Немного постапокалиптического или полесской глухомани псто

Apr 15, 2017 14:10

Ровно два года назад я посетила деревню Снядин с этнографической экспедицией. В прошлое воскресенье мы решили покататься на велосипедах, еще раз посетить эту вымирающую деревню, посмотреть, что изменилось с тех пор, и заодно, заехать по дороге в еще одну деревню - Судибор, которая по слухам, уже давно была забыта людьми посреди глухого заповедного леса и полесских болот.

Наш путь, как и в прошлый раз, пролегал по хорошо наезженной гравейной дороге, проходящей через заповедные зоны Национального парка "Припятский" и территорию важную для птиц "Припятские болота". На первый взгляд, сама дорога не создает впечатления нахождения в диких заповедных местах, из-за расположенного вдоль нее нефтепровода "Дружба". Только предупреждающие и запрещающие таблички вдоль леса говорят об обратном. Не смотря на это обстоятельство, вероятность встретить здесь разнообразие диких животных и редких птиц приближается к 100%, а пейзажи уже в метре от дороги завораживают дух.



Не проехав и пары километров, прямо с дороги, мы подняли черного аиста. Долго наблюдали за его парением в воздушных потоках над пойменными дубравами, восхищаясь его благородным величием. Этот черный аист был вторым по счету из увиденных мной, но первым, которого удалось рассмотреть во всех деталях так близко.



Обожаю неторопливые прогулки, в которых главная цель - не проехать или пройти как можно дальше, а увидеть, как можно больше! Вот мы и останавливались все время, вдыхали дующий из-за леса свежий бриз Припяти, слушали непрерывное щебетание птиц, журчание болотных ручьев, любовались первой пробивающейся зеленью и цветами.

Вот например, Калужницей болотной (Caltha palustris), радующей глаз яркими желто-зелеными пятнами, на фоне еще серой прошлогодней листвы и сухостоя. Красива, но ядовита.



Или Фиалкой топяной (Viola uliginosa Besser), устилающей синим ковром пойменные дубравы.



Если пыхтя крутить педали, все это можно не заметить. А ведь именно из таких мелких наблюдений, в основном, и складываются впечатления дня.



Снядин встретил нас мертвенной тишиной. Казалось, что людей здесь не осталось вовсе, на улицах было тихо, пустынно и безлюдно. Свернуть на боковые улочки не получилось, в этом году Припять укрыла все деревенские переулки своими разливами, оставив для прогулок только центральную трассу, несколько возвышенных участков дорог и узкие тропинки вдоль самого забора, резко прерывающиеся и упирающиеся в разливы.









На одной из таких тропинок встретили первых, довольно общительных и приветливых обитателей деревни, немного разгоряченных после празднования вербного воскресения.



Удивило, что остались еще люди, доверяющие посторонним, открыто их приветствуя, без всяких опасений и подозрений. Приятно с ними пообщались, заехали на паром, полюбовались шириной разлива Припяти и укатили обратно, в поисках заброшенной среди глухого леса и болот деревни Судибор. Для себя отметила, что тотальное снесение брошенных домов в Снядине, планируемое сельсоветом два года назад, частично не состоялось. Все пейзажи, опубликованные в предыдущем посте про Снядин, остались прежними и такими же атмосферными.

Если же в Снядине еще теплится жизнь, и не смотря на массу брошенных домов, деревня выглядит жилой, то в Судиборе нас ждала настоящая постапокалиптическая картина.

В деревне хозяйничает дикая природа. В поисках добычи тут бродят волки.



Вся земля истоптана следами лосей, а в воздухе витает стойкий и резкий запах диких животных. В остатках домов и в оврагах поселились лисы. Нет места, где мы бы не встретили их норы. В кустах то и дело шмыгали потревоженные нашим присутствием рыжие плутовки и слышался громкий треск сухих веток - это лось ломанулся через заросли, уходя от глаз непрошеных гостей. Большая часть домов разрушена, заросла деревьями и непроходимым кустарником. А ведь не так давно, тут еще жили люди. Википедия рассказывает, что несмотря на то, что в 1943 году деревня в 26 дворов была полностью уничтожена, в 1959 году она насчитывала уже 117 жителей. К 2004 году, здесь остается один жилой двор с тремя жителями, которые мечтали развивать в этих местах экотуризм, и жили здесь, среди дикой природы, до 2011 года. Их дом до сих пор имеет самый приличный вид, хотя по деревне уже не раз прошлись мародеры и копатели. В поисках ценностей они вырвали окна и подоконники, дверные откосы, разобрали на кирпич печи, разграбили заколоченные дома, хозяева которых еще тешили себя надеждой на какое-то продолжение жизни в этом месте.

Как же быстро здесь природа забрала свое!













Когда-то были добротные ворота с хитрым запором на ключ

























В этом диком мире мы действительно ощущали себя непрошеными гостями, и если честно, то было немного тревожно от всех этих признаков дикой жизни. Мы боялись не волков, а встречи лоб в лоб с лосем или чего еще хуже, бешеной лисой. Такая встреча была бы вероятнее всего и несла самую настоящую смертельную угрозу. Не зря говорят - много знаешь, плохо спишь! От этого знания было желание побыстрее покинуть это место, кишащее лисами и вернуться на комфортную, наезженную дорогу, где такие встречи могли произойти лишь в отдалении и мельком.

Напоследок пара пейзажей от диких прерий леса





Остаток обратной дороги прошел в погоне за уходящим солнцем, подарил еще две встречи с черным аистом. Финальной точкой в этом маленьком путешествии стала прогулка по деревне Хлупин и впечатления от затопленной в Припятских разливах старинной долбленной лодки и пятидесяти кур, засевших на ночлег на деревьях.



Маршрут, в общем, вышел интересный. Шестьдесят километров на машине из Турова в Хлупин и обратно и 40 километров на велосипедах и пешком, без учета мимолетного спешивания и мелких бродилок по лесу. Начали прогулку где-то после часа дня и приехали домой около восьми вечера.

Поняла для себя одно, велосипедные прогулки не для меня, хотя это быстро, удобно и легко, я все же предпочитаю пешие прогулки по пересеченной местности, по принципу, куда глаза глядят и куда душа позовет. Велосипед сильно привязывает к определенному маршруту, и как бы хорошо он не был смазан, шум колес по дороге, скрип всяких там цепей и педалей, необходимость смотреть иногда на дорогу сильно отвлекает от окружающей красоты и пения птиц, уменьшает количество впечатлений и наблюдений, хоть и дает возможность заехать дальше за короткий промежуток времени, чем ты физически можешь зайти.

Даешь много тысяч шагов в день, когда успеваешь заметить косулю и птичку, достать бинокль и прицелиться в объектив фотоаппарата, заметить в дереве дупло и торчащую из него милую мордаху совы, рассмотреть каждый листик и букашку)


Полесские деревни, Национальный парк Припятский, Турне по Полесью, Беларусь

Previous post Next post
Up