Завещания Анри Барбюса и Луи Арагона
Имена двух этих выдающихся сынов Франции близки и дороги нам в России. Недавно автору этих строк довелось участвовать в Париже в нескольких интересных встречах, посвящённых знаменитым писателям Луи Арагону и Анри Барбюсу. Они стали поводом для публикуемых заметок.
Память о них не меркнет
Одна из этих встреч была проведена Российским центром науки и культуры в рамках Парижского книжного салона-2013. «Роль русской литературы в мировой культуре» - такова была тема конференции, особо актуальная ныне. Она открылась презентацией книги, подготовленной автором этой статьи совместно с директором издательства «Автограф века» Юрием Панковым и опубликованной в Москве на французском и русском языках под названием «Такая лиричная кириллица Луи Арагона».
Этим изданием мы постарались напомнить читателям об очень важной стороне многогранной и плодотворной деятельности блистательного поэта, кавалера ордена Почётного легиона, лауреата Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» коммуниста Луи Арагона и его супруги российского происхождения французской писательницы Эльзы Триоле. Речь идёт об их многолетней, неустанной работе, связанной с популяризацией во Франции русской, советской литературы, о щедром вкладе в благородное дело взаимообогащения культур двух великих народов.
На следующий день меня пригласили на отчётное собрание членов Ассоциации друзей Луи Арагона, руководители которой знают, что мне доводилось неоднократно встречаться и беседовать с поэтом, записывать на магнитофон интервью с ним и его стихи в авторском исполнении. Душеприказчик Арагона, директор газеты «Леттр франсез» Жан Риста и другие участники этого собрания рассказывали о новых изданиях арагоновских произведений, о мерах по увековечению его памяти. Вспомнили и о таком эпизоде: даже в канун своего 85-летия Арагон шёл в первых рядах антивоенной манифестации парижан, в память о которой на страницах «Юманите» остались такие его строки:
Я с этим днём сроднюсь,
Как с сыном, что пришёл
дорогою руин.
Пусть будет твёрд наш шаг,
Наш марш, наш марш за мир!
Таково было своеобразное завещание поэта, скончавшегося вскоре после того памятного дня, 25 декабря 1982 года, и оставившего людям бесценное духовное наследие.
Незадолго до встреч, связанных с именем Луи Арагона, мы с моей супругой и коллегой по журналистскому сообществу Светланой Панковой приняли участие в собрании другой авторитетной Ассоциации - друзей Анри Барбюса. Собрание проходило в здании, расположенном неподалёку от станции метро «Вильжюиф - Луи Арагон» (случаются же такие удивительные и приятные совпадения!). В этом доме находится и резиденция республиканской Ассоциации ветеранов войны - ARAC, одним из основателей и руководителей которой был Анри Барбюс. В канун 140-й годовщины со дня рождения этого выдающегося писателя и общественного деятеля национальный президент ассоциации Рафаэль Ваэ и его коллеги организовали волнующий приём гостей из России.
В ходе дружеского рандеву я передал в дар ARAC из моего архива ряд документов, связанных с жизнью и деятельностью Анри Барбюса и его соратников и друзей Раймона Лефевра, Поля Вайяна-Кутюрье и Жака Дюкло. Поясню читателям, что на протяжении шести десятков лет журналистской, литературной работы, прежде всего - собственным корреспондентом «Правды» во Франции, мне удалось собрать и сохранить в личном архиве множество разных рукописей, фотографий, автографов и других материалов, значительная часть которых связана с этой страной и с русско-французскими, советско-французскими отношениями.
Он зажёг свой «Огонь»
Просматривая предложенные их вниманию документы, участники встречи словно бы перелистывали страницы жизни своего прославленного соотечественника. Напомним лишь её основные вехи. Анри Барбюс родился 17 мая 1873 года в семье театрального критика газеты «Сьекль» («Век») Адриана Барбюса и его супруги Эмили. В то время эта любящая чета жила в Аньере, тогдашнем пригороде Парижа. За два года до появления на свет малыша Анри здесь ещё слышалось скорбное эхо проигранной Францией войны с Пруссией и гремели последние залпы расстрелов парижских коммунаров озверевшими версальцами.
Эти трагические события словно бы предвещали Анри Барбюсу нелёгкий, исполненный драматизма жизненный путь, хотя поначалу судьба вроде бы улыбалась талантливому, изящному, прекрасно образованному молодому человеку. Уже в юные годы Анри Барбюс выпустил свой первый поэтический сборник «Плакальщицы», вызвавший лестный отзыв авторитетного литератора и издателя Катюля Мендеса. А в его романе «Ад» проницательный Метерлинк увидел «волнующее присутствие огромного гения».
Смолоду Барбюс отличается не только литературным талантом, но и организаторскими способностями. Вместе со своими друзьями и коллегами он создаёт «Общество сорока пяти». Эта своеобразная «академия молодых» объединяла в своих рядах 45 литераторов не старше 45 лет. Умение привлекать к себе своими добрыми идеями и сплачивать самых разных людей особенно благотворно подтвердилось впоследствии при создании по инициативе Анри Барбюса ряда национальных и международных организаций.
