По следам каменных крестов: Ольгомель, Оздамичи, Теребличи, Ремель. Часть II

May 31, 2016 00:00




В первой части маршрута была экскурсия по Ольгомелю и Оздамичам. Я туда на днях наведывалась и попыталась разыскать упомянутые местным краеведом каменные кресты на кладбище Оздамич. Так что, велком ту первая часть, читать новые интересные факты про гонки на свиньях и рассматривать то, что еще удалось найти в Оздамичах. А теперь самое интересное:

Часть II. Теребличи

Пожалуй в Теребличах, почти все самое интересное сконцентрировалось в центре.

Самый древний в деревне домик привлекает внимание основной массы туристов своим колоритным видом. И я не удержалась, как и сотни других туристов, сделав его энно-тысячный снимок)



Сельский клуб с окошками в стиле а-ля СССР



И ежевоскресный велослет мужиков, возле деревянного здания школы 1930 х годов.





И была бы эта деревня одной из тысяч серых и унылых, если бы не ее уроженец - художник, скульптор и этнограф - Супрунчик Иван Федорович. "Ганаровы Паляшук" так гласит его диплом, врученный вместе со слуцким поясом самим президентом. И есть чем гордиться.

Под крышей этнографического музея, созданного собственной инициативой и силами Супрунчика, хранятся сотни оригинальных и единственных в своем роде этнографических экспонатов, картин и скульптур, в которых ожили местные легенды, предания и обычаи, воплотились мысли художника о человеческом бытии на этом свете и современных ценностях.



Иван Филиппович экскурсии проводит сам. Осматривать экспонаты и его работы интереснее всего в сопровождении его же рассказов и никак иначе. Только во время его повествований открывается вся суть и замысел работы, а вещи обретают смысл и свое назначение.

Там столько всего, что рассказать про все невозможно. Я покажу только то, что меня особо впечатлило.

Экскурсия по музею начинается с родовода Тереблич. Когда то очень давно, один хороший житель деревни зарезал теленка, поделил на части и раздал их всем теребличским родам. Таким образом он дал им всем характеристики, которые не изменились по сей день и соответствуют каждому ныне живущему в Теребличах роду.

Иван Федорович вырубил топором скульптуры, отражая свое видение этой легенды.

На первом фото скульптуры некоторых родов.



А это данные им характеристики, где написание текста соответствует местному диалекту:



Клубом - прысы, бо там Яўмен лысы
Кошэўскім - рогі, бо не ўступаюцца з дорогі
Казаком - вушы, шчо у іх нема ні хлеба ні колотушы
Борысам - шкура, шчо у іх дурна натура
Моўсеём - морда, бо у іх натура цьверда...





Скульптур в музее множество. Все они вырублены из коряг, пней, поленьев с использованием лишь топора.

Мотивами для многих работ служат древние предания и обычаи. Наши предки предавали большое значение и сакральный смысл многим вещам. Дверь, как символ, считали переходом в другой мир. При рождении мы дверь открываем и входим в этот мир, после смерти уходим в иной мир и закрываем свою дверь.



Эта картина с дверью посвящена смерти матери Супрунчика. Она как бы прощается со всеми, собираясь открыть дверь в иной мир и уйти навсегда.



Поражаюсь, насколько живыми и эмоциональными получаются лица у скульптур.

Скульптуры скорбящих жен и матерей о невернувшихся с войны мужьях и сыновьях.



Из работ на современную тематику, есть очень интересные. Такой, Иван Филиппович, видит страсть пьянства.



А это современные Адам и Ева, рядом со своими древними тезками.



Идея статуи свободы, создающей лишь иллюзию свободы. На самом же деле кругом колючая проволока, шипы и колокольчики, сообщающие о побеге узников свободы.



Проходя по музею, среди скульптур можно повстречать и зависть, и бюрократа, и лень.

Среди работ Ивана Филипповича есть не только скульптуры, но и картины. Картины о жизни сельских людей, ожившие на полотнах легенды и предания. Они так же, как и скульптуры передают глубокие эмоции.

Знаете почему зажиточных крестьян раньше называли кулаками? Они не лежали на печи, не ждали с моря погоды, работали в поте лица от рассвета до заката. От усталости засыпали там, где работали, подкладывая под щеку не мягкую подушку, а кулак.



Важное место в жизни у древних полесских предков занимала бабка повитуха. Ее всегда везли на роды на санях, а в руках у нее был глиняный горшок, как символ жизни. В этих местах горшок олицетворял не только жизнь, но и смерть. После смерти покойника сжигали, а его прах клали в горшок. Вот и получалось: из праха (горшка сделанного из земли. т.е. глины) вышли, в прах возвратимся.





