Послесловие к Тяньаньмэньскому «юбилею»

Jun 07, 2019 00:00


Китайская альтернатива советской «перестройке»: от теории к практике

Владимир Павленко



3 июня исполнилось тридцать лет со дня развязки событий на пекинской  площади Тяньаньмэнь, когда силой вынужденно были подавлены выступления  противников политической монополии КПК. Сразу оговоримся, что авторское  мнение о предпосылках и последствиях этого важного эпизода новейшей  истории КНР было раскрыто более года назад, к предыдущей годовщине.

И поскольку оно предсказуемо не изменилось, нет смысла и повторяться.  Вернуться к этой теме побудил ряд публикаций, посвященных этому  «юбилею», на наш взгляд, во многом спекулятивных и недалеких, хотя они и  принадлежат перу ученых-китаистов (или, точнее, синологов).

Совершенно не является случайным, что раз за разом место подобным публикациям  отыскивается на страницах либеральных изданий). Либеральная публика как  огня боится сравнений между состоявшимся в результате «перестройки»  распадом СССР и сохранением и последующим прорывным развитием КНР в  отсутствие такой «перестройки». Точнее, в ее пресечение. Общность  исторических параллелей между пекинским и московским финалами настолько  очевидна, что кое-кто стремится ее приглушить, избежав закономерных  выводов о том, что выбор, сделанный тогда в Китае, для России актуален и  сейчас.



А для этого приходится изворачиваться. И проделывать это с помощью  подмены научной методологии голым перечислением вырванных из контекста  фактов, на которые волюнтаристским образом натягиваются совсем не  очевидные «выводы», более походящие на идеологический заказ, упакованный  в лукавую позитивистскую «отстраненность». И это особенно наглядно  демонстрируется, во-первых, упоминанием всерьез некоей маргинальной  версии событий на Тяньаньмэнь как «дворцового переворота» с отстранением  от власти генсека ЦК КПК Чжао Цзыяна. Хотя ясно, что на фоне  заполненной до отказа площади «дворцовая» интерпретация не работает.

Во-вторых, огульной и бездоказательной критикой абсолютно верного  взгляда на те события как на попытку «оранжевой революции»; ведь  «разношерстность» публики, собравшейся на площади и невнятность ее  лозунгов, якобы «не направленных» на свержение власти КПК, - это не  аргумент. Можно подумать, будто в Москве 1989-1991 годов эта публика  была сплоченной и организованной. Сплоченность и организация, причем с  иерархической системой подпольной подчиненности соответствующего актива,  и там, и там выступала признаком встроенных в протест интересов  определенных элитных групп, заинтересованных в смене власти,  заручившихся, не без этого, разумеется, внешней поддержкой.

Мы хорошо помним, какую активную коммуникацию с американским  посольством поддерживали оппоненты ГКЧП, что даже «силовик» Коржаков  предлагал партсекретарю (по происхождению) Ельцину в нем укрыться. В  России, в отличие от Китая, эти группы, как и их компрадорский,  предательский характер, стали видны всем потому, что они победили и  оказались у власти. В КНР, где они подверглись разгрому, просто  предпочли «не выносить сор из избы», хотя пожизненный домашний арест  того же Чжао Цзыяна сам по себе очень о многом говорит.

О какой научной методологии, точнее об отказе от нее, идет речь?  Представлять борьбу в КПК результатом «фракционного раскола» на  «реформаторов» и «консерваторов» - значит, впадать в заговорщический  бланкизм, ни грана не понимая в марксизме, то есть в официальной  идеологии, которой мотивировались политика и деятельность как нашей, так  и китайской компартии.

А марксистская методология прежде всего классовая. Никакой не секрет,  что и в СССР, и в еще большей мере в КНР к моментам решающих схваток  набрали социальную силу и аппаратный вес определенные слои нарождавшейся  буржуазии, заинтересованные в отказе от социализма ради приватизации,  понимавшейся наследственным обменом элитного статуса на собственность.

Это и коррумпированная часть партийно-государственного аппарата, и  начинавшие выходить из-под партийного контроля и играть свою игру  силовики, и криминал, не только выступавший союзником этих слоев, но и  осуществлявший между ними коммуникацию. И, наконец, партийное  диссидентство, то самое, яковлевское, готовое сдать идеологические  позиции, обменяв доступ к руководству на приглашение в пресловутую  «глобальную элиту».

