Потреблядизация страны

Nov 01, 2018 00:59


На заре советской власти, в 1920 году Ленин озвучил ставшую знаменитой  формулу: коммунизм - это советская власть плюс электрификация всей  страны.

Сегодня впору составить аналогичную формулу современного российского капитализма:

Капитализм в России - это антисоветская власть плюс потреблядизация всей страны.

Конечно,  эта формула не описывает капитализм во всей его полноте, но в ней  указаны две главных составляющих, на которых возник, сформировался и  удерживается капитализм в современной России - антисоветская власть и  потребительское общество.

Антисоветская власть формирует и поддерживает капитализм сверху, а потребительское общество формирует и поддерживает его снизу.

Это  идеальные условия для капитализма, в которых он не только стабилен и  устойчив, но и способен постоянно наращивать свои капиталы, что мы и  наблюдаем в последние 20 лет.

Современный капитализм имеет важное отличие от капитализма конца 19-го и начала 20-го века.

Классический  капитализм столетней давности был основан на эксплуатации трудящихся, а  современный (не только российский) капитализм основан именно на  потребительском обществе.

Ни в России, ни в Европе, ни в США  капиталисты больше не эксплуатируют трудящихся так, как это происходило  100 лет назад. Сегодня члены потребительского общества, участвующие во  всемирной гонке потребления, эксплуатируют сами себя и друг друга.



Эксплуатация  сильно трансформировалась и вышла на уровень самоэксплуатации, когда в  головы потребителей через механизмы рекламы и маркетинга закладываются  определенные цели - новый автомобиль, новый смартфон, новая мебель,  новая одежда, продукты, услуги и так далее - и потребители, следуя  заданным целям, стараясь заработать деньги на их реализацию,  эксплуатируют сами себя и подгоняют друг друга.

При этом огромное  количество рекламируемых и приобретаемых товаров либо вовсе не улучшают  жизнь, либо улучшают ее крайне незначительно - не пропорционально той  цене, которая за них платится и тем силам, которые затрачиваются на то,  чтобы заработать эти деньги.

Многие товары ничем существенно не  отличаются от старых, на замену которых они приобретаются - их покупают  только потому, что старые вещи вышли из моды, покупают чтобы порадовать  себя новинкой и похвастаться перед друзьями и коллегами,  продемонстрировать им свою состоятельность. Это и есть потребительство в  чистом виде.

Яркий пример - автомобили. Едва ли не половина  автомобилей в стране используется для того, чтобы стоять в пробках по  дороге на работу и обратно. С таким же успехом можно добраться на такси  или на метро - это получится даже дешевле. Но собственный автомобиль -  это статус, поэтому огромное количество людей не просто покупают  автомобили, но еще и стараются приобретать самые дорогие, который только  могут себе позволить - чтобы продемонстрировать свою состоятельность  окружающим.

То же самое со смартфонами, особенно айфонами - стоит  появиться новой модели как толпа потребителей начинает их покупать -  только для того, чтобы оказаться первыми среди друзей, у кого в кармане  появится новинка.

То же самое с одеждой, аксессуарами,  косметикой, разного рода услугами, бытовой техникой и электроникой,  ремонтом, которым некоторые готовы заниматься перманентно.

На этом и базируется современный капитализм.

Безудержное  потребление сверх всякой меры, гонка потребления в попытке угнаться за  модными тенденциями, формируемыми специально для того, чтобы  подстегивать эту гонку.

Безудержное потребление, заставляющее  людей эксплуатировать самих себя, самоэксплуатация вместо классической  эксплуатации, которая во многих странах ушла в прошлое.

Больше не  надо заставлять людей работать по 12 часов - они сами работают сперва 8  часов на одной работе, а потом 4 часа на другой, чтобы купить себе  автомобиль или платить по кредиту за ранее приобретенный, а потом вместо  него купить более новый и в промежутках между этим приобретать другие  товары, забивая ими квартиры и распродавая за бесценок через интернет  излишки ранее приобретенного, которыми даже не успели толком  попользоваться.