Человек находится в горшке (варится и кипит в своей жизни), держит в руках лопату для зерна, которая тоже считалась символом жизни, так как кормила хлебом, а рядом идет еще одна кормилица - корова.



Жизнь человека крутится как колесо. Деваться из этого колеса некуда и он трудится до кровавых мозолей, добывая хлеб, пока его колесо не сломается, не прервется жизнь.



Современный вариант колеса жизни, по мнению автора, крутится вокруг долларов) Не могу с ним не согласиться.



Эта картина рассказывает, насколько Полесье было глухим местом. Законы и новости к людям на полесских болотах могли доходить годами. На картине изображена порка крепостного крестьянина, который не знал, что крепостное право уже много лет назад отменили.



А вот древний "агроном". Сидя на земле узнает сроки посевов. Если земля теплая, можно сеять.



Фрагмент из бытовой жизни в крестьянской избе в окружении этнографических предметов из экспозиций музея.



А здесь смешная история про то, как местные девки при польских властях пошли в лес за ягодой без билета. Когда явился пан лесничий, все девки попрятались в кустах, а самая смелая осталась. Пан начал требовать у девушки платный билет на сбор ягод.
- Ваш билет?
А она ему в ответ:
- Цыцки! И распахнула рубашку.
Получая на каждый свой вопрос цыцки, пан плюнул на нарушительницу и удалился. А девки, хохоча, продолжили собирать ягоды.



Таких картин и скульптур в музее много. Есть работы посвященные войне, Чернобылю и каждая работа имеет глубокий смысл.



Слушать рассказы Ивана Филипповича можно часами, так интересно и увлекательно он рассказывает.



Даже местные жители, слышавшие эти рассказы уже не один раз, узнают что-то новое и удивляются.



Этнографическая коллекция музея очень богатая. Все это нужно смотреть и щупать. А трогать и исследовать можно все без исключения, но осторожно, так как многим экспонатам уже больше века.





Хочу показать ту самую лопату для зерна - символ жизни, с изображением знака солнца, о котором я рассказывала в первой части. С этой лопатой связан еще один древний обряд - лопатина. Будто бы старейшина рода, становясь немощным, собирал свой род на совет и говорил: - Стар я стал совсем, давайте мне уже лопатину. И старший сын, приемник, должен был этой лопатой жизнь у отца отобрать, ударив его по голове.



Интересен местный головной убор - дзюб. Названный так, потому что напоминает клюв уточки, обитающей в этих местах.





Остальное надо смотреть и слушать развесив уши самим, поскольку показать все нереально. Считаю теребличский этнографический музей обязательным для посещения каждому беларусу и не только. В музей вход зп чисто символическую плату, что-то около 3 000 беларуских рублей, но может случиться так, что музей может оказаться закрытым. Иван Филиппович очень часто ездит по международным выставкам со своими работами, поэтому ему лучше звонить заранее и уточнять день посещения. Если что, номер телефона у меня есть, обращайтесь. Для тех, кто не доберется до музея, работы и описание к ним можно увидеть в альбоме «Палескія былі ў творах Івана Супрунчыка». Книга есть во многих библиотеках и в продаже издательства "Звязда".

После посещения музея мы набрались наглости и напросились в гости к Ивану Филипповичу, посмотреть его мастерскую.

Мастерская оказалось простой - большой стол под навесом на улице.



Казалось, будто бы музей мы не покидали.

Кругом были этнографические экспонаты и работы скульптора не нашедшие пока свое место в музее.















На деревенском кладбище сохранилась традиция установки на надгробиях дубовых крестов, перевязанных по языческому обычаю жертвенными тканями и ленточками. Заметила, что все ленточки завязаны накрест, создавая таким образом символ солнца на обратной стороне креста.





Еще одной отличительной чертой деревни стали скульптуры невернувшихся с войны солдат, сделанные Иваном Филлиппович, и установленные возле каждого дома, семью которого затронуло горе.





В центре деревни, на мемориальном комплексе, стоит деревянная скульптура матери "Надежда".



А на выезде из деревни мать ждет с войны своих детей





В завершение устрою небольшую угодайку. Эти экспонаты меня впечатлили и я хотела бы у вас узнать. А знаете ли вы, для чего они использовались?

Это пожалуй будет очень легко)

1.



2.



Продолжение следует... В III части про Ремель и неожиданно, часть IV про маленькое путешествие из Теребличей не для ленивых...


каменные кресты, Турне по Полесью, по следам каменных крестов, этнографическая коллекция, Беларусь

Previous post Next post
Up