Чича луччая!
Никто из див эпохи звукозаписи, не говоря уже о современных, и рядом не валялся. Точнее, по отдельным параметрам, может, и валяются некоторые.
По драматическому дару и свободе артикуляции, вероятно, Рената Скотто. Это когда не поют, надрываясь и вытягивая по максимуму, так, что вот-вот обосрутся (что свойственно современному спортивному (Паваротти) и доморощенному (Непотребко) вокалу), а пользуются голосом со всеми его возможностями как драматическим инструментом без внешнего напряжения. В мужском варианте лучший пример, на мой взгляд, Джильи. И свойственно это почему-то, в основном, итальянцам.
В части сугубой техники - уверенности и плавности ведения в различных частях диапазона - возможно, Каллас, но у той не было такого роскошного тембра и шикарной способности модулировать там, где другие форсируют. Динамика же (диапазон от тихого к громкому и плавность крещендо-диминуэндо) у Чичи бесподобна.
Наблюдение за чичиной мимикой в сочетании с эмоциональной динамикой голоса - отдельный аттракцион. Кого-то может покоробить или рассмешить заметное местами сходство с маленькой обезьянкой, которой щекочут животик :-)
Но, если встроиться в ее эмоциональный ряд по-серьезному, это проходит почти мгновенно. В сущности, большинство известных оперных певиц, будучи также далеко не арийской внешности, гораздо страшнее, но при этом во много раз зануднее. Даже итальянки. А об отморозках вроде Кабалье, Рене Флеминг или названной уже выше Непритязательной или Никому не нужной, не говоря уже о сопранах советского времени [имена, во избежание полемики, предлагаю вставить по желанию :-)], упоминать в этой связи просто странно.
Но особенно, крутизна чичиного дарования и мастерства проявляется, по-моему в исполнении барочной музыки под аккомпанемент великолепного самого по себе ансамбля аутентистов (в начале концерта). Хорошие певицы такое, вообще, редко поют, а если и поют, то, как правило, плохо. Большинству из них просто не удается понять, о чем эта музыка, и потому исполняют они ее формально, не в состоянии наполнить настоящими эмоциями.
Отдельный кайф наблюдать за работой аккомпаниатора (Жана-Ива Тибодэ). Один из лучших и наиболее тонких современных пианистов, он демонстрирует совершенный, на мой взгляд, эмоциональный и ритмический раппорт. Приятно сознавать, что такое бывает и в наше время.
Ну и, конечно, место: первый в Европе, вообще, театр (конец 16 века). Который странным образом умудряются поддерживать в близком к исходному виде. Хотя публика, конечно, уже не торт. И, вообще, стерильно все. Но, наверное, иначе всех нюансов не изведать.
Click to view
Click to view