Бессмыслица жизни

Jan 24, 2020 16:44


Нервотрепка современной жизни каждого может с ума свести. Ипотека, микрокредиты, коммунальные платежи… А на горизонте - призрак старости и пенсии. Глядя на жизнь наших пенсионеров, не хочется жить, как они. Вот и ищут люди волшебное средство провести старость  по-другому. Но для этого нужны деньги, а где их взять, если пенсии не всегда хватает даже на самое необходимое? И тут «на помощь» приходят пенсионные фонды.

Это похоже на ипотечное кредитование - отдавать сейчас часть заработанных денег, фактически, часть, иногда довольно-таки большую, времени собственной жизни, за будущие блага. Но стоит ли игра свеч? Взявшие ипотеку могут хотя бы пользоваться квартирой до того, как станут ее собственниками, а до пенсии еще надо дожить, - задача нелегкая, особенно с учетом последней пенсионной реформы.

«Да это же инфантилизм!» - закричат многие добропорядочные граждане. «Вы рекламируете взгляды бабочки-однодневки - мол, пей, веселись и не думай о завтрашнем дне». Каждому, переросшему подростковый возраст, ясно, добавят они, что жизнь свою нужно планировать, что нельзя размениваться на мимолетные удовольствия и т. д. и т. п. С этим и спорить не хочется, но как только речь заходит о планах на жизнь, во весь рост встает проблема выбора цели