Что такое театр? Омск

Oct 09, 2011 18:10

Что такое театр? Сегодня мы все чаще воспринимаем его как некое «легкое» действо, не имеющее реальной пользы, а, наоборот, даже отвлекающее человека от настоящего действия, от жизни. Между тем, классический театр древности, по Аристотелю, имел важную функцию: человек, сопереживая и сочувствуя герою драмы, переживал «катарсис», очищение чувств души от костного нароста греха, воскресение совести от «окамененного нечувствия». Но это в дохристианские времена. Современный театр потерял во многом свое славное значение, не ставя во главу угла вопросов нравственности, он служит, скорее, средством для эмоциональной разгрузки зрителя.

Отрадным исключением на этом фоне являются немногочисленные православные театральные коллективы, появляющиеся за последние десятилетия, в основном, в Москве и Петербурге, а также любительские коллективы из других городов. На наших глазах происходит рождение подобного коллектива и в Омске.

В воскресенье 2 октября в храме святой мученицы Татианы еще не успел закончиться молебен, а в актовом зале прихода уже почти не оставалось свободных мест. Все входящие в зрительный зал, были удивлены его необычным оформлением: слева и справа от сцены можно было увидеть настоящие деревянные заборы и интерьеры крестьянского дома, пол был усыпан травой и опавшими яблоками, а за приоткрытым занавесом то и дело показывались фигуры знакомых прихожан в цветастых юбках и телогрейках. Казалось, сейчас взорам собравшихся должна предстать зарисовка тихой и неспешной деревенской жизни.

Но с первых же минут стало понятно, что история эта необычна как необычен и сам театральный коллектив, состоящий из профессиональных актеров и посетителей воскресной школы для взрослых при храме св.Татианы. Объединяющим звеном выступает глава этого коллектива, Ольга Сергеевна Насибулина, руководитель художественно-постановочного отдела ОМЦ «Химик» и активист детской воскресной школы при храме. Как рассказала сама Ольга Сергеевна, молодой театр ставит уже четвертый по счету спектакль, при этом второй в этом году, после пасхального. Во вступительном слове к спектаклю из ее уст прозвучали слова о том, что эта постановка сделана по поэме «Русский крест» замечательного русского поэта нашего времени Н.А. Мельникова, члена Союза писателей России, вице-президента конкурса «Золотой витязь», повествующей о трагической судьбе русского крестьянства. Поэт получил благословение на ее написание от старца Илия из Троице-Сергиевой Лавры, и, как оказалось впоследствии, повторил трагическую судьбу главного ее героя - в 2006 г. он был найден мертвым на одной из улиц г.Козельска. Как считают близкие друзья Мельникова, он мог быть убит. «Есть вера, Бог, отечество, и ты» - вот слова, предпосланные самим автором к поэме. Самый сложный вопрос, возникший у режиссера перед постановкой: каким образом извлечь характеры героев из поэмы? Образы героев, жителей русской деревни, являются близкими всем. Ольге Сергеевне пришлось почти сродниться с жизнью главных героев, образы главных героев «увиделись» ей почти реальными, и они действительно похожи на знакомые всем деревенские характеры.

Действие поэмы разворачивается в селе Петровский скит, все ее герои представляют унылое разнообразие характеров современной русской деревни. В центре внимания - сторож-инвалид Иван Росток (в его роли Андрей Христачев из воскресной школы для взрослых). Когда-то бывший нормальным счастливым мужем и отцом семейства, но переживший трагедию потери жены, на фоне всеобщего духовного и материального обнищания, Иван начал пить и потерял в каком-то происшествии свою руку. Но это видится как символ, ведь он потерял уже почти и самого себя, не зная, кто он и не видя смысла в жизни. Впрочем, это до сих пор сильный человек, по крайней мере, по сравнению со своими односельчанами.

Диалоги героев и размышления автора о нелегкой доле русского народа оживляются и вдохновляются трогательной народной песней жены Ивана, Клавдии, в исполнении Анны Селивановой из вокальной студии ОМЦ «Химик», приходящей к Ивану в его воспоминаниях.

В поэме есть и антигерои, которые остаются всегда за ширмой - это «безродье», в последние годы наводнившее деморализованное село. Оно не имеет ни лица, ни корней, ни привязанностей, а лишь блатные повадки и является серой массой, готовой агрессивно защищать тот бездуховный и преступный порядок, при котором им так вольготно живется. Это скорее метафизический враг, олицетворенные «духи злобы».

Сам же автор тоже имеет свой сценический образ - он был великолепно, с настоящей эмоциональной отдачей прочувствован и сыгран Волгиным Валерием Николаевичем, главным менеджером художественно-постановочного отдела ОМЦ «Химик». Автор произносит его устами как бы приговор «неприкаянным детям», уходящим без покаяния, не видящим смысла в своей жизни. Церкви развалили, потеряли путь, ведущий к Богу. А ведь не стоит село без праведника!

