Оргия в Авиньоне. Что рассказал о Западе театральный фестиваль

Feb 22, 2019 20:10


Нельзя было лучше подобрать нечто объединяющее последующий парад  моральных и психических отклонений, в зеркале которых человек был  разобран до самых темных закоулков души. Воспевание смерти физической  или духовной, как единственно возможного выхода, в прологе театрального  праздника само по себе заставило задуматься о неслучайности выбора  сюжета



Оргия в АвиньонеАнашкин Сергей © ИА Красная Весна

Часть I Avignon IN

В среду, 6 февраля  директор знаменитого Авиньонского фестиваля Оливье Пи получил Орден  Почетного легиона за заслуги перед культурой. Награждение состоялось в  присутствии «первой леди» французского государства Брижит Макрон и  других представителей элиты. Министр культуры Франк Ристер на страницах  Twitter поприветствовал нового члена ордена словами: «Дорогой Оливье  Пи, спасибо за свет, который Вы несете с каждым поднятием занавеса.  Спасибо за неустанные действия при выполнении амбициозной задачи,  которую мы разделяем с Вами: стремления открыть двери культуры для всех,  как артистов, так и зрителей».

Принадлежность к ордену  Почетного легиона - высший почетный знак отличия Французской республики,  который дается за выдающиеся заслуги. Что отражает свет, несомый Оливье  Пи, каковы его выдающиеся заслуги перед Францией, а также во что  превратилось культурное явление, основанное в прошлом веке на  прогрессивных и демократических принципах, под его руководством,  позволит понять небольшая ретроспектива театрального форума,  проведенного Оливье Пи в прошлом году.



С 6 по 29 июля 2018 г. в  72-й раз прошел крупнейший международный театральный фестиваль в  Авиньоне (Франция). Традиционно форум делился на официальный Avignon IN,  в рамках программы которого зрители посмотрели 40 постановок, и  альтернативный Avignon OFF. В последнем приняли участие 1000  самодеятельных и коммунальных театров, которые показали 1300 спектаклей.  Число зрителей театрального форума достигло 50 000 человек. По числу  посетителей и престижности Авиньонский фестиваль действительно не имеет  аналогов в мире.

Если тематика официального фестиваля сжата  определенными идеологическими установками, то Avignon OFF - более  демократичен. Здесь нет различий между профессиональными и  самодеятельными театрами, кроме того, что последние ставят спектакли и  приезжают за свой счет. Для многих областных трупп - это уникальная  возможность получить контракты и финансирование, заявить о себе в  общенациональном и даже международном масштабе. В поисках талантов на  фестиваль съехались 3500 продюсеров, режиссеров и журналистов. Как  сообщает главный сайт Авиньона www.festival-avignon.com, фестиваль  является «крупнейшим рынком искусств, во время которого город покрывается флаерами и афишами, а труппы зазывают зрителя прямо на улицах».  Тем не менее зритель как-то ориентируется в этом хаосе, знакомясь с  программой по отзывам и анонсам или полагаясь на свою интуицию.

Авиньонский  фестиваль был основан в 1947 году французским режиссером и актером  Жаном Виларом, который оставался его бессменным директором до самой  смерти (1971). С 1951 по 1963 гг. Жан Вилар также возглавлял  Национальный народный театр (TNP), много сделавший для демократизации  театрального искусства во Франции. Он стремился познакомить широкую  публику с классическими произведениями в хорошей постановке. О высоком  уровне театра отзывался в том числе Луи Арагон. Сделав доступными цены  на билеты и введя систему абонементов, он позволил многим, ранее  лишенным этой возможности, приблизиться к культуре. Жан Вилар считал,  что театр не может стоять вне политики и выступал против войны в Алжире.

Политически ангажированным фестиваль остается и сегодня. Изменилась до неузнаваемости лишь его идеологическая направленность.

24 июля,  на закрытии официальной части Оливье Пи дал развернутую  пресс-конференцию о целях фестиваля. Он, в частности, сказал, что  основной проблематикой, волнующей сегодня французскую интеллигенцию,  является судьба различных, а особенно «гендерных меньшинств», и он  намерен расширить границы обсуждения этой тематики так, «чтобы она коснулась всех». Особое внимание он призвал уделять молодежи.

