https://pramen.io/wp-content/uploads/2020/02/a8u_4Mw4Rp0.jpghttps://pramen.io/ru/2020/02/kak-dolgo-my-budem-delat-vid-chto-vse-horosho/ На днях на российском сайте meduza.io появилась статья о некоторых участниках дела "Сети", в которой всплывают малоизвестные факты. Так, в частности, появилась информация о том, что из Пензы исчезли два человека, которые были друзьями некоторых пензинских фигурантов. Для части наших читателей будет новостью и то, что многие из Пензы были замешаны в торговле наркотикам и именно на этой почве менты изначально зацепились за нескольких человек.
В анархическом движении довольно давно существует политика не выносить сор из избы. Неважно, что происходит - главное сохранить лицо перед так называемой общественностью. Даже если компромиссы будут нарушать какие-то базовые моральные принципы - очень важно выглядеть хорошо для простого человека. Мол анархисты - это такой редкий вид человека, который давно покинул проблемы человеческие и живет на облаке высокой морали. Анархисты не способны на плохие поступки и именно такой образ мы должны продавать обывателю. Это все капитализм и авторитарный коммунизм, а революционные анархисты делают только добро. Если анархисты делают что-то плохое, то об этом никто не должен говорить, а проблема вроде как должна сама собой разрешиться. Каким образом это должно произойти вам едва ли кто-то сможет ответить.
За время моего участия в анархическом движении я стал свидетелем и участником многих конфликтов, которые редко заходили дальше обвинений и расколов. Анархическое движение не только в СНГ, но и во многих других странах неоднократно показало свою несостоятельность в разборке внутренних конфликтов. Предпочтение отдается пафосным рассуждениям о подпольной жизни, революции, смерти. Редко речь заходим о вещах, которые делают нас людьми. Редко речь заходит о вещах, которые открывают наши слабости.
Сегодня многие участники анархического движения согласятся с тем, что мы ослаблены и разбиты на многочисленные лагеря. Мы редко способны участвовать в движениях, изменяющих жизнь общества. В такой атмосфере желание разбираться во внутренних проблемах все меньше. Все больше поблажек делается в отношении поведения тех или иных участников революционного движения из-за его малочисленности. Отсутствие важных связей с обществом в виде рабочего или социального движения приводит к тому, что мы рады каждому, кто проявляет интерес к нашим идеям редко вдаваясь в подробности того, почему люди приходят в само движение.
В такой атмосфере критической мышление, как и критическое отношение к собственным поступках воспринимаются крайне редко в позитивном ключе. От каждого из анархистов ожидают непоколебимой поддержки любого поступка другого анархиста. Мы должны объединиться и держаться вместе вопреки всем преградам.
Ура-патриотизм некоторой части анархического движения в отношении этого самого анархического движения ведет непосредственно к деградации самого политического движения. Мы превращаемся из людей с четкими моральными принципами в людей с гибкими моральными принципами и двойными стандартами, когда считаем непозволительными некоторые поступки для государства и капитала, но опускаем глаза на такие же поступки "товарищей".
Дело ФСБ в Пензе - один из примеров упадка анархического движения. Мы стали настолько слабыми, что допускаем в нашем собственном движение присутствие нацистов, сексуальное насилие и торговлю наркотиками. Оставим пока за бортом вопрос убийства двух человек, которые были близки к фигурантам пензенской сети. Почитав некоторые истории, появившиеся за последние месяцы о фигурантах сети в интернете, складывается впечатление, что моральный облик некоторых участников движения мало отличим от облика правых.
В свою очередь, поступки части пензенских антифашистов недопустимы не только внутри анархического движения, но и в простом обществе. Разница лишь в том, что анархисты, отрицая государственные институты в лице мусоров и судов, оказались не готовы к работе над проблемами. Там, где простой человек вызовет мусора на насилие, мы обсудим коротко проблему онлайн и пойдем дальше заниматься активизмом, пока поведение откровенных ублюдков не затронет напрямую нас и нашу группу. Тогда мы готовы бороться, но оказываемся изолированы - все готовы игнорировать жестокость и глупость до тех пор, пока не коснется меня лично. В этом плане государственный аппарат дает хоть какой-то ответ, в то время как анархисты, прикрываясь громкими словами, продолжают создавать красивую картинку.
Похоже мы забыли, что анархическое движение изначально было сформировано из-за противоречий о методах достижения целей. Для анархистов 19 века цель никогда не оправдывала средства. Мы выбираем методы сопротивления, которые соответствуют нашей морали. Методы, которые толкают общество к анархической революции и свободе. Поступки некоторых людей из сети, к сожалению, далеки от такого представления об анархизме.
