Вышедший на экраны второй российский 3D-фильм, экранизация гоголевского "Вия", продемонстрировал не только мировые стандарты качества кинематографа, но и непредвзятую трактовку классического текста. В фильме есть и иронический отклик на миссионерские потуги, и панорама «народного молитвенного стояния» против кощунства, и травестия общего пафоса последних лет патриаршества. "Вий" может стать одним из самых радикальных художественных жестов последнего времени...
Надо заметить, что культурный фронт преподнес к пятилетию патриаршей интронизации сразу несколько «даров» с идентичным содержанием. Наряду с Олегом Степченко, столько лет тянувшим с выпуском своего «Вия», тот же образ батюшки-убийцы и деконструкцию Русского Ужаса как реальности, эманирующей из лона православного церковного лидера, заявил и театральный режиссер Константин Богомолов - в спектакле "Карамазовы", собирающем полный зал МХТ. Режиссер отождествляет «смердящего старца» Зосиму и Смердякова, убийцу Карамазова. А фильмы «ужасов», которыми засматриваются уже герои Достоевского, - медленно, но верно приводят зрителя в ОВД «Дальнее» (в спектакле - ОВД «Мокрое»), известное богомольностью его сотрудников-садистов. Сравнение фильма со спектаклем напрашивается - слишком много параллелей - несмотря на совершенно различное художественное решение. (Богомолов действует в русле «бриколажа» своего кумира, В. Сорокина, а Степченко решает «Вия», скорее, в стиле сериала "Шерлок"). Но есть и другое различие: Гоголь, пожалуй, гораздо лучше очерчивает нашу эпоху духовных скреп с ее криками: "Вий!", "Ведьмы!!!", "Курица!" - чем обескураживающее откровение Достоевского: "Старец-то провонял!"...
Вся рецензия http://pravaya.ru/look/23361/