Так сегодня живет большинство - разница лишь в  уровне, проценте избыточных покупок - у наиболее обеспеченной части  страны он выше, у менее обеспеченной он ниже.

И даже те, чья  зарплата ниже средней и кто просто не в состоянии покупать себе  множество товаров и менять один автомобиль за другим - в большинстве  своем хотели бы это делать, они стремятся к этому, а значит в своем  сознании являются такими же потребителями.

На этой массе  потребителей, как действующих, так и стремящихся вступить в их ряды - и  держится современный российский капитализм.

Потребительское общество - фундамент российского капитализма, антисоветская власть - его крыша.

И  пока этот фундамент достаточно прочен, пока армия потребителей  достаточно велика и в ее ряды при первой же возможности готовы влиться  новые - российский капитализм останется непоколебим.

Даже если  что-то случится с крышей и власть дрогнет, расколется, исчезнет самый  влиятельный в мире президент - пока сохраняется фундамент капитализма,  которым является потребительское общество - будет держаться и  антисоветская власть, которая является его крышей. Ее будут латать,  обновлять, реставрировать и пока не треснет фундамент - крыша не рухнет.

Потребители  поддерживают капитализм и антисоветскую власть не только своими  деньгами, часть которых оседает в карманах буржуазной элиты, не только  своей "самоэксплуатацией", которая в конечном итоге выражается в тех же  деньгах, идущих в карманы элиты и налогах, формирующих бюджет  антисоветской власти - потребители поддерживают эту власть и  непосредственно своими голосами.

Пока потребители дорожат своим  барахлом и думают о том, как купить новый смартфон или автомобиль, как  расплатиться по старому кредиту чтобы взять новый - они будут голосовать  за антисоветскую власть, потому что хотят сохранить свой привычный  образ жизни, главным элементом которого является потребление.

И  если обратиться к истории смены советской власти на антисоветскую, то  легко заметить, что в числе основных причин, приведших к этому, тоже  было формирование потребительского общества, которое началось еще в 70-е  годы и начало стремительно прогрессировать в 80-е.

Именно в 70-е  годы в советском обществе возникли ярко выраженные потребительские  настроения. Это легко проследить по советским фильмам тех лет. Особенно  наглядно потребительское общество показано в фильме Гараж, который  практически посвящен этой теме.

В 80-е годы потребительское  общество начало доминировать, потребление стало культом, импортные  товары стали предметом зависти и поклонения, а фарцовка - самым массовым  народным занятием.

Советское общество стало потребительским -  это и послужило опорой для перехода от социалистической системы к  капитализму, а затем стало фундаментом антисоветской власти и  капиталистической системы.

При этом партийно-комсомольская  верхушка, которая готовила и осуществляла переход страны от советской к  капиталистической системе, а затем сформировала антисоветскую власть -  тоже была частью сформировавшегося в 70-е и 80-е годы потребительского  общества, его верхушкой.

Капиталистическая элита, буржуазия, правящая верхушка - сама является частью потребительского общества и возглавляет его.

Буржуазная  элита - это лидеры потребления, на которых равняется все  потребительское общество, воспринимая их как эталоны, к образу жизни  которых нужно стремиться.

Поэтому многие даже не осуждают ни  мягкий приговор Васильевой, ни "часы Пескова", ни прочие шубохранилища -  они относятся к этому как к эталону, образцу для подражания.

Многие  действуют на своем уровне точно так же - не могут позволить себе часы  за 9 миллионов, но могут позволить за 90 тысяч. Или реплику за 9 тысяч -  но обязательно реплику, чтобы быть похожим. Не могут позволить себе  майбах, но могут позволить себе лексус. Что могут - то и покупают, но  покупают, руководствуясь не бытовой необходимостью, а желанием следовать  стилю потребления, заданному элитой.

И пока в массовом сознании  сохраняется культ потребления, пока общество остается потребительским и  потребители глядят на буржуазную элиту как на законодателей мод и  стандартов, копируют их поведение на своем уровне - ничего в стране не  изменится.

Ни капитализм, ни антисоветскую власть потребительское  общество победить не способно, потому что оно является прочной основой  того и другого и само воспринимает их как норму.

Потребительское  общество будет неизменно голосовать за тех политиков, которые будут  поддерживать потребительский образ жизни. Не станет Путина - проголосуют  за его преемника. И будут прощать властям всё, пока сохраняется главное  - потребительский образ жизни.

Не справится потребительское  общество и с коррупцией, потому что само стимулирует ее. Коррупционеров  толкает на взятки и пользование бюджетом то же самое желание много  потреблять, следуя примеру буржуазной элиты и правящей верхушки. И когда  на смену осужденным коррупционерам приходят такие же потребители,  движимые тем же желанием много потреблять по примеру элиты - их  превращение в новых коррупционеров становится лишь вопросом времени,  обычно совсем небольшого.

Отойти от сырьевой экономики  потребительское общество тоже не сможет, потому что продажа сырья и  покупка готовых товаров - самый простой способ удовлетворения  потребительских желаний, как для элиты, так и для общества в целом.

Элита,  продавая сырье и покупая готовую продукцию, идет по самому простому  пути обеспечения своих потребностей. И всё потребительское общество идет  следом.

Именно поэтому самыми популярными специальностями в  России стали юристы, экономисты и менеджеры - это оптимальные  специальности для потребителей, желающих найти свое место в системе  торговли или на государственной службе, чтобы максимально обеспечивать  свои потребности наиболее простым способом, пристроившись к всеобщей  системе потребления и распределения материальных благ, системе сбыта  сырья и закупки готовой продукции.

Потребительское общество - это  и фундамент капитализма, и опора антисоветской власти, и питательная  среда для коррупции, и причина, по которой страна не может отойти от  сырьевой экономики, слезть с нефтегазовой иглы.

Кто-нибудь  обязательно скажет, что быть потребителем - это нормально и без  потребителей не может быть ни экономики ни производства. Но это не  совсем так. Вернее даже совсем не так.

Это в капиталистической  системе быть потребителем нормально, это капиталистической экономики не  может существовать без потребителей.

И многие сегодня считают все  это нормальным и единственно возможным лишь потому, что в России давно  возник и сформировался тот самый капитализм, фундаментом которого  является потребительское общество, в результате многие просто не знают,  как может быть по-другому.

Однако человек не обязан быть потребителем.

Человек может и даже должен быть созидателем.

Разница между созидателем и потребителем - в приоритетах.

Созидатель сперва создает, а затем пользуется плодами своего труда или обменивает его на труд других.

Потребитель  - пользуется плодами чужого труда, а порой даже не пользуется, а  утилизирует его, приобретая товары не для пользования, а просто чтобы  они были. При этом потребитель не создает товаров, эквивалентных  потребляемым, не участвует в их создании, а порой не создает вообще  ничего.

Человек отличается от животных тем, что создает  искусственную среду, предметы, инструменты и произведения, поэтому быть  человеком - значит быть созидателем. А быть потребителем - это значит  быть животным, которое ничего не создает, а только пожирает то, что  растет или бегает вокруг него в природе.

Христианская религия  также постулирует, что человек создан по образу и подобию Творца, а  значит с позиций христианства человек опять же рожден быть созидателем.

Поэтому быть потребителем для человека не совсем нормально и даже совсем ненормально.

Общество  потребления - это общество, в котором человек постепенно теряет свою  человеческую сущность и возвращается к животному состоянию, в котором  только потребляет созданные без его участия продукты - так же, как  животные бегают и употребляют в пищу то, что водится вокруг них в  природе.

Поэтому если наше общество не сможет выйти из  потребительского состояния - оно не только останется жить при  капитализме и коррумпированной буржуазной власти в постоянно  деградирующем сырьевом государстве - оно со временем скатится к  первобытному состоянию, в котором утратит способность не только  организованно трудиться, но и защищаться, в результате чего будет  окончательно вытеснено со своей территории и уничтожено.

Именно к этому и ведет нас капитализм силами антисоветской власти и методом потреблядизации всей ст

https://amfora.livejournal.com/645109.html

потребительство, капитализм, человек

Previous post Next post
Up