Музей подводных лодок в Балаклаве.

Aug 08, 2015 16:03

В Балаклаве расположен один из самых нтересных объектов для посещения туристами на территории Крымского полуострова - музей подводных лодок. Это бывшая сверхсекретная советская подземная база для ремонта и обслуживания подводных лодок, которую сейчас превратили в Военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Советую всем обязательно посетить этот подземный комплекс с мощной и уникальной системой шлюзования и автономного жизнеобеспечения - единственный в мире памятник инженерного и технического искусства, который остался со времён «холодной войны» и который открыт для свободного доступа всех желающих.
1. На подходе к музею огромные надписи, плакаты и просто картины, посвященные погибшим морякам в период Великой Отечественной войны.


2. Все желающие посетить музей собираются на площадке перед входом и ждут гида. Экскурссии проводят почти через каждые 30 минут. Можно выбрать пешую или водную экскурссию - каждый выбирает для себя сам. Мы решили выбрать пешую, так как она более информативная и посмотреть можно больше различных экспонатов.


3. Виды в Балаклавской бухте просто отпад. Красота неописуемая.


4. История завода начинается в 50-е годы, когда многие державы стали наращивать ядерный потенциал, грозя друг другу ударами ядерных ракет. Необходимо было найти тихое укромное место в СССР, где бы базировались советские подводные лодки на случай войны. Такое тихое место отыскалось в Балаклаве, в закрытой и защищенной с моря бухте.
Все подземное сооружение строилось в скальном массиве крымской горы Таврос, задача была - построить объект с противоатомной устойчивостью первой категории. То есть завод должен был в случае необходимости выдержать удар бомбы, в три раза превосходящий силу бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Строительство велось чуть больше 9 лет, с 1954 по 1963 год, в обстановке полной секретности. Даже вывоз щебня маскировали под карьерные работы в той местности. Первые годы работа шла очень медленно, но после пары лет строительства к работе подключились строители-метростроевцы по личному указанию Н. С. Хрущева, так как потребовались сложные буровые работы.

5. Подземный завод по ремонту подводных лодок носил в свое время наименование «Объект 825 ГТС». ГТС - это Городская Телефонная Станция, именно такое название носил завод в целях конспирации.


6. Подземный комплекс содержал огромные производственные площади, включающие также в себя подводный канал, который одновременно мог вместить семь субмарин, и сухой док для ремонта подлодок. Заводскую инфраструктуру полностью изолировали от внешнего мира с помощью перекрывающихся подводных шлюзов, и ремонт боевых лодок осуществлялся в автономном режиме, а затем через специальный канал они выходили прямо в открытое море. Общая площадь помещения составляла немногим более 5000 квадратных метров, из них 3000 приходилось на подземную часть. Глубина канала составляла 8 метров, ширина - 10-12 метров.


7. Внутри музея уже все информационные стенды изменены.


8.


9.


10. Ворота защитные (специальные) - ворота двустворчатые арочные предназначены для перекрытия проема размерос 4*2,7м и рассчитаны на восприятие давления 60 кгс/кв.см. Конструкция предназначена для поглощения кинетической энергии удара и обеспечения равномерной передачи давления от створок на закладную раму. Технический проект выполнил "Гидростальпроект" г. Ленинград, 1959г. Высота створки - 4 м, масса одной створки 10 тонн!


11. Балаклавский люк.


12. Одно из самых первых помещений, в которые попадает турист - это минно-торпедная часть (МТЧ) и заводская паттерна. Заводская паттерна - это большой транспортный коридор, который ведет к производственным помещениям. Длина коридора - 296 м, ширина 4 м, высота 4,5 м. Потолок паттерны закруглен под определенным радиусом, специально предусмотрено для гашения атомной волны. Паттерна использовалась для транспортировки готовых торпед из МТЧ, а также доставки материалов и оборудования в производственные помещения. Еще заводская паттерна была оборудована для убежища для личного состава в случае ядерного удара. По словам гида, убежище может укрыть до 3 тысяч человек.