Какую прочную связь они обнаружили, переплетаясь между собой,  наглядно демонстрируется многочисленными расследованиями Центральной  комиссии КПК по проверке дисциплины (ЦКПД), например, «делом Сюй  Цайхоу», генерала-политработника и зампреда ЦВС КНР, денежная наличность  из «имения» которого после ареста натурально вывозилась грузовиками.  Кто-то думает, что у нас, в СССР, было иначе? Вспомним хотя бы  «узбекское дело», и разве подлежит сомнению, что победи в КПСС линия,  направленная против реставрации капитализма, у нас таких «дел» набралась  бы не одна сотня? А фигурантов - многие тысячи.

Итак, с точки зрения классового марксистского анализа, авторам  спекуляций либо неведомого в силу прорех в образовании, либо  отвергаемого по субъективно-идеологическим причинам, в обеих странах  готовилась буржуазная реставрация, организаторы которой не только  спекулировали на объективных промахах власти, пользуясь омещаниванием  партийных верхушек, переросшим в их обуржуазивание. Но и активно  занимались подрывной деятельностью. Факты? Пожалуйста: из стенограммы  конференции МОИ - Московского объединения избирателей (16-18 сентября  1989 г.).

«Гавриил Попов: Кризис перешел в катастрофу. Система перестала  работать. Особенно перестала работать система торговли. Сейчас  существует опасная тенденция. Часть интеллигенции растерялась и готова  поступиться демократией. Дело идет к гражданской войне и диктатуре. В  случае победы прогрессивных сил будет диктатура или Ельцина, или Попова  (! - Авт.), или Гдляна. В случае победы консервативных сил будет  диктатура или Горбачева, или Лигачева, или Рыжкова. У нас есть шансы для  победы. Но консервативные силы будут яростно бороться.

Сейчас происходит столкновение с сотнями тысяч. Нужно ставить на учет  каждого депутата РСФСР. Он должен понимать, что если он будет  голосовать не так, как скажет межрегиональная группа (Межрегиональная  депутатская группа - «демократы» в составе Съезда народных депутатов СССР. -  Авт.), то жить ему в этой стране будет невозможно. …Для достижения  всеобщего народного возмущения довести систему торговли до такого  состояния, чтобы ничего невозможно было приобрести. Таким образом можно  добиться всеобщих забастовок рабочих в Москве. Затем ввести полностью  карточную систему. Оставшиеся товары (от карточек) продавать по  произвольным ценам» (Цит. по: Сазонов А.А. Кто и как уничтожал СССР?  Архивные документы. - М.: ИСПИ РАН, 2010. С. 44-45).

Так вот почему, оказывается, «перестала работать система торговли»? А  вы как думали? Демократия в буржуазном прочтении, если кто за эти годы  не понял, - это власть не народа, а «демократов»! Точнее, их хозяев,  выступающих  конечными бенефициарами - внутренних и внешних. И  компрадорствуют они из «высших» побуждений «глобального единения» на  костях собственных сограждан, против своей страны, за ее счет и на ее  обломках. «Знаю же я, что такое диктатура пролетариата, - заявил в 1964  году в Москве Дэвид Рокфеллер в ответ на бездарные вопросы членов пока  еще хрущевского Политбюро. - Но тогда и вы должны знать, что такое  диктатура буржуазии».

Думается, если спросить «компетентных» китайских товарищей, они тоже  смогут предъявить аналогичные примеры времен генсека Чжао. А некто нам  внушают, что между ним и Горбачевым громадная разница. По форме такая  разница может и есть, а вот по содержанию - не просматривается. Хотя при  этом в другой статье, уже академической, они же отмечают,  что сначала в правящих кругах КНР Горбачевым были очарованы, а вместе с  ниспровержением Чжао Цзыяна в отношении советского лидера «с глаз упала  пелена». Это, знаете ли, знаменательное признание.

Какие же «аргументы» приводятся в защиту этих фальсификаций? Скажем  прямо, что они смехотворные. Протестуя против очевидных параллелей между  финальной «перестроечной» вакханалией 21-23 августа 1991 года и  Тяньаньмэнь, они считают их «притянутыми за уши» и «не учитывающими  важнейших различий между странами». Например, китайское экономическое  чудо, на их взгляд, было основано на дешевом труде, притоке зарубежных  инвестиций и благоприятном геополитическом фоне, когда Запад не требовал  от КПК строго соответствовать своим идеологическим нормам.