Таким праведником оказался дед Федосей из соседствующего с деревней скита. Его роль исполнил Алексей Андиашвили из воскресной школы для взрослых. Привел к нему Ивана странный зов, чувство тоски, щемящей сердце, появившееся после странного сна, где он увидел и вспомнил свою умершую жену и какого-то воина, боровшегося с нечистью, после чего воссияла радуга над его селом. Как мы помним, радуга впервые появилась на небе как символ воссоздания Завета человека с Богом. Этого и ищет бессознательно Иван своей исстрадавшейся душой. Дед дает Ивану кружку с чаем и, неожиданно, с двух глотков, Иван словно прозревает, видя за своей спиной великое наследие - не поруганную Россию, а Святую Русь, узнает о народе - «Богоносце». Старик открывает ему всю правду - оказывается, род Ивана когда-то носил фамилию Ростовы, их родоначальник, Петр Ростов заложил его родное село и основал династию, служащую Богу верой и трудом, защищавшую Отечество. Дед открыл Ивану главное: тайну духовной брани, идущей за каждого из людей, Жертвы Христовой и Крестного пути - последования Христу, без которого невозможно спастись.

Два дня жители деревни, сыгранные прихожанами Романом Шаяхметовым, Ильей Помогаловым, Евгением Кононовым и другими, пытались разыскать Ивана, но все без толку. Педагогами из детской воскресной школы была очень живо сыграна встреча двух женщин-сплетниц, споривших о том, что случилось с Иваном. Но вот, наконец, его находят, сидящего во дворе собственного дома с топором. Оказалось, что за это время он успел уже принести деятельное покаяние Богу за грехи и беспутность прошлой жизни. Из всех к Ивану решается подойти только Председатель колхоза в исполнении Артема Лаптева. Оказалось, что Иван вовсе не сумасшедший, он сколотил большой деревянный крест - но для чего? Иван объясняет, что у него в планах восстановление деревенской церкви, причем за эти дни он успел уже поговорить с архиереем и получил благословение на это. Председатель одобрил идею, односельчане пообещали помочь в сборе средств на постройку.

С этим-то дубовым крестом на спине Иван и пошел по всему району просить подаяние, не думая уже о себе, как воин ночуя в канаве, и как странник, питаясь чем Бог пошлет. Искренность молитвы Ивана и чистота его намерений снискали славу в народе, так что люди сами охотно подавали ему на храм, прозревая вместе с ним. Он, конечно, был не первым, говорившим с ними о Боге, но с такой крепкой верой люди встречались впервые. Как Иван выносил эти тягостные путешествия - в народе разнесся слух о том, что сам Бог вел его своим тернистым путем.

Придя в райцентр, Иван встречается со своими дочерьми, которые отстранились от него, как от чумного. Но этот крест Иван пронес с достоинством, до конца. Однажды, морозным ноябрьским утром, возле церкви прихожанами был найден труп Ивана, без собранных денег. И как будто ушла душа из села! Вереница людей потянулась из окрестных сел на проводы этого Божьего человека, молившегося за многих. Кто-то из приехавших рассказывал, как Иван спас его сына, кто-то привез священника из города, отпевшего Ивана по церковному чину. И у гроба его люди, собравшиеся здесь, почувствовали и себя преемниками Святой Руси, понимая и принимая всю тысячелетнюю ее духовную традицию.

Казалось бы, праведника не стало, но его дело не прервалось. «Безродье», торжествующее в мире материальном, уже проиграло на духовном уровне той вере в Бога, которая возродилась в людях. Иван подражал подвигу вольного шествия на смерть Самого Христа. Невольно вспоминаются и слова Спасителя: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.» (Ин. 12:24-25).

На могиле Ивана установили тот дубовый крест, который он носил с собой, порешив довести восстановление храма до конца. Автор не сомневается, что храм тот будет восстановлен, ведь Иван сделал главное - «свой народ собрал в Народ». Иван совершил невозможное - соединил свою землю и народ, живущий на ней, с Богом, передав ценой своей жизни это малое, но столь необходимое своим односельчанам откровение - живите с Богом!

После спектакля, когда актеры вышли на поклонение, долго звучали громкие аплодисменты, была видна печаль и радость на лицах зрителей, не раз проронивших слезу вместе с Автором, пережившими падение и воскресение «маленького человека», чья короткая миссия стала столь судьбоносной для многих его земляков. Именно в этом, должно быть, и состоит великое назначение христианского театра. Наталья Васильевна Гинзбург, прихожанка храма, выразила всеобщее мнение: «Православный театр состоялся!».

Состоялся не только благодаря режиссеру и актерам. Самая незаметная, но самая ответственная роль суфлера досталась Маргарите Шабардиной, ученице детской воскресной школы при храме, которая блестяще справилась со своей задачей.

Небольшой зрительный зал во время спектакля был заполнен людьми до отказа, аудитория театра воскресной школы уже почти как у среднего по размерам городского театра. После спектакля настоятель храма, отец Александр Алексеев, предложил актерам выступить перед городской аудиторией. Ведь театр с его актерами становится сильным миссионерским средством, действие которого ощутили все присутствующие на спектакле.

Напоследок хотелось бы пожелать молодому театру помощи Божией, внимательного и благодарного зрителя и вдохновения!











театр-студия, новости, Илья Балабонкин, ОМСК, СИБИРЬ, Сергей Юрлов, фото

Previous post Next post
Up