Практически незаметно прошел Всемирный день продовольствия. Не было ни статей, ни выступлений. Может проблемы голода и создания условий для развития сельского хозяйства мало касаются нашей страны?
По мнению экспертов, недоедает не менее 15% населения России, а от 50 до 70%% наших граждан питается на уровне ниже медицинских норм, недополучая, в первую очередь, белковой пищи.
Даже исходя из официальных данных Росстата, которые зачастую не отражают реальное положение дел, можно утверждать, что учитывая многократно возросшую имущественную поляризацию общества, потребление 60% бедного населения снизилось на 50-70% от уровня 1990 г.
Даже в благополучной по российским меркам Московской области по официальным оценкам сейчас около 10% населения имеет доходы ниже величины прожиточного минимума. Во второй половине 2012 года величина прожиточного минимума составляет лишь 6987 руб. в месяц. Понятно, что и за эти, а тем более за меньшие деньги, получить необходимые для полноценной жизни продукты питания просто невозможно.
Но проблема не ограничивается скудностью потребления. Уничтожение системы ГОСТов, контроля за качеством производимого и импортируемого продовольствия привело к закономерному результату - рынок заполонили сомнительного качества, а то прямо опасные для здоровья, продукты питания, прежде всего, импортные.
Резкое ухудшение питания значительной части нашего населения самым серьезным образом сказывается на здоровье и продолжительности жизни россиян.
Критериями продовольственной безопасности являются производство 75-80%% общего объема основных видов продовольствия за счет отечественных товаропроизводителей; потребление населением биологически полноценной продукции с рекомендуемым уровнем калорийности - не ниже 3000 Ккал в сутки; создание продовольственных запасов на уровне 20% от общего объема потребления. Согласно этим критериям наша страна утратила свою продовольственную безопасность. Импорт продовольствия к настоящему времени составляет почти 50% общего объема продовольственных товаров.
Россия импортирует низкокачественные продукты на фоне уничтожения собственного сельского хозяйства.
Мировой опыт убедительно доказывает, что сельское хозяйство без государственной поддержки развиваться не может. Страны ЕЭС на поддержку сельского хозяйства выделяют в среднем по 300 долл. на 1 гектар пашни. У нас порядка 10 долл.
Растущие тарифы на электроэнергию, грабительские банковские проценты, высокие цены на горюче-смазочные материалы и сельхозтехнику делают сельское хозяйство убыточным. И в этих условиях страна вступила в ВТО, что нанесет последний сокрушительный удар по отечественным производителям сельскохозяйственной продукции. Следует отметить, что в переговорах по вступлению в ВТО страны Запада были особенно непреклонны именно в вопросе государственной поддержки российского сельского хозяйства.
По видимому правительство РФ не собирается предпринимать меры не только по реальному повышению конкурентоспособности нашего сельского хозяйства, но и сохранению целых отраслей АПК, поставленных под удар вступлением в ВТО, доказывают цифры представленного им бюджета на следующий год.
В 2013 г. расходы на сельское хозяйство составят всего лишь 1,12% от всех расходов бюджета и 0,23% от ВВП.
Многие земли, занятые ранее под сельскохозяйственные культуры и пастбища, сегодня выведены из оборота. Так, по экспертным оценкам, порядка 500 тыс. га сельхозземель в Московской области сосредоточено в руках 20-25 крупнейших землевладельцев. Из этого объема по назначению используется только около 25%.
Руководство области вышло с предложением возвратить норму, отмененную в 2008 г. по инициативе Г.Грефа, о платном переводе земель из одной категории в другую. Однако пока эта инициатива не получила поддержку федеральных властей. Кроме того, предлагается увеличить ставку налога неиспользуемых сельскохозяйственных земель в 10 раз и поднять штрафы за неиспользование земли. Это позволит стимулировать собственников ввести в хозяйственный оборот около 700 тыс. га неиспользуемых земель области. Предполагается, что эта мера даст 4 млрд. руб. дополнительных доходов и позволит произвести сельскохозяйственной продукции на 71 млрд. руб. в год.
Несомненно, в сельском хозяйстве Московской области существует много проблем, но есть и желание их решать. Для этого, в том числе, принят одобренный Правительством МО в августе 2012 г. проект долгосрочной целевой программы по развитию сельского хозяйства.
Необходимо вернуть в сельскохозяйственный оборот неиспользуемые земли, поддерживать плодородие почв, обновить изношенную сельскохозяйственную технику, увеличить значительно сократившееся за годы «реформ» поголовье крупного рогатого скота.
Россия - одна из немногих стран, которые не имеют собственной стратегии обеспечения продовольственной безопасности. Об этом свидетельствует отсутствие законодательной базы. Хотя фракция КПРФ в ГД на протяжении 15 лет, начиная с 1997 г. вносит законопроекты, регулирующие эту важнейшую область. Предлагаемые коммунистами законопроекты, в отличие от принятой в 2010 г. Доктрины продовольственной безопасности, даются четкие определения продовольственной безопасности, продовольственные нормы и жизненно важные продукты питания, необходимый уровень их производства, определены критерии физической и экономической доступности продовольствия.
Современный мир стремительно меняется. И, по мнению аналитиков, реальная иерархия стран скоро будет определяться их позицией на мировом рынке продовольствия. Потенциал России позволил бы ей занять достойное место в этой иерархии. Поэтому нам необходимо предпринять скорейшие действия по восстановлению сельского хозяйства. И предпринимать такие шаги в каждом регионе, опираясь на местные традиции и кадровый потенциал. В Московской области возможности для возрождения сельского хозяйства есть. Есть и понимание руководством области необходимости поддержки отечественного сельскохозяйственного производства.
Перспективы развития промышленного и сельскохозяйственного потенциала мы обсудим на Конференции трудовых коллективов Московской области, которое пройдет 3 ноября и рекомендации которой представим руководству области.
Александр НАУМОВ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы, заместитель руководителя фракции КПРФ в Московской областной Думе, секретарь Московского областного отделения КПРФ
http://mkkprf.ru/news-view-12594.html