В условиях роста цен и тарифов вопрос индексации зарплат и пенсий крайне актуален. Сейчас зарплата работников бюджетной сферы и пенсии индексируются на величину, не превышающую уровень официальной инфляции в России (прошлые года - 7-8%), в то время как основные продукты питания росли не менее, чем на 30%. Прибавить к этому постоянный рост тарифов на ЖКХ, транспорт и т.д. В результате, декларируемая индексация, которая призвана, согласно Трудовому кодексу РФ, сохранять покупательную способность зарплат и пенсий, не выполняет свою роль, и огромная часть населения нашей страны ежегодно все глубже погрязает в бедности. Как, на наш взгляд, следует изменить механизм индексации зарплат и пенсий, чтобы реально сохранить покупательную способность доходов населения.
Снижение децильного коэффициента с помощью нового механизма индексации заработной платы
По данным Росстата, в России растет количество граждан, проживающих за чертой бедности. Таких в 2013 году оказалось 15,9 млн человек, что на 300 тыс. больше по сравнению с 2012 годом. Почему же происходит падение уровня жизни народа, несмотря на ежегодные заявления руководителей страны о росте зарплат и пенсий за счет индексации?
Индексация призвана увеличить (сохранить) уровень реального содержания зарплаты (ст. 134 ТК РФ), т.е. ее покупательской способности в условиях инфляции (роста цен и тарифов). Сейчас индексация зарплат, пенсий и т.п. производится на величину официального уровня инфляции. Например, в 2013 году она составляла 6,5%. Однако те, кто посещает магазины и оплачивает счета, могут возразить, что цены на продукты, услуги ЖКХ и т.п. выросли намного больше, чем декларируемые 6,5%. Для людей с низким уровнем дохода эта «индексация» в действительности мало что компенсирует и из года в год погружает их в еще большую бедность, а в стране наблюдается огромное социальное расслоение.
Децильный коэффициент (отношение дохода (зарплаты) 10% самых богатых к 10% самых бедных) у нас в стране достигает 30. Обычно доходы топ-менеджеров и олигархов не учитываются.
В таблице приведены данные Росстата за 2003 год, опубликованные в газете «Труд» от 27.04.2004, а также наша оценка по разным источникам за 2013 год. В каждой группе - 3,4 млн человек, т.е. 10% от общего числа работающих.
Посмотрим, как изменилась реальная зарплата и децильный коэффициент за 10 лет. При государственной индексации по официальной инфляции, т.е. единому проценту для всех групп, реальная зарплата уменьшилась почти в 3 раза (для 1-й группы), а децильный коэффициент «30» не изменился. По данным газеты «АиФ» (№№21, 2011 г., №52, 2013 г., №№1-2, 2014 г.), можно определить, что в среднем за 10 лет официальная инфляция составляла 19%, а социальная (реальный рост цен на основные продукты питания, услуги ЖКХ, проезд в общественном транспорте и т.п.) инфляция - 32%. Соответственно, накопленные индексы инфляции: 1,1910=5,6 и 1,3210=16. Первая цифра показывает, насколько возросла номинальная зарплата, а вторая - насколько увеличилась стоимость «народной корзины» (16:5,6=2,85). Методика правительства нарушает закон целеполагания ст. 134 ТК РФ, обогащая состоятельных и богатых и ущемляя малообеспеченных и бедных.
По нашему мнению индексация в процентах должна производиться дифференцированно, обратно пропорционально увеличению зарплаты в группах. Либо в виде одинаковой суммы в рублях для всех групп, что автоматически уменьшает процент индексации с ростом зарплаты. Исходной должна быть социальная инфляция (для 1-й группы - 32% в год). Социальное государство обязано полностью компенсировать удорожание «народной корзины», но не должно индексировать удорожание «экзотических» товаров и роскоши.
При таком подходе соблюдается закон, сохраняется реальная зарплата и существенно снижается децильный коэффициент. Определим суммарную прибавку: 611x16=9776 руб. В 2013 году зарплата могла быть в 1-й группе 9776+611=10 387 руб. в месяц, а в 10-й группе - 18359+9776= 28135 руб. в месяц (сравните с таблицей). Децильный коэффициент 28 135:10 387=2,7! Однако этого не произошло. Правительство и законодатели пока не признают народную инфляцию.
В дальнейшем можно обойтись и без величины социальной («народной») инфляции. Прибавку можно определить по средней зарплате в стране (регионе). Например, в 2013 году средняя зарплата по стране была около 30 тыс. руб. (см. таблицу). Официальная инфляция - 6,5. Объективная прибавка для всех групп - 30 000х0,065=2000 руб. в месяц, которая, по-видимому, будет мало изменяться до 2024 года (средняя зарплата будет расти, а инфляция на столько же уменьшаться). Зарплата в первой группе возрастет в 2024 году: 3420+20 000=23 420 руб. в месяц, а в десятой группе - 102 810+20 000=122 810 руб. Децильный коэффици-ент уменьшится более чем в 5 раз (122 810:23 420 ~ 5,2). Легко подсчитать, что по суммарным фактическим затратам на индексацию методика правительства и наша ничем не отличаются, происходит лишь перераспределение средств.
Преимущество нового механизма индексации - не только в значительном снижении децильного коэффициента, уменьшении социального расслоения, сокращении бедности, но и в увеличении потребительского спроса. Для внедрения нового механизма никакого специального законопроекта не потребуется. Достаточно постановления правительства.
Способна ли власть признать свои ошибки и пересмотреть с будущего года механизм индексации доходов граждан?
Л.Н. ЗАЙЦЕВ, профессор, д.т.н. (ОИЯИ)
Я.Н. ВИКУЛИН, депутат Совета депутатов г. Дубны
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=598939