13. Малые якорные мины (ЯМ).


14. Торпеда.


15. Торпеда САЭТ-60. Масса торпеды 2000 кг.


16.


17.


18. Подземный док, где непосредственно производился ремонт подводных лодок. Длина док составляет 505 метров, ширина колеблется от 6 до 22 метров, высота от 6-8,5 метров. В среднем ремонт одной подводной лодки составлял от 3 до 4 недель.


19.


20.


21. Фотографии с советских времен.


22. "Тритон-1М" - сверхмалая подводная лодка - носитель легководолазов.


23. Экскурсия на катере по докам в канале.


24. Статуи.


25.


26. Температура воздух 16-18 градусов, сыро и неуютно.


27. Внутри музея представлено очень много мактов военных кораблей.
Модель тяжелого авианесущего крейсера "Киев".


28. Переоборудование крейсера "Ворошилов" проекта №26 в опытное судно проекта "ОС-79".


29. Модель судна специального назначения "Темрюк" ВМФ России, масштаб 1:100, дерево, металл.


30. Модель опытного катера "Катран" ВМФ СССР выполнена в мастерских ГП ЦКБ "Черноморец". Масштаб 1:100, дерево, металл.


31. Модель корабля специального назначения "Славутич" выполнена в мастерских ГП ЦКБ "Черноморец". Масштаб 1:100, дерево, металл.


32. Китобойное судно.


33. Модель НИИС "Исследователь". Масштаб 1:200, дерево, металл.


34. Модель плавучая установка "Ока" проекта 1932. Масштаб 1:100, дерево, металл.


35. Машинный телеграф надводного 2-х винтового корабля. Использовался для внутренней связи. Соединяет пост управления судна с машинным отделением.


36. Неподготовленные к экскурсии люди, укрываются кто чем может. Внутри довольно прохладно. Мы заблаговременно взяли с собой ветровки)


37. Красный коридор. Жутко, не правда ли?


38.


39. Все помещения оборудованы металлиескими дверями с многоисленными замками.


40.


41. Крылатая ракета Х-22 (Буря).


42.


43. Военно-морской флаг СССР.


44.


45. Различные предметы с кораблей.


46. Похоронка.

47. Мундир капитана 1 ранга Крестовского Андрея Васильевича.


48.


49. Фрагмент немецкого 7,92 мм пулемета МГ-42 с затонувшей немецкой подводной лодки U-18.


50.


51. Они не вернулись...


52.


53. Отличный плакат - 5 баллов!


54. Катерно-лодочный надводный прицел с подводной лодки Щ-215.


55.


56. Дневник капитана 2 ранга П.И. Петрова.


57.


58. Форма немецкого офицера-подводника (капитан-лейтенант).


59.


60. Флаг СССР.


61. Как настоящие.


62. Кортики офицеров ВМФ стран Соцмалистического содружества: Болгария, Польша, Румыния.


63. Верзний рубочный люк подводной лодки проекта 690.


64. Пульт управления торпедной стрельбой "Ленинград".


65.


66. Стенд, посвещенный подводной лодке "Курск".


67.


68. Модель атомной подводной лодки проекта 941 "Акула".


69. Книга пожеланий и слов благодарности.


70. Территория музея на улице на выходе из скалы.


71. Газотурбинный двигатель ДО-63 - составная часть корабельной газотурбинной энергетической установки.


72. ЯК-38 - советский палубный штурмовик в СССР серийный самолет вертикального взлета и посадки. Всего было построено 231 самолетов ЯК-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолет базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 ("Киев". "Минск", "Новороссийск", "Баку").



P.S.: Музей очень понравился, всем рекомендую его посетить. И сразу напрашивается мысль, сколько же еще закопано в горах, сколько же еще разных объектов запрятано на территории бывшего СССР...

Балаклава, музей, подводные лодки, Крым, pravda33, Севастополь

Previous post Next post
Up