Законотворческий осенний марафон Госдумы открыл Комитет по образованию. На его расширенном заседании с участием министра образования Дмитрия Ливанова, думского вице-спикера от «Единой России» Людмилы Швецовой, членов Совета Федерации, представителей профсоюза работников образования, общественных организаций было решено включить в законотворческую программу осенней сессии правительственный законопроект «Об образовании в РФ» (внесен в Госдуму 3 августа 2012 года). Законопроект фракции КПРФ «О народном образовании», внесенный в палату раньше правительственного, 25 января 2012, на комитете был упомянут вскользь, как бы из дипломатических соображений. Хотя проект КПРФ признан соответствующим Конституции РФ и направлен на обсуждение по инстанциям, с тем чтобы рассматриваться на заседании Госдумы в качестве альтернативного правительственному. Ожидается, что первое чтение законопроектов состоится в октябре, после обсуждения их в субъектах РФ, в думских фракциях и комитетах.
«Такое решение открывает определенные перспективы для нашего документа, - полагает первый вице-спикер Госдумы, один из авторов проекта Иван Мельников. - Он уже получил одобрение педагогического сообщества, ученых, простых граждан в ходе массовых обсуждений как в Москве, так и в регионах. Сейчас общественность будет иметь еще одну возможность вникнуть в содержание нашего законопроекта и сопоставить его с министерским».
Д. Ливанов тоже акцентирует внимание на «беспрецедентно широком рассмотрении правительственного проекта на разных площадках: в интернете, на экспертных совещаниях, семинарах…» Но он умолчал, что как раз официальная версия будущего закона об образовании получила множество отрицательных оценок и мнений.
Неслучайно журналисты атаковали министра вопросами о том, будет ли учитываться альтернативный законопроект КПРФ при выработке итогового документа. Министр образования прямого ответа не дал, сказав лишь, что правительственный проект уже «носит компромиссный обобщающий характер», в нем «учтены лучшие из поступивших 20 тысяч предложений и поправок».
Д. Ливанова просили уточнить: образование - услуга или все-таки государством гарантированное право для всех? «Образование - общественное благо, как важнейший ресурс для личностного и социального развития каждого члена общества. В сфере образования, как и в других сферах жизни, государство оказывает людям услуги, например в выдаче документа об образовании… Но образование как общественный институт является общественным благом», - пояснил министр.
К сожалению, об этом своем толковании он напрочь забыл, как только приступил к докладу о девятой редакции (восемь предыдущих были решительно отвергнуты обществом. - Авт.) законопроекта «Об образовании в РФ». Сфера образования рассматривается министерством как рынок, где предлагаются не «блага», а именно услуги по обеспечению тех знаний, в которых заинтересован заказчик, то есть работодатель, капиталист. Ему сильно грамотные, всесторонне развитые и мыслящие работники не нужны. Качество образования, подчеркивал министр, «должно соответствовать ожиданиям заказчиков и потребителей образовательных услуг».
В завуалированной форме Ливанов дал понять, что закон двадцатилетней давности на сегодня недостаточно рыночный. Капитализм уже укрепился и требует изменения образовательной системы под себя. Новый законопроект, говорит Ливанов, «опирается на достигнутые за последние десятилетия результаты модернизации системы образования». И в чем же суть модернизации? Пожалуй, ответ прозвучал в выступлении Л. Швецовой: «Недавно посмотрела статистику: 12% людей в возрасте от 16 до 34 лет - те, кто учился в 90-е годы, не имеют среднего образования. В советское время таких было 3%. Это те, кого было непросто затащить учиться по религиозным или каким-то личным мотивам».
В правительственном законопроекте напрямую не говорится о платном образовании. Но оно подразумевается, потому как «расширяется круг образовательных организаций различных форм собственности». К «инновационным механизмам» законопроекта министр относит то, что «среднее профессиональное образование станет общедоступным для граждан России, будет включать в себя как подготовку специалистов среднего звена, так и подготовку высококвалифицированных рабочих». Остается только удивиться: что ж это за инновация? Такая доступность была в СССР.
В законопроекте прописаны особенности получения образования различными группами граждан: для граждан с выдающимися способностями - одни особенности, для граждан «с ограниченными возможностями» здоровья - другие. Открытым только остается вопрос: как выявить выдающиеся способности у детей, чьи родители не имеют средств на то, чтобы снарядить их в школу? Или школу закрыли, а ехать в другую далеко, а то и не на чем?
Ливанов вспомнил о педагогических работниках. «Впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе и вводится обязательство государства по созданию условий для осуществления ими полноценной профессиональной деятельности».
Конечно, от министра и нового закона педагоги ждали не казенных слов, а конкретики по оплате их труда. Но ее нет, в отличие от законопроекта КПРФ. Поэтому участники комитетского заседания выясняли у Ливанова, можно ли включить в официальный законопроект главу из проекта КПРФ, касающуюся положения педагогов.
«Наш законопроект впитал все конструктивные предложения», - ответил Ливанов...
Л. Швецова предложила усилить контроль со стороны государства за обеспечением доступности образования и вернуть в законопроект утвержденную жизнью терминологию - учитель, ученики. «Мы говорим «мой любимый учитель», но не «мой любимый педагогический работник». Поэт писал: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»
Ливанов не одобрил ни контроль, ни слово «учитель». «Будем применять юридически принятую терминологию», - заявил министр.
Веселый смех у единороссов и министра вызвало положение законопроекта КПРФ о ежегодном выделении на образование 7% ВВП: откуда, мол, у государства такие средства? Популизмом занимаются в КПРФ… Сейчас образование получает менее 2% ВВП. И это, без преувеличения, смешные средства, учитывая тот развал, который царит в этой важнейшей для общества социальной сфере. Из бюджета, как сообщал Д. Медведев, будучи еще президентом, был украден триллион рублей только по статье «Госзакупки». И это как, смешно или нет? А то, что учитель получает менее 10 тысяч рублей в месяц, стонет в нищете, а ему отвечают одними обещаниями? У государства нет средств ни на повышение зарплаты учителям, ни на оснащение школ. Власть не стыдится экономить на образовании, закрывая школы в селах. Образование называют бесплатным, но практически уже легализованы в школах поборы с родителей.
- Деньги на образование найти можно и нужно, - заявил Николай Разворотнев. - Деньги эти в стране есть. Мы ежегодно, при утверждении бюджета, объясняем детально, как можно увеличить финансирование образования. Но нас не хотят слышать. А число неграмотного и малограмотного населения растет. Все это - плоды рыночной деформации экономики, «оптимизации» и капитализации страны…»
Не зря законопроект коммунистов в любой аудитории воспринимают с одобрением. А законопроект правительства встречают молчанием или лицемерным «одобрям-с», как произошло и в этот раз на расширенном заседании Комитета по образованию.
Парламентская хроника Галины ПЛАТОВОЙ
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=591779