Просмотрела я итало-французско-американский сериал "Молодой папа"(2016), который мощнейшим образом использует художественное наследие западного христианства. Произведения живописи и скульптуры не просто фон, а полноправные участники сюжета. Оператор Лука Багоцци старается чуть ли ни каждый кадр снять так, чтобы он напоминал зрителю художественный шедевр. Как нельзя понять произведения христианского искусства без знания Священного Писания, христианского символизма, истории церкви и истории искусства, так и фильм Паоло Соррентино кажется загадочным и полным двойных смыслов.
Кто этот молодой папа Пий XIII? Сын Божий, человек или вообще Антихрист? Верил бы Сын Божий безоговорочно в Господа или сомневался в нём, как все люди? Почему Пий XIII одержим поиском своих пропавших родителей? Как поведут себя католики, если сейчас во главе церкви станет иерарх требующий дословного исполнения христианских заповедей? Как сочетать догматы и современные научные открытия? Почему церковь была сильна, когда она была непримиримой, а сейчас, когда она призывает к милосердию и всепрощению, она стремительно теряет свою значимость? Что означает сцена со спящими в ватиканском музее школьницами или экраны дистанционного наблюдения развешенные в комнате смертельно больной владелицы отеля, как картины в папском дворце?
В начале просмотра я с восторгом смотрела каждый кадр фильма, но досмотрев все 10 серий я, к сожалению, должна констатировать: не дотянул фильм до уровня своих грандиозных декораций и затронутых важнейших тем.
А может быть это мы, современные люди, потеряли жажду высоких сфер? В фильме эротически привлекательная, но эстетически отталкивающяя "Виллендорфская мадонна", созданная 30 000 лет назад во времена Палеолита, перекочевала из естественнонаучного музея Вены в кабинет Папы Римского. Здесь она неотвратимо привлекает многих посетителей констатируя этим победу примитивных инстинктов над великолепной сложностью и гармонией христианской культуры.
Основная канва фильма идёт однако протоптанной масс медиа тропой: нарушение священниками цалибата, вопросы гомосексуализма и абортов, ну и немного сентиментального копания в биогрфиях героев. Умные фразы и темы натыканы в сериал частенько лишь для украшения и создания загадочной привлекательности, а возможно просто для стёба. Авторы фильма имеют отстранённое отношение, во всяком случае эмоционально, к вере, религии, церкви, но честно пытаются выжать побольше из предоставившейся богатой тематики. Что-то конечно удалось, но результат похож на гламурный журнал: шикарненько, а в остальном ниже плинтуса. Возможно, это - максимальная интеллектуальная доза для сериала. Иначе, мало бы кто стал смотреть. А так - шумный успех и деньги на второй сезон.
Если вы в принципе смотрите сериалы, то посмотрите этот.
Вот интересный обзор фильма:
https://artchive.ru/publications/2384~Molodoj_Papa_gi..