Александр Щипков. Пандемия и новая сакральность

May 14, 2020 00:46





Тема  коронавирусной эпидемии активно формирует общественно-политическую  повестку. Церковное сообщество также оказалось вовлечено в политическое  отыгрывание коронавирусной темы, которая приобретает в церковной среде  наряду с политическим и богословский, а нередко и прямо эсхатологический  подтекст. Вопреки усилиям священноначалия, направленным на формирование  у паствы ответственного восприятия происходящего, наблюдаются попытки  создать богословскую концептуализацию событий, связанных с COVID-19,  которая подтолкнула бы Церковь в трудный момент к принятию необратимых  решений, направленных на ее секулярную реформацию. Такая  концептуализация требует особой информационной повестки, которая  обозначается тезисом «пандемия как задание от Бога» (блогер Виктор  Судариков).

Речь идет о якобы уникальном характере пандемиальной  ситуации, которая является прямым обращением Бога к верующим, дабы  «обличить и вразумить Своих, то есть Церковь» (игумен Петр Мещеринов).  Используется толкование этой ситуации в духе «Божьей кары» и «Божьего  послания», смысл какового послания аксиоматичен, абсолютно ясен,  касается всех членов Церкви без исключения и должен привести к  кардинальному повороту в осмыслении самой Церковью собственного  положения и собственной миссии, а в конечном счете к ее радикальному  реформированию на секулярных основаниях.



В пределе - это призыв к  продолжению церковной «перманентной революции» начатой еще весной-летом  1917 года реформаторски настроенным духовенством при прямой поддержке  Временного правительства. Собственно реформаторским духом был пронизан  весь Поместный Собор 1917-18 гг., инициированный также Временным  правительством.

Некая кардинальная политическая перемена  (например, отречение государя) принимается под давлением самоназначенной  группы «прогрессивной общественности» без обсуждения - как  магистральный принцип, направленный на богословскую переоценку  существующих религиозных ценностей. Обсуждению подлежит что угодно -  будущие ценности или будущий язык Церкви, но не сам факт «переоценки  ценностей». Этот факт обязателен для исполнения. Этот факт - сам по себе  есть «высшая ценность», которая не обсуждается: ведь что не обсуждаемо,  то сакрально.

Это направление мысли хорошо известно в западном  модернистском богословии. Некое особое событие вселенского значения  (например, теракт 11 сентября) используется как повод для смены  богословского дискурса. В отношении предыдущего богословского опыта  используется выражение «сброс на ноль» и таким образом исходное условие  превращается в императив.

Эпидемия - это особый случай, но таких  особых случаев в принципе может быть сколько угодно - богословие после  Освенцима, после «Шарли Эбдо», после майдана, после  землетрясения-наводнения-пожара-торнадо - всегда после чего-нибудь.  Каждый раз постмодернистское богословие выдвигает новое «сакральное»  событие, чтобы от него оттолкнуться и задать критерии некой новой  сакральности. Далее «новая сакральность» успешно используется в  политических и экономических целях, но это в условиях уже победившей  реформации, у нас же в России церковная реформация пока является  домашним заданием, поставленной целью, на которую в первую очередь и  направлены усилия.

«Богословие после» имеет предельно обширный  набор тематизаций. Сегодня выдвигается идея «богословия после эпидемии».  Логика этого взгляда состоит в том, что Церковь после пандемии, после  закрытых храмов и служб без паствы - уже не может быть прежней. С людьми  Церкви произошло нечто такое, от чего они необратимо изменились.

Эта  позиция наглядно присутствует в высказываниях мирян и священников,  присутствующих в блогофере. В качестве примера мы выбрали статьи  священника Павла Великанова («Коронавирус и Церковь: промежуточные  итоги»; «Пасха 2020, или Кто в Доме Хозяин?») и проповедь на Вербное  воскресение священника Никиты Бадмаева. Первый - москвич, второй -  петербуржанин. Оба принадлежат к интеллектуальному слою «лидеров  мнения», слою активных сорокалетних протоиереев, в руки которых  постепенно переходят идеологические и властные рычаги управления.

Общий  смысл их высказываний: не сам вирус, но Бог с помощью вируса выгнал из  храмов прихожан, поскольку прогневался; Его не устраивает наше маловерие  и наше неверное понимание назначения Церкви: «Значит, неугодны Ему наши  службы, не нужны Ему такие молитвы, не хочет Он видеть нас в золочёных и  великолепных храмах…» (Бадмаев).