Оливье Пи подробно рассказал о главных, с его точки зрения, проблемах современности, которыми должно заниматься искусство: «В  этом году главной темой фестиваля мы выбрали гендерный вопрос. … Мы  также боролись за женщин и феминизм в большом количестве спектаклей. …  Мы боролись за гендерный вопрос, который затрагивает всех и особенно за  идентичность трансгендеров, за их права. Мы боролись за права ЛГБТ  (КИ? - эта аббревиатура обозначает термины из постоянно расширяющегося  списка нарушений половой идентичности - ред.) Это огромная сообщность,  которая затрагивает всех и которая до сих пор нелегальна в ряде стран  мира. Мы боролись за беженцев, которых некоторые называют мигрантами, во  многих спектаклях говорилось об этой проблеме. Эта борьба пересекалась с  борьбой за общности ЛГБТ и женщин. Мы боролись за Европу, в тот момент,  когда Европа не верит в себя сама. Естественно мы боролись за  культурную Европу, а не диктат финансистов. Мы боролись и боремся за  национальное образование. … Мы боролись за мужчину, которого зовут  Кирилл Серебренников, находящегося под домашним арестом в ожидании  процесса, наверняка, по политическим мотивам.» Также, по словам Оливье Пи, они боролись «за жителей Газы, против ужасных тюремных условий, против патриархата и дикого капитализма…»  В общем, это был бы обычный путаный леваческий дискурс, если бы не  колоссальные административные возможности в руках этого человека.  Особенную тревогу вызвало то, что основной натиск пропаганды было решено  направить на молодежь.

Воинственный тон выступления арт-директора  звучал несколько непривычно на культурном мероприятии, а повторяющееся  слово «борьба» подразумевало наличие некого культурного фронта.

Впрочем,  свою войну французский режиссер ведет давно, а позиций никогда не  скрывал. Несмотря на иногда спорное отношение к его искусству, Оливье Пи  добился славы как постановщик, актер и основатель театра, «сочетающего христианский мистицизм с дионисийским безумием».  Проявляя многогранность таланта, он выступал в джаз-клубах и кабаре под  псевдонимом «мисс Найф» в качестве травести. Написанные им тексты в  основном посвящены «трудности жить в этом мире», наслаждениям,  несчастной любви и другим личным проблемам. Он опубликовал несколько  книг, последнюю из которых «Парижанин» некоторые литературные критики  признали «инфантильной и нечитаемой», тогда как глянцевые  журналы околокультурной тематики представили как лучший роман сезона. В  качестве политического журналиста принимал активное участие в  антисербской кампании, защищал нелегальную миграцию и гомосексуальные  «браки». С 2013 - постоянный арт-директор фестиваля в Авиньоне.

Согласно  расставленным им приоритетам, значительная, если не большая часть  спектаклей, была посвящена трагичности судьбы людей с проблемами  сексуальной идентичности и другими отклонениями, а также феминисток и  мигрантов, то есть всему набору политически-корректных тем.

Честь  открытия фестиваля досталась международно известному французскому  постановщику и актеру Тома Жолли, избравшему для этого одну из самых  мрачных трагедий Сенеки «Фиест». С наступлением ночи на главной сцене  Авиньонского фестиваля в папском дворце началось действо.

В  трагедиях Сенеки, творившего в жестокие времена Калигулы и Нерона,  говорится о невозможности победы морали над греховными страстями и  ударами судьбы. Глубокое разочарование философа особенно остро  проявляется в этой трагедии, где автор выходом из трагического  противоречия видит лишь смерть. Восклицание хора из трагедии Сенеки - «Жаден до жизни тот, кто не хочет умереть, когда гибнет мир» - становится лейтмотивом всего фестиваля.

На  вопрос журналиста о выборе сюжета и о том, почему актерам было  интересно сыграть злодеев, а сам Тома Жолли выбрал худшего из них,  Атрея, постановщик ответил так: «Когда актеры играют чудовищ они  ищут в них что-то человеческое… Находя человеческое в монстрах мы задаем  себе вопрос и ищем что-то чудовищное в себе.» И действительно,  черноту человеческой души Тома Жолли удалось передать в полной мере.  Постановка с великолепной сценографией, костюмами и эффектами взорвала  театральный зал под открытым небом. Вот как описал спектакль один из  критиков: _«Тома Жолли, исполняющий роль главного монстра Атрея и  постановщик „Фиеста“ воспроизвел сумеречную, черную трагедию римского  философа Сенеки. Это рок-опера с элементами китча, переполненная  угнетающей, сумасшедшей избыточности. Дикая одиссея в глубину корней,  ужасное зло, которое каждый несет в себе.»__

Весь спектакль можно посмотреть здесь.

«Фиест»  стал событием и задал тон начавшемуся фестивалю. Нельзя было лучше  подобрать нечто объединяющее последующий парад моральных и психических  отклонений, в зеркале которых человек был разобран до самых темных  закоулков души. Воспевание смерти физической или духовной, как  единственно возможного выхода, в прологе театрального праздника само по  себе заставило задуматься о неслучайности выбора сюжета.

Вот  краткое описание лишь нескольких спектаклей из программы, которое  могло бы охарактеризовать общую атмосферу форума. Судите сами.

«Ода попытке» - хореографическая постановка Яна Мартенса и «Бен и Люк» - чувственный па-де-де танцоров из Буркина-Фасо.

«Медуза» - натуралистическое повествование о канибализме и животной природе человека, «борьба с которым будет вечна». (О суде над спасшимися на плоту фрегата «Медуза»).