Однако Запад не требовал этого и от КПСС, даже наоборот, всячески  поощрял отступление от этих норм, а вопросы «откуда инвестиции» и  «почему не было идеологического принуждения» при этом даже не ставятся.  Хотя хорошо известно, что само установление в 1979 году дипломатических  отношений с КНР для США было обусловлено вовлечением Поднебесной в  «большую игру» против СССР, которое оставило нашу страну в одиночестве в  рамках «глобального геополитического треугольника» и стало важным  фактором нашего поражения в холодной войне. По этой же самой причине у  КНР тогда не было необходимости участвовать в гонке вооружений.

Это не «камень в китайский огород», а констатация того, что,  во-первых, различия между нашими странами во многом диктовались тогда  субъективным внешним фактором. А во-вторых, что они не были настолько  существенными, ибо даже под воздействием этого фактора не смогли  изменить тренда: КНР в итоге пришла к тому же «историческому порогу»,  что и СССР, только прошла его иначе. Значит, эти причины главными не  были.

Разумеется, говоря о таких различиях, критики сравнений нашей  «перестроечной» реальности с китайскими реформами намекают на  цивилизационный фактор. Но и он не имеет решающего значения. Десятилетия  осуществления коммунистического проекта в обеих странах оказали такое  воздействие на цивилизационный фундамент, что вернуться в прежнее  состояние с преобладанием традиционных религиозных факторов ни одна из  них не сможет, не разрушив своей современной идентичности.

Иначе говоря, ни православие, ни конфуцианство на роль «главной  скрепы» непригодны потому, что на государственном и общественном уровнях  доминирует партийная стилистика, которая у обеих стран, по сути, общая.  Была, есть и будет. КПК, в отличие от инсинуаций либеральных аналитиков  и экспертов, ставящих свои взгляды выше научной истины, исторической и  политической реальности, - не «националистическая», а идеологическая  компартия, руководствующаяся марксистской методологией.

Не понимать этого может, скажем, троцкист, для которого коммунизм -  сугубо «вселенское» учение о левом глобализме и левой глобализации. Или  оппортунист-меньшевик, свято верящий, что вырастание социализма из  капитализма может происходить только в рамках буржуазной власти, то есть  внешнего управления.

Между тем, наряду с «коминтерновской» или, точнее, троцкистской  версией коммунизма, в нем сложилась и ленинско-сталинская версия,  близкая, как уже говорилось, к национально-освободительному прочтению  марксизма. Борьба с троцкизмом потому и была настолько тяжелой и  продолжительной, что это внутривидовая борьба сторонников  социалистического национального освобождения с левыми глобалистами, для  которых коммунизм - форма, а не содержание.

Но какие тогда причины разницы исходов 1991 года в СССР и 1989 года в  Китае можно считать главными? Как мы только что убедились, в первую  очередь, идеология. Именно она! В СССР в постсталинские времена бросили  заниматься развитием теории марксизма, и те опережающие время выводы,  которые были сделаны в поздних работах В.И. Ленина («О нашей революции»)  и И.В. Сталина (речь на XIX съезде ВКП(б) - КПСС) в пику европейскому  догматическому пониманию марксизма - о совмещении социалистического  фактора пролетарских революций с национально-освободительным и об  усилении классовой борьбы по мере строительства социализма, в нашей  стране повисли в воздухе.

И это привело советскую элиту к дефициту понимания окружающей  действительности. В Китае от этого спасла теория «новой демократии» Мао  Цзэдуна. Один из ее важнейших постулатов прямо указывает, что в  развивающихся странах «полуфеодальной социальной формации» необходимая  для социализма экономическая инфраструктура будет построена под  руководством компартии.

И для этого производительные силы, даже если они еще  капиталистические, должны подчиниться социалистическим производственным  отношениям. Экономический базис выстраиваемой общественно-экономической  формации (ОЭФ), таким образом, меняется местами с политической  надстройкой, подчиняясь политическому руководству партии.

