(no subject)

Jan 28, 2010 00:47


Воплощение и Вочеловечение

«Воплотивыйся от Духа Святаго, и от Приснодевы Марии Вочеловечивыйся» [Минея декабрь, день 25-й, Рождество Христово. Вечерня, стихиры (творения свт. Германа Константинопольского) на «Господи воззвах»]. Богослужение не случайно разделило эти два понятия: «Воплощение» и «Вочеловечение», и не зря Церковь Христова подчеркивает наличность не только воплощение, но и вочеловечения. Как известно, многие еретики не отрицали человеческой «плоти» (понимаемой не с библейском, а в платоническом смысле), но отрицали полноту человеческой реальности во Христе. Но свт. Герман разделяет и два источника у этих двух этапов кеносиса Сына Божьего - Воплощения и Вочеловечения. Образовать плоть Христу - дело чуда, и это дело совершил в плоти Богородицы Дух Святой. А вот дать Христу полноту человеческой реальности - это дело Той, от Которой Он и берет нашу человечность. Сам Дух Святой мог образовать плоть Христу и вне утробы Девы, но вот «Вочеловечить» Он бы Его не смог иначе, как через человека. Точнее, Он мог бы создать новую человеческую природу, но эта природа была бы уже лишена связи с прочим человечеством. «Во-человечение» предполагает вхождение в реальность человеческого бытия, а не просто восприятие на Себя человеческой природы. Если бы Христос стал человеком не внутри общечеловеческой реальности, то это было бы «О-человечение» Бога, но не «Во-человечение».
Previous post Next post
Up