Знойным, тревожным летом 1914 года мирная жизнь миллионов французов, россиян и народов многих других стран была взорвана войной. Барбюс, уже разменявший свой пятый десяток, не очень-то пригодный по состоянию здоровья к тяготам военной службы, отправляется на фронт добровольцем и мужественно сражается, поверив, как и большинство его соотечественников, шовинистическим заклинаниям правителей о «справедливости» этой войны. Подобным же россказням своих властителей поначалу поверили и англичане, и немцы, и наши прадеды и деды, втянутые царём и его приспешниками в совершенно чуждую не только России кровавую бойню.
Однако постепенно, в ходе жестоких сражений и изнуряющих тело и душу окопных ожиданий смертельных схваток, приходит осознание несправедливости войны. В письмах жене Анри Барбюс уже не скрывает своих выстраданных раздумий об «идиотизме» и даже преступности европейской бойни. Эти искренние и горькие весточки с фронта и записи в военном дневнике послужили основой романа Барбюса «Огонь», опубликованного в 1916 году в виде серии «подвалов» в газете «Эвр». Роман с подзаголовком «Дневник одного взвода», который впервые столь правдиво показал ужасы и преступность мирового кровопролития, произвёл на современников автора эффект взорвавшейся бомбы.
Шесть десятилетий спустя соратник Анри Барбюса известный литератор Пьер Параф вспоминал в статье, написанной по моей просьбе для московского издательства «Прогресс»: «История нашей с Барбюсом дружбы начинается в последние дни октября 1916 года в военном госпитале маленького городка Шале… Общая палата, где я лежу на белых простынях, кажется мне подлинным раем после окопов, откуда меня только что эвакуировали… На наши кровати разносят парижские газеты… На одной из полос газеты «Эвр» печатается захватывающий душу роман с продолжением «Дневник одного взвода», который меня просто потрясает. Этот роман с зажигательным названием «Огонь» вскоре обойдёт весь мир».
После выписки из госпиталя Пьер Параф встретился с Анри Барбюсом и впоследствии стал одним из его близких друзей, а затем и его душеприказчиком.
Главную особенность смелой и честной книги Барбюса, отмеченной в 1916 году Гонкуровской премией, несмотря на оскорбительные возражения особо ярых шовинистов, очень точно охарактеризовал Ромен Роллан, удостоенный в то же суровое время Нобелевской премии по литературе. «Это важнейший документ о французском солдате в условиях окопной войны: и этот пролетариат в армии со всей очевидностью предвещает социальную революцию, единение убиваемых народов» - такую оценку «Огня» оставил в своём дневнике весной 1917 года писатель, который с первых её залпов осудил преступную войну. Прошло всего несколько месяцев, и предвидение будущего автора романов «Жан-Кристоф» и «Очарованная душа» сбылось: в октябре 1917 года в России свершилась социальная, точнее, социалистическая революция.
Ленин их поддержал
Анри Барбюс вспоминал, что в начале того года к нему пришли два молодых человека в солдатских шинелях. Это были литераторы Поль Вайян-Кутюрье и Раймон Лефевр, которые, как и Барбюс, добровольцами сражались на фронте. Они обсудили со своим старшим собратом идею создания Ассоциации бывших участников войны. «Отныне, - писал Барбюс, - наш лозунг «Война войне» звучал в наших устах как объявление войны империализму, капитализму, господству буржуазии».
С тех пор и до конца своей кипучей жизни Анри Барбюс руководствовался этим смелым, принципиальным девизом, вызывая ненависть к себе алчных поклонников и служителей золотого тельца. После официального основания в конце 1917 года республиканской Ассоциации ветеранов войны Барбюс столь же энергично берётся за создание антимилитаристской организации работников умственного труда, получившей, как и его новый роман, название «Кларте» («Ясность»). Ленин, высоко ценивший роман «Огонь», поддержал новое, пока ещё немногочисленное объединение. В письме, адресованном группе «Кларте» 15 ноября 1922 года, Владимир Ильич подчеркнул огромное значение борьбы против империалистической войны. «Борьбе против такой войны, - писал вождь Октябрьской революции, - стоит посвятить свою жизнь, в этой борьбе надо быть беспощадным, все софизмы в её защиту надо преследовать до самых последних уголков».
Естественно, этот дружеский совет встретил полное понимание и поддержу со стороны Анри Барбюса, неустанно разоблачавшего софизмы и ложь всяческих адвокатов милитаризма и империалистической войны. На протяжении всего лишь нескольких лет по инициативе Барбюса и его соратников был созван ряд очень важных международных и национальных антивоенных съездов. В марте 1929 года в Берлине состоялся Первый антифашистский конгресс. Выступая с его трибуны, Барбюс заявил: «Империализм помогает фашистским режимам в малых странах... Крупные державы, чтобы укрепить фашизм и обуздать пролетариат, даже предоставляют субсидии и разрешают усиленно вооружаться тем, кому это запретили по мирным договорам».