«Далекая страна» -  адаптация Кристофом Рауком автобиографического романа Жана-Люка  Лагарса, умершего от СПИДа в 38 лет. В постановке участвовали выпускники  театральной школы Лилля. Сюжет повествования: осознающий приближение  смерти молодой человек гомосексуальной ориентации хочет попрощаться со  своими близкими. Он как бы возвращается в родительский дом, где не  одобряют его наклонности и «не понимают» его. В этой «далекой стране»  происходит встреча не только с живыми, но уже умершими родственниками.  Кроме того, там же присутствует весь сонм его бывших любовников, с  которыми продолжаются разборки. Кристоф Раук так сказал о выборе  произведения: «Я не ожидал встретить в театральной пьесе столько  гуманизма. Мы все когда-то переживали или испытывали эмоции и ситуации,  описанные Жаном-Люком Лагарсом. Он напоминает мне Чехова». С легкой руки постановщика Лагарса теперь называют «современным Чеховым».

«И почему я должен говорить как ты?»  Для подготовки этого спектакля актриса Анук Гринберг отправилась на  поиски «сырых текстов» в приюты, дома сумасшедших, в круги ада  обездоленных и забытых людей. Она нашла старые документы,  заархивированные медицинским персоналом, письма обитателей домов скорби.  Их она и читает мягким, хорошо поставленным голосом. Иногда тексты  просто душераздирающие, похожие на мольбу, другие наполнены надеждой,  объединяет их лишь одно - что на них никто не ответит.

«Некоторые никогда не видели моря» -  сага о драматической судьбе молодых японских женщин, приехавшие в США,  чтобы стать женами японских эмигрантов. Речь идет об их бесправной и  беспросветной жизни, осложнившейся с началом войны Японии и США.

Еще один спектакль на анти-патриархальную тематику привез постановщик из Египта. В пьесе «Мама»  говорится о том, что являясь хранительницами «Патриархального храма»,  женщины в египетской семье подвергаются ежедневным унижениям. С точки  зрения автора они отдают себя в «добровольное рабство», из которого нет  выхода.

Внимание привлекла и работа самого Оливье Пи - «Антигона»  Софокла, которую он реализовал с заключенными тюрьмы Авиньона. Все роли  в спектакле исполняются мужчинами. Как пишут критики, несмотря на  непрофессиональную дикцию, заключенные играют искренне, ежедневная  борьба за «достоинство» в ужасных французских тюрьмах им близка.

«Транс» -  постановка Дидье Руиса. Слово представляется семи транссексуалам,  которые на протяжении спектакля рассказывают о переходе из одного  пограничного состояния в другое.

«Он всегда может сказать, что это ради любви к пророку»  постановщик из Ирана Гуршад Шаиман в театральной оратории рассказывает о  драме молодых людей, бежавших из Магриба и Ближнего Востока из-за своей  сексуальной ориентации.

«Сухой сезон» - жесткий  матриархальный ритуал, в котором руководитель труппы Nova nova Фиа  Менар, мужчина с нарушением сексуальной идентичности, после терапии  принявший облик женщины, объявляет войну норме и патриархату. Спектакль  начинается сценой, в которой семь обнаженных женщин, раздвинув ноги,  лежат под прессом низкого потолка, который вертикально перемещается  независимо от их воли. По замыслу постановщика, это должно  символизировать порабощение, единственный способ освободиться из  которого - бунт против общества.

По словам французского критика: «В  визуально ошеломляющей сценографии „Сухого сезона“ проводится ритуал  разрушения патриархального дома. Будучи преисполнен решимости прекратить  мужское угнетение, Фиа Менард демонстрирует мстительную силу, не  избегая, однако стереотипов. „Я хлопаю по твоей киске“, - первые слова  спектакля, произнесенные Фией Менар, звучат как объявление войны. В  ответ на эти непристойные слова, которые многие женщины, вероятно,  слышали в подворотне, и являющиеся символом господства мужчин,  превративших общественное пространство во враждебную территорию,  руководитель труппы Nova nova решил выйти из игры (поменять пол).  Тяжелая артиллерия, способная стрелять красными шарами в патриархат…  Глаз за глаз, зуб за зуб».

И здесь невольно отмечаешь, что  несмотря на подчеркнуто виктимизированные образы большинства театральных  постановок, из-за их спины уже раздается чей-то рык, позволяющий себе  угрожать обществу на языке подворотни. Кто-то объявляет войну культуре  модерна и образу в ней человека, призывает к победе архаических  инстинктов над человеческой сущностью, упивается грехом и пороком. Этот  субъект, похожий на персонажей с картин Иеронима Босха, творит оргию  «возвращения». Воюя с патриархатом, он занимается разрушением того  тонкого культурного слоя, на создание которого человечество потратило  десятки тысячелетий. Отметим, сей масштабный проект идет при полной  поддержке элит, растерянности гуманистической интеллигенции и  непротивлении народа.

Исчерпывается ли повестка крупнейшего  театрального форума «гендером» и чем живет театральная глубинка - об  этом во второй части статьи Avignon OFF.

https://rossaprimavera.ru/article/a6a3acdd

деградация, искусство, извращенцы, театр

Previous post Next post
Up