказание для тех, кто ограбил государство на 129 миллионов рублей! - такой точкой зрения сейчас полнится интернет. - Почему срока условные, а не реальные? Чай, три года - не расстрел, невелики «репрессии». Мог бы их театральный казнокрад и за решёткой провести!».
А самое главное, что кажется несколько странным - это отсутствие запрета на профессиональную деятельность для Серебренникова. Это что же получается - его выпустят на свободу, вернут на работу, а он там снова продолжит творить прежние махинации (ни о каком раскаянии речь, понятное дело, не идёт - вину свою, хоть прямую, хоть косвенную, режиссёр признавать отказался, а всё валил на бухгалтера Масляеву)?!
И вот тут-то и открывается вся соломонова красота и, одновременно, иезуитское коварство «кремлёвского» замысла (пишем в кавычках, чтобы никто не подумал, будто власть давила на решение суда) в отношении Серебренникова! Красота сложной, многоуровневой и небыстрой комбинации.
Начнём с того, что ни одна «творческая натура», которые так слаженно выли до сего дня по поводу грядущего приговора, не сможет обвинить власть в чрезмерной строгости или, того пуще, кровожадности. Сайт «Афиша» 25 июня даже опубликовал материал с красноречивым заголовком -
«От Мандельштама до Серебренникова: за что в России судят художников и поэтов». Откровенно говоря, сравнивать Мандельштама и нашего фигуранта - это так же смешно, как ставить на одну доску Пушкина и Макаревича, но даже в таком контексте у авторов текста «поэтов и художников» в достаточном количестве не нашлось, и пришлось «добивать объём» разными «Пусси райот» и создателями кощунственной выставки «Осторожно, религия!» - и Кирюша очутился в подходящей по бездарности компании. Так вот, всё, выдыхайте - никто вашего «нового Мандельштама» в застенки не бросил, на лесоповал не отправил.
Серебренников на свободе. Никаких репрессий против интеллигенции! Забудьте об эксплуатации той «вкусной» темы!
И даже может смело продолжать заниматься любимым делом - радовать всех своих восторженных поклонников новыми спектаклями и прочими шоу. Вот только… останутся ли поклонники настолько восторженными и преданными? И здесь мы переходим ко второму плану происходящего.
Несмотря на то, что срок Серебренников получил условный, штраф ему был назначен - вполне реальный. 800 тысяч рублей. А самое главное - пока он и его подельники не компенсируют государству нанесённый ущерб, в размере тех самых 129 миллионов рублей, на всё имущество наших героев будет наложен арест. Ну, и выезд из страны тоже, понятное дело, не будет доступен.
И теперь - оцените красоту идеи! - всё общество сможет с интересом наблюдать, как все такие красноречивые, такие кипучие и писучие защитники «Седьмой студии» будут поставлены перед выбором: РЕАЛЬНО помочь тем, в огромном значении для культуры которых они всех убеждали - или тихо слиться, вместо помощи копейкой просто пеняя суду на то, что «это всё несправедливо, мы будем обжаловать, и всё равно, сколько времени это займёт». Угу, всё равно, конечно. Суду. А самому Серебренникову, которому по закону теперь остался самый-самый прожиточный минимум, вовсе не всё равно - пока ему всем миром не помогут свой долг бюджету выплатить, он будет жить на грани нищеты.
Так что - будете собирать всей тусовкой деньги своему «гению», или быстренько рассосётесь кто куда? Всё, уже можно начинать краудфандинг. Вот сейчас и увидим, кто и насколько его ценил и уважал. А то письма подписывать все могут - чай, не сталинское время, а ты из кармана сто долларов хотя бы достань - и за своего вороватого кумира заплати. И так - пока два миллиона баксов не накопятся.
Как думаете, накопятся?
Заодно и посмотрим, кто и как будет теперь работать с сомнительным «гением», у которого больше нет никакого госфинансирования. Где он найдёт себе труппу, как будет существовать в условиях не плюшево-кофейного, а реального андеграунда. Способен ли Серебренников стать таким творцом, который сможет зажечь не зарплатой, а харизмой своих адептов, давать квартирники и подвальники, ночевать по впискам и питаться «дошираком» - но не бросить искусство? Или он с искусством дружит только тогда, когда за него миллионы дают из госбюджета?
Вот и увидим. И самого Кирилла в новых реалиях. И его команду, в которую все бежали записаться до суда - но побежит ли кто-то после?
Приговор оказался очень мягким, бескровным - но, если можно так сказать, по-хорошему циничным. Циничным в том плане, что приговором этим наказали не только трёх казнокрадов - но и всю гламурно-либеральную тусовку, которая поставлена в крайне щекотливую ситуацию, где возможен только один честный выбор для каждого, кто твиттил и постил свои #freekirill - просто поддержать рублём, и никак иначе. Поддержал рублём - значит, был честен. Нет - значит, врал, примазывался и лицемерил, впустую болтал языком.
Приговор оказался «рентгеном», на снимке которого мы увидим портрет всей корпоративной совести и сознательности «серебренниковцев»: есть там порядочность - или нет.
И последнее: мягкие приговоры - это, безусловно, хорошо, но далеко не во всех случаях. Хотелось бы верить, что по другому резонансному делу - пьяному ДТП Михаила Ефремова - вердикт суда будет максимально жёстким. Два подряд представителя «богемы», ушедших от реального наказания - это, что ни говори, уже перебор.
Григорий Игнатов https://jpgazeta.ru/prigovor-serebrennikovu-solomonovo-reshenie-iezuitov/