Речь шла прежде всего о Германии, которой в силу Версальского договора 1919 года было запрещено вооружаться. Именно эту страну, в ту трудную пору мирового экономического кризиса больную реваншизмом и фашизмом, влиятельные наёмники мирового капитала готовили и подталкивали к агрессии против Советского Союза. «Война против СССР означала бы мировую войну» - такое мудрое предупреждение прозвучало в призыве Анри Барбюса и Ромена Роллана созвать Международный антивоенный конгресс. Он состоялся в Амстердаме в конце августа 1932 года.
От Парижа до Москвы
В июле следующего года в парижском зале Плейель собрались три тысячи делегатов Европейского антифашистского конгресса. Этот очень важный съезд способствовал расширению международного антивоенного, антифашистского движения «Амстердам - Плейель», в котором в разные периоды вместе с Анри Барбюсом участвовали Ромен Роллан, Поль Ланжевен, Максим Горький, Альберт Эйнштейн, Генрих Манн, Бертран Рассел, Теодор Драйзер и многие другие авторитетные мастера культуры.
Понятно, что свои надежды на успех международного антивоенного, антифашистского движения бывший фронтовик, член Французской коммунистической партии Анри Барбюс связывал с Советским Союзом, справедливо называя его «оплотом мира». В 1927 году он впервые приехал в Москву, приняв участие в праздновании 10-летия Октябрьской революции. Вместе с Полем Вайяном-Кутюрье и другими видными соотечественниками Барбюс содействовал созданию во Франции Общества друзей Советского Союза. Впоследствии эта национальная массовая организация очень активно способствовала укреплению сотрудничества и дружбы народов двух стран. В дальнейшем Барбюс не раз совершал поездки по России и другим республикам СССР, посвятив им несколько ярких очерков, пополнивших собрание сочинений автора романов «Огонь», «Ясность», «Звенья» и других замечательных произведений.
Летом 1935 года, отметив в Париже национальный праздник Франции - День взятия Бастилии, Барбюс вновь приехал в Москву, рассчитывая в числе других дел продолжить работу над задуманным им сценарием. Автор собирался отобразить в будущем фильме почти 40-летний период истории нашей страны, начиная с 1898 года, когда была создана Российская социал-демократическая рабочая партия. Примерно этот же очень важный исторический отрезок нашёл своё отражение в его последней книге «Сталин», опубликованной издательством «Фламмарион» в марте 1935 года.
Увы, на сей раз ни очень интересному замыслу со сценарием, ни другим его перспективным планам не было суждено сбыться. 30 августа 1935 года Анри Барбюс, на редкость энергичный, жизнерадостный человек, скончался, словно пулей сражённый смертельным воспалением лёгких, давно ослабленных промёрзшими окопами проклятой войны.
На могиле Барбюса, расположенной у Стены коммунаров рядом с захоронениями Поля Вайяна-Кутюрье, Жака Дюкло, Мориса Тореза и других славных сынов Франции, высится памятник из красивого розового гранита, присланного в Париж уральскими почитателями великого борца против войны, верного друга советского народа.
Десять миллионов убитых, двадцать миллионов раненых. Почему?
В своей очень искренней книге «Анри Барбюс - солдат мира» его личный секретарь Аннет Видаль, связавшая с ним личную жизнь, напоминает последние слова своего кумира: «Завтра скажите по телефону, что надо неизменно расширять движение тех, кто ненавидит войну, надо спасти мир».
Таково было предсмертное пожелание Анри Барбюса, которое словно бы перекликается с приведённым в начале этой статьи стихотворным завещанием Луи Арагона.
На встрече в республиканской Ассоциации ветеранов войны нам преподнесли специальный памятный номер журнала этой организации «Ревей де комбаттан», посвящённый исполняющемуся в будущем году 100-летию начала Первой мировой войны. На обложке журнала опубликована фотография солдата - участника былой бойни с такой подписью: «1914-1918. 10 миллионов убитых.
20 миллионов раненых. Почему?»
И в самом деле, почему? Разумеется, мы должны чтить память миллионов жертв той войны, прежде всего - наших соотечественников. Но та же, столь дорогая нам, священная память о наших погибших предках не позволяет забывать о том, что они были невольными жертвами воротил и наёмников «глобального» капитала. Эти самозваные вершители судеб человечества воспользовались первым же предлогом, чтобы развязать всесветную бойню и таким кровавым путём выбраться из пагубной трясины экономического и политического кризиса, по-мародёрски заграбастать новые рынки сбыта и источники сырья.
Вот почему нас тревожит нынешний, очередной глобальный кризис капитализма. Вот почему и сегодня столь злободневно звучит завещание автора всё ещё жгучего «Огня»: «Надо спасти мир».
http://gazeta-pravda.ru/content/view/14528/79/