Балтийский завод: история и география

Apr 24, 2016 09:53

Оригинал взят у periskop в Балтийский завод: история и география
Прежде чем показывать Балтийский завод изнутри, давайте расскажу вам его географию и кратко про историю, чтобы не отвлекаться на это в основной части (которая пока в стадии подготовки), и чтобы вы представляли себе его эволюцию.


Балтийский завод. На главной проходной

Завод был основан в 1856 году (т.е. 160 лет назад) петербургским купцом М. Карром и инженером-механиком парохода «Невка» М. Л. Макферсоном, подданным Великобритании, в качестве совместного корабельного, литейного, механического и судостроительного завода на юго-западном побережье Васильевского острова.

В 1874 году предприятие становится собственностью английского акционерного общества, а в 1877 году преобразуется в Русское Балтийское железнодорожное и механическое общество, избавляясь от "английского" шлейфа. В 1894 году выкупается в собственность казны в лице морского министерства и тогда уже становится гигантом судостроения, получая крупномасштабные госзаказы. Балтийский завод первым среди своих коллег по производству приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы).

В направлениях деятельности завода можно выделить 4 основных.
Это коммерческое судостроение (танкера, сухогрузы, плавучие сооружения), военное надводное судостроение - корабли 1 и 2 ранга (броненосцы, линкоры, крейсеры, тяжелые атомные крейсеры), подводный флот (начиная с подлодок типа "Барс", затем завод уступил эту специализацию как основную другим заводам) и уникальная ниша - ледокольное судостроение. Здесь сооружены почти все серийные атомные ледоколы СССР и России (кроме экспериментального первенца "Ленин") и множество паровых и дизель-электрических. Ледокольная специализация начала развиваться уже давно - почти 90 лет назад.

Любопытно, что знаменитое ЦКБ "Рубин" возникло в своё время и постепенно выросло в отдельную мощную структуру (1938) именно из отдела подводного плавания Балтийского завода (1906). Сейчас численность персонала завода ок. 4500 чел, а в кризисные годы (1993-2003) сокращалась до менее чем 2000 чел.

Давайте сделаем небольшой фотоэкскурс в историю этого уникального завода.
Все данные и фотографии взяты из открытых источников.
Сперва немного военного судостроения:


2. Cпуск с верфи завода крейсера 2-го ранга «Алмаз», 2 июня 1903 года


3. Эскадренный броненосец "Слава" перед спуском на воду, 29 августа 1903


4. Спуск броненосца "Князь Суворов" на воду, сентябрь 1902 года. В русско-японскую корабль корабль участвовал в Цусимском сражении с японцами в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и был потоплен в бою.


К началу XX века завод имел 4 стапеля для постройки судов и был оборудован всеми мастерскими для постройки котлов, машин и внутреннего устройства судов. Один из стапелей - самый большой в России (длиной 167,5, шириной 33 метра). Для погрузки на суда орудий, башенных установок, брони, машин и котлов на заводе имелся большой береговой кран-тренога в 100 тонн подъемной силы и выстроенный самим заводом плавучий кран самой большой в России подъемной силы, в 260 тонн.

Во время интенсивных построек судов на заводе работало свыше 7000 человек, не считая поденных чернорабочих, нанимаемых ежедневно для такелажных работ. Для окончания строительством изготовленных заводом больших военных кораблей имелось подразделение в Кронштадте, куда корабли переходили для производства приемных испытаний механизмов и передачи в казну. Как большие линейные корабли, так и подводные лодки изготовлялись заводом почти полностью; исключение составляли артиллерийские и минные установки, динамомашины, броня и башни. Во время русско-японской войны завод отряжал в Порт-Артур отряд рабочих, который на своих плечах вынес весь главный ремонт поврежденных японцами судов.
(Вики)

5. Эскадренный броненосец "Император Павел" в день спуска на воду, сентябрь 1907.


6. Стапеля Балтийского завода, вид с Большой Невы.


7. А это уже новый этап: на Балтзаводе спускают на воду третий русский дредноут (линкор) "Петропавловск", 9 сентября 1911.


8. Матросы "Петропавловска" на верхней палубе (почётный караул для встречи императора).


9. Император и почётный караул.


10. Офицеры "Петропавловска" и Николай II.


11. Император Николай II на катере «Петергоф» направляется на осмотр линкора «Петропавловск» (осень 1914). Затем после революции линкор получит новое имя - "Марат" в 1921, а в сентябре 1941 г. будет атакован немецкими пикировщиками и в Кронштадте ляжет на грунт. В 1943 г. ему вернули прежнее имя, восстановили и он дожил в качестве учебного корабля до 1953 г.


12. Отметился на Балтзаводе и Александр Фёдорыч Керенский.
Вот он на заводском митинге по случаю скорейшей достройки подводного минзага "Ёрш", лето 1917.


Затем завод пережил кризис - революция и гражданская война, а после её окончания стал медленно восстанавливаться. В 1925 г. получил название "Завод им. Андре Марти". С конца 1920-х появилось новое направление - ледоколы.

13. Линейные ледоколы "Сталин" и "Молотов" на наклонном стапеле завода. 1937-38 гг.


14. Ледокольная специализация продолжилась и после войны. А в 1970-е завод получил огромный заказ на строительство серийных атомных ледоколов пр. 1052. Первый в серии - "Арктика" (на фото) первым в мире из надводных судов достиг в августе 1977 г. Северного Полюса.


15. Другой атомный ледокол на наклонном стапеле, спуск на воду. "Леонид Брежнев" при постройке, 1986 (после - "Советский Союз").


16. Он же. Но под этим именем он был только при спуске на воду, и после 1986 г. во время достройки был переименован.


17. А это - другая уникальная специализация завода, можно сказать, "наследственно-дредноутная". В 1973-1989 гг. завод строил корабли пр. 1144 "Орлан" - тяжёлые атомные ракетные крейсера (ТАРКР), их было 4 в серии. Здесь - спуск на воду последнего в серии - "Куйбышева", затем "Юрия Андропова", затем ставшего "Петром Великим".


18. Вот такие огромные боевые корабли. Судьба их после распада СССР была не очень удачной, первые два корабля сейчас в отстое и один готовится к утилизации. Однако последний в серии - "Петр Великий" - в строю, а третий ("Адмирал Нахимов") перевооружается и встал на доковый капремонт. Будет введён в строй с новым вооружением в 2018.


Далее - пара моих фото, я уже застал годы оживления завода, когда он перевооружался, строил новые цеха на большом индийском заказе и благодаря этому сумел пережить вторую половину 1990-х без потери специализации.

19. 2005 г. - у стенки достраивается последний атомный ледокол в серии "Арктики" - "50 лет Победы". Капитан его, Д.В. Лобусов dmitry_v_ch_l тоже есть в жж и иногда появляется и в этом журнале, отвечая на вопросы. На переднем плане - ледокол-музей "Красин".


20. 2008 г. Два дизель-электрических ледокола у стенки - "Москва" и "Санкт-Петербург". Сейчас оба в работе.


21. Отметился Балтийский завод и кооперацией с французами в постройке "Мистралей" (которые России так и не достались) - он строил кормовые модули-секции обеих вертолётоносцев (2013). Затем секции буксировали в Сен-Назер и стыковали на головной верфи во Франции.


22. Секция "Владивостока" у стенки завода и готова к буксировке.


23. И, наконец, ещё один уникальный проект завода - ПАТЭС "Академик Ломоносов". Плавучая атомная станция малой мощности для районов Крайнего Севера состоит из гладкопалубного несамоходного судна с двумя реакторными установками КЛТ-40С ледокольного типа, разработанными ОАО «ОКБМ им. Африкантова». Длина судна - 144 метра, ширина - 30 метров. Водоизмещение - 21,5 тысячи тонн. Она достраивается и сейчас, проект ещё не завершён.


* * *
История завода (кратко)

Спуск на воду дредноута "Петропавловск" (humus)

Подборка спусков на воду броненосцев, крейсеров, морских яхт

География.

24. Завод находится в излучине Большой Невы, на выступе Васильевского острова.
Цифрами обозначены (плюсиками обозначены объекты, которые мы осмотрели на заводе, схема Викимапии):
1 - Корпусообрабатывающий цех (+)
2 - Механический цех (+)
3 - Стапель А, большой (+)
4 - ПАТЭС "Академик Ломоносов" на достройке
5 - Железнодорожный паром
6 - Стапель Б, малый
7 - Тепловозное депо
8 - Бывший ж/д переезд, единственный на Васильевском о-ве. Гейт грузового трамвая и ж/д находился внутри завода, но с 1997 г. грузовые трамваи упразднены.


25. Вид на завод с вертолёта.
Цифры - те же самые, что и для схемы, 0 - ледокол-музей "Красин", МК - вход в Морской канал. Корпусообрабатывающий цех (1) - самый огромный на заводе, построен во время исполнения индийского заказа в начале 2000-х.


(фото обзорное отсюда)

Как видите, специализации завода уникальные и строит он очень непростые корабли.
Но как это происходит, покажу несколько позже, когда будет готов материал.

корабли, Петербург, промышленность, Ленинград

Previous post Next post
Up