Иными словами, вирус - это Божье  наказание и великий знак свыше. По мнению Павла Великанова, данная  ситуация объясняется тем, что Бог готовится к какой-то великой «битве»:  «Ты столь решительно сбрасываешь со Своего Тела старую застывшую  оболочку - с которой мы так свыклись и сроднились… Ты разминаешься перед  какой-то очень важной, очень значимой для Тебя - неужели… битвой?  Возможно, той самой - Последней Битвой?…»

Если протоиерей  выступает как медиум, толкующий знамения, значит, нам навязывается вера в  тайное знание, а не в Слово Божие, и это чистый гностицизм. Но дело еще  и в том, что утверждение о «битве» выглядит едва ли не как пророчество  скорого Армагеддона и конца света. Господь якобы решил отбросить  «застывшую» Церковь, а взамен принять и возвысить другую, живую,  обновленную, реформированную Церковь.

Нас подталкивают к мысли о  неизбежности церковной реформации и о скором появлении грядущего  реформатора - ведь Бог уже «разминается» и вот-вот отшелушит застывшую  церковную скорлупу со своего Тела.

Некоторое время назад  протоиерей Алексей Уминский демонстрировал в своих высказываниях похожую  логику, утверждая, что в трагедиях ХХ века «виновата Церковь», потому  что не смогла их предотвратить, а, следовательно, место и роль Церкви в  современном обществе должны быть как-то заново определены. Хотя,  заметим, что все революции, репрессии и мировые войны вдохновлялись  исключительно секулярными идеологиями.

Мысль о том, что Бог через  эпидемии являет нам Свою волю, которую мы должны постичь и принять за  руководство к действию, может произвести впечатление лишь на мятущегося и  напуганного человека. Настаивание на своей способности лично читать  послания Бога, адресованные всей Церкви, неизбежно ведет к эзотерике и  гностицизму, что и приходится констатировать.

Результаты этой  богословской методики обычно неутешительны. Бадмаев в финале своей  проповеди заявляет буквально следующее: «И как будто Бога нет… Он опять  умер, теперь от коронавируса…». Это перифраз Фридриха Ницше, главного  богоборца XIX века. Ради красного словца не пожалеешь и отца… на этот  раз Отца Небесного. Так инерция постмодернистского игрового сознания,  оттолкнувшись от спектакля на тему «конца времён» и Армагеддона, доводит  до прямого, хотя, вероятно, и невольного кощунства.

Выдавая  эпидемию COVID-19 за веху в истории Церкви, аудиторию подводят к некоему  «откровению», напоминающему пророчества Феклуши из «Грозы» Александра  Островского: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по  всем приметам последние!»

Можно отнести это явление к  псевдостарчеству, а можно охарактеризовать резче - как лжепророчество.  Христос предупреждал: «Берегитесь лжепророков».

Вариант вирусного  «богословия после» имеет два разных смысловых уровня. Они создают  универсальное и «неопровержимое» объяснение того, почему Церковь должна  реформироваться. Потому что таково задание Бога, которое мы поняли  безошибочно в минуту смертельной опасности и отверженности, когда паства  не может войти в Его храмы. Он не пускает нас туда, и этот гнев Божий  замаскирован под вирус.

Если мы позволим настроить нас на этот  апокалиптический тон, то далее легко примем уже любые «спасительные»  пророчества, выводы, суждения, ведь главное - чтобы не стало хуже.

Великанов  пишет об этом практически открыто: «А у нашего Бога, оказывается,  отменное чувство юмора!… Он ведь просто чуть-чуть приблизил реальность  смерти к каждому дому. Чуть-чуть снизил градус праздничного пафоса».

В  нормальном состоянии христианин не может ни помыслить, ни воспринять  подобное суждение, ибо какой же юмор в том, что люди умирают, задыхаясь  как в газовой камере? Эта легковесная постмодернистская игра слов и  смыслов, по сути, ничем не отличается от гнетущей ненависти Андрея  Кураева, которую тот сформулировал в своём «некрологе» по кончине  протоиерея Александра Агейкина. Абсурдный взгляд для здравого ума,  который находится в ладу с сердцем.

Любое «богословие после»  эксплуатирует чувство страха. Чувство страха иррационально и заставляет  даже рассудительного человека верить в то, во что тот раньше не верил.  Но «богословие после пандемии» пошло дальше и к страху присоединяет  чувство вины, коллективной вины перед Богом. Играет на соединении  чувства страха и чувства вины, комбинирует их. Так в лабораториях  комбинируют генетический материал вирусов, соединяя разные компоненты.

Нам предлагается путь от новозаветного к ветхозаветному состоянию. В Ветхом Завете присутствует принцип  коллективной ответственности народа до седьмого колена. Христос этот  принцип отменил. Навязывать евангельскому сознанию принцип коллективной  ответственности означает в сущности декатехизацию и обратный путь к  Ветхому Завету.

Реформация - дело всеобщее, касается абсолютно  всех и надо как-то объяснить членам Церкви, почему они все вместе должны  согласиться быть реформируемыми. Лучше всего для этого подходит тезис:  все виноваты, значит, все должны покаяться, измениться и идти в  реформацию как в революцию. Впрочем, слово «как» избыточно: реформация и  есть революция в Церкви. Это, по мысли реформаторов, единственное  условие спасения. Такова революционная сотериология.

Никита  Бадмаев: «И самое время сейчас … подумать - за что наш Господь изгоняет  нас из наших Его храмов?». Ответ: Церковь «обветшала» и трескается,  рассыпается наподобие статуэтки, образ которой предлагает нам Павел  Великанов. Или так: «вирус внезапно оказался той иголкой, которой  Господь ткнул в наше разнесённое от гордости брюхо, и оно - раз! и  сдулось» (Петр Мещеринов).

Нам внушают, что нынешняя Церковь - уже  ненастоящая, мертвая, непригодная, в сущности, предлагая Церкви  отменить саму себя. Парадокс этого «откровения» заключается в том, что  его предпосылка - эзотерическая, а вывод из нее следует секуляристский:  давайте реформируем Церковь. Факт закрытия храмов используется как  предлог для продвижения политической повестки.

Мы понимаем, что  читателя интересуют конкретные предложения - что именно хотят изменить в  Церкви. Список этих новаций давно сформирован и хорошо всем известен.  Повторим здесь основные его положения:

-Отмена института патриаршества и возвращение к синодальной системе управления;

-Переход  от епископальной системы, идущей от понятия апостольской  преемственности, к церковному парламентаризму: выборность епископата и  духовенства, трехгодичная ротация членов Синода и других церковных  учреждений;

-Переустройство Церкви в конфедерацию свободных и  независимых друг от друга приходов (протестантский принцип  горизонтального устройства вместо иерархического вертикального);

-Легализация прямого участия духовенства в политической борьбе, включая уличную;

-Создание профсоюза духовенства для консолидированного противостояния епископату;

-Создание  мирянского движения, неподконтрольного епископату и духовенству  (формирование социальной базы как рычага воздействия на Церковь);

-Реформирование  монашеских уставов (выборность игуменов, духовников) для ослабления  влияния монастырей на народную религиозную жизнь;

-Богословская  реформа в русле «парижской школы». Например: дальнейшее развитие идеи  всеобщего священства, что открывает дорогу мирянам к управленческим  рычагам; совершение Евхаристии мирянским чином, рукоположение  священников не епископом, а другими священниками и многое другое;

-Кардинальная  реформа церковного искусства. Смена «устаревшей» формы, которая  необходима для изменения содержания: русификация богослужения, создание  новой иконы, архитектуры, облачений, музыки и проч. Передача права  идеологического «заказа» и богословской интерпретации церковного  искусства от епископа к «профессионалу» - художнику, музыканту,  архитектору;

-Передача контроля за финансовыми потоками белому духовенству (вариант - мирянам);

-Запрет  русскому государству оказывать материальную, политическую и экспертную  поддержку русской Церкви (противопоставление Церкви и государства с  целью ослабления обоих исторических институтов).

Перечень  запланированных изменений, как мы видим, внушительный. Сравним: в конце  1980-х годов было предложено нечто подобное в светской жизни - начать  историю России с нуля, не с дореволюционных традиций, а именно с нуля,  взять новый исторический старт. Это привело к краху страны. Сейчас нам  точно так же предлагают упразднить тысячелетний опыт русской церковной  жизни и начать жизнь Церкви «с нуля».

Разговор верующего с Богом  опосредован Писанием и святоотеческим наследием, мы находимся в рамках  их незавершенного, исторически длящегося толкования. Без учета  совокупного опыта Церкви, опыта наших единоверцев этот процесс  неполноценен. Он не может происходить в форме эзотерических откровений и  массового покаяния.

Периодизация Церковной истории связана с  соборами (это в первую очередь), гонениями, преодолениями расколов и  ересей, но никак не с эпидемиями. На самом деле эпидемия - не кара и не  знамение, но испытание. Причем Бог нас испытывает постоянно, а не только  сейчас, и хотя были в прошлом и войны, и революции, и другие эпидемии -  «последние времена» не наступили и знать эти даты нам не дано.

Эпидемия  требует бережного отношения к ближнему, но в ней нет ничего, что  требовало бы от Церкви структурных изменений. Не существует «богословия  до» и «богословия после», богословие следует своим путем, согласно  промыслу Божьему. Мы не можем угадать, чего Бог хочет от нас именно  сейчас, зато мы хорошо знаем, чего Он хочет всегда. И эпидемия на это  никак не влияет.

https://seraphim.com.ua/seraphim/religiya-i-mir/item/67208-aleksandr-shchipkov-pandemiya-i-novaya-sakral-nost

эпидемия, Щипков, обновленцы, богословие

Previous post Next post
Up