Для борьбы с упадком морали внутри анархического движения мы обязаны как революционеры подымать на обсуждение и принимать меры по пресечению поступков, которые разрушают анархическое сообщество. Необходимо перестать замалчивать проблемы и создать культуру, в которой считается нормальным критиковать поступки товарищей, дискутировать о том, что допустимо, помогать товарищам меняться. Там где желания меняться нет (пример Сагынбаева) мы должны выталкивать этих людей из движения без колебаний. Такие ситуации делать прозрачными для всех товарищей.
Именно политика "не выносить сор из избы" привела к тому, что статья на Медузе оказалась бомбой для многих активистов. Замалчивания многочисленных темных сторон пензенского дела привела к тому, что уже после истории с Сагынбаевым доверие внутри движения упало. Мы узнали, что анархисты готовы замалчивать факты для того, чтобы создать нужный образ - прием политиканства, который свойственен больше политическим партиям и капиталистическим корпорациям, нежели радикальным движения, борющимся за правду. Статья на Медузе опять открыла факт недоверия внутри движения. Похоже, что все должны быть красивыми и хорошими для того, чтобы получить солидарность. Мы должны соответствовать картинке, которую сами же распространяем. Мы распространяем идеальную картинку, чтобы скрыть язвы анархического движения. Мы скрываем язвы анархического движения, чтобы создать идеальную картинку. Разорвать этот круг можно лишь решительным сопротивлением этой самой картине безупречного движения.
Именно поэтому приходиться вернуться к изначальному вопросу о солидарности. Поддерживаем ли мы какой-то человеческий идеал, который не существует и только этому идеалу готовы оказывать поддержку? Или мы готовы с одной стороны критиковать поступки людей, но с другой стороны проявлять солидарность с ними?
Что касается ситуации с убийством, которое вменяет статья Медузы двум участникам пензенской сети, то обсуждать её ситуацию сложно. С одной стороны мы не имеем права вешать это убийство на людей со слов каких-то свидетелей в статье. С другой стороны в Пензе было столько грязи вокруг этого дела, что для многих подобное развитие событий хоть и является шокирующим, но чем-то логическим, учитывая всю историю с наркотиками. Однако это логическое заключение не является реальностью. Мы можем долго воображать моральный портрет Полтавца или Иванкина. Но наши представления могут быть далеки от реальности.
Но эти сомнения, как и другие факты, которые всплывают об участниках дела тут и там очень сильно подрывают веру в анархическое движение. Факты, скрытые от собственных товарищей, лишь ухудшает уровень взаимного доверия. Именно из-за этого любая информация, публикуемая кампанией солидарности после скандала с убийствами, будет встреча с дополнительным скепсисом. Слишком много фактов были опущены во время волны солидарности. Слишком много сил на международном уровне было потрачено на то, чтобы поддерживать сомнительных персонажей. История "Сети" скорее всего повлияет на солидарность внутри анархического движения крайне негативно. Часть людей ушло из движения из-за разочарования в кампании солидарности. Часть людей покинет движения после скандала с убийствами (пусть и недоказанными). Настоящие революционеры скажут, что они нам не важны и мы найдем других товарищей. Но те, кто ушли из движения - это люди, которые являются индикатором болезни анархического движения, которое возводит солидарность в один из ключевых принципов функционирования общества. Очевидно, что солидарность - это больше, чем собирать деньги и носить передачи. Солидарность - это разделение политического и социального с теми, с кем ты солидаризируешься. И если ты не можешь доверять товарищам в том, чтобы получить честную информацию в вопросе солидарности, то и движению в целом доверять ты не можешь.
Едва ли российские анархисты смогут скоро восстановиться после многочисленных ударов по движению в рамках дела "Сети". Пытки и террор ФСБ нанес сильный удар сам по себе. Полуправда и скрытие фактов о фигурантах дела очень сильно подорвал доверие внутри самого движения. С одной стороны бросать оставшихся "хороших" анархистов из "Сети" нельзя. Лишь солидарность может помочь им пройти через годы тюрьмы. С другой стороны российские анархисты должны быть откровенными по поводу личностей тех, с кем они призывают солидаризироваться. Еще один или два грязных факта о других фигурантах дела из третьих источников могут привести к полному отказу в солидарности с "Сетью" со стороны большинства движения из-за потери доверия к самой инициативе солидарности.
За рамками дела сети мы, как анархисты, обязаны вернуться к обсуждениям того, что такое анархическое революционное движение. Какие формы они должно принимать. Как нам бороться с теми проблемами внутри движения, которые мы не хотим отдавать на разбирательство государству. И чем больше мы игнорируем эти вопросы, тем слабее мы становимся как революционное движение.
Алексей Стоев для pramen.io