И поскольку это происходит в интересах не эксплуатирующего  меньшинства, а эксплуатируемого большинства, именно тогда складываются  условия для национально-освободительного рабоче-крестьянского союза с  частью, возможно значительной, национальной буржуазии. Которая, однако,  будет находиться под жестким партийным контролем и руководством. Строго  говоря, это ни что иное, как модель ленинского НЭПа: привлечение частной  инициативы («неважно, какая кошка…») при сохранении командных высот у  советской власти.

Китаю просто повезло, что курс реформ и открытости, в отличие от  советской «перестройки», был запущен первым, революционным поколением  руководителей, к которому и относился Дэн Сяопин, находившийся в  руководстве КПК еще с дореволюционных времен. В отличие даже от Л.И.  Брежнева, а тем более от Горбачева, Дэн защищал дело своей жизни. И не  учил В.И. Ленина и И.В. Сталина по учебникам, сдавая на экзаменах, а на  практике успешно воплощал их идеи в ставшую экзаменом жизнь.

И воплощая, вместе с соратниками вносил в марксистскую теорию тот самый  доворот на «китайскую специфику», который в русской интерпретации В.И.  Ленин, по сути, внес уже тогда, когда провозгласил Россию опорной  страной коммунистического проекта, допустив в ней, «отдельно взятой»,  победу социалистической революции. Именно поэтому абсолютно неправомерно  обвинять идеологов КПК в «эклектике» и «слабой теоретической  подготовке», вменяя им готовность «с легкостью вписывать в свою  программу любые веяния времени». Такое обвинение, мягко говоря, не  соответствует действительности.

Какой же урок, доказанный экспериментально как с позитивным, так и с  негативным знаком, можно вынести из событий на Тяньаньмэнь и из итогов  советской «перестройки»? Очень простой: экономическая либерализация  социализма невозможна без политического закручивания гаек, дополняемого  постоянным обновлением теории. Жесткий партийный контроль над буржуазным  классом не только ограничивает его частнособственнические инстинкты, но  и побуждает к социальной ответственности, минимизируя органично  свойственную буржуазии склонность к коррупции и другим преступлениям.

Еще, как учит опыт ленинской концессионной политики, успешно  заимствованный в свое время нынешним российским руководством  применительно к соглашениям о разделе продукции, такой контроль  существенно подрывает возможности полуколониальных манипуляций со  стороны так называемых «внешних инвесторов». Но как только  партийно-государственный пресс ослабевает, и начинаются разговоры о  «политической реформе», все немедленно начинает катиться по наклонной  плоскости и, если не «сдать назад», в итоге рушится.

Это и понятно: «реформировать» концептуальную власть в ходе  экономической трансформации может только политический самоубийца вроде  Чжао Цзыяна или Горбачева, которому, к тому же, еще и не жалко свою  страну. А вот Дэн Сяопину ее было жалко. Кто-нибудь сомневается в том,  что альтернативой пролитию «малой крови» на Тяньаньмэнь (сколь большим  ни было бы число жертв в абсолютных цифрах) могли стать только настоящие  реки крови при распаде страны, которую западные подрывные центры давно  уже заочно разделили на «север» и «юг»?

Почему же тогда нам так настырно внушают, что экономические реформы  не работают без «политического плюрализма»? Потому, что такой  «плюрализм», под который беспардонно загримирован империалистический  монополизм - хоть в экономике, хоть в политике - является  типологическим, опознавательным признаком принадлежности к  капиталистической мир-системе. И указывает он ни на что иное, как на  готовность согласиться с нормами и правилами игры, в этой системе  существующими. То есть с утратой суверенитета и фактическим внешним  управлением.

А вот социалистическая модернизация с сохранением собственной  политической модели является таким же типологическим признаком  суверенной субъектности в альтернативной мир-системе. В чем разница?  Примерно в том же, чем собственник отличается от арендатора. И нам ли, в  России, спорить с этим после блестящего осуществления такой  модернизации в 30-е годы прошлого века, обеспечившей нашему народу  победу в Великой Отечественной войне?

Почему же у нашего экспертного сообщества такая короткая память? И почему из века в век оно ищет «пророков» «на стороне»?

http://www.iarex.ru/articles/66940.html

Китай, майдан, Тяньаньмэнь, революция

Previous post Next post
Up