Feb 05, 2017 19:15
Без первоначального внутреннего умиротворения и обращения внутрь себя всякая медитация будет вести лишь к иллюзиям и обольщениям. Однако, в центре медитации всё же находятся не наши личные проблемы и печали, а общие универсальные истины о мире и человеке. Во время медитации мы должны преступить пределы своей личности и стремиться познать нравственные и духовные законы, которые лежат в основе мира. Только пройдя через врата смирения мы оказываемся на пути благоговения, идя по которому, мы можем шаг за шагом включиться в процесс созерцания, затем, по высшей милости, углубиться до созерцательного познания и, наконец, прийти к созерцательному прозрению.
В своей объективности медитация должна соответствовать современной науке, которая окрывает законы физического мира. Методы медитации и науки, конечно, координально отличаются. В целях достижения объективности наука провозглашает отделение личности учёного от объекта его исследования. Медитация же стремится достичь объективности прямо противоположным путём: она приходит к объективному знанию через максимизацию самопознания и самоконтроля исследователя.
После того как мы произвели «уборку" сознания, освободившись от эмоциональной нестабильности и рассеянности, мы переводим внимание на предметы, которые находятся вне нашей персоны. На этом этапе в качестве объекта медитации можно выбрать слово, образ или чувство. Например, возьмём в качестве объекта медитации высказывание Фалеса Милетского, которое, по преданию, было выбито над входом дельфийского храма: «Человек, познай себя!». Вначале его нужно многократно сказать про себя, затем максимально сконцентрировать внимание на каждом из слов в отдельности. Постарайтесь мысленно перенести источник голоса, произносящего слова, из себя во вне, так, чтобы эти слова приходили к вам как бы с небес или из-за горизонта. Теперь от слов надо перейти к образу, а от него к идеальной концепции и обратно. Объект медитации должен уподобится для вас теперь некой бесконечно далёкой путеводной звезде на небосклоне. Во время медитации мы должны стараться сами инициировать каждую свою мысль и улавливать весь спектр чувств, возникающих от каждой из них.
И «человек» и «познай» и «себя» понятия многоуровневые, практически бесконечно глубокие. Слово «человек» обращает нас прежде всего к нашей физической плоти. Мыможем мысленно поисследовать свои руки и ноги, грудь, прислушатся к своему дыханию и сердцебиению, затем охватить мысленным взором твёрдую круглую голову, которая спокойно покоится на плечах. А где же прячется воля, которая движет наше тело? И насколько нашими являются наши эмоции? Обычно мы их только частично осознаём и мало контролируем. А разум? Разве он является неотъемлемой частью только какого-то конкретного человека? Наш разум соединяет нас с другими людьми, которые имеют подобную нашей способность к мышлению. Вместе общаемся, спорим и рассуждаем, участвуя таким образом все вместе в универсальном потоке человеческой мысли.
Также как голова, грудь и конечности составляют единое человеческое тело, так тело, чувства и разум - составляют естественное единство человеческой природы. Люди, добившиеся во время медитации концентрации сознания, однако замечают, что все их мысли, чувства и намерения как бы пронизаны, или точнее оживлены, ихним трудноуловимым и молчаливым в суете "другим я". Это "я" превосходит границы их тела, ума и эмоций, но в некотором смыле является наиболее важной и универсальной составляющей человека. Остаётся не вполне понятным, является ли это «высшее я» частью каждого чаловека, или каждый человек - частью его. В любом случае без этого элемента, как писал Генри Торо, мы бы никогда не пробудились ни к поэзии, ни к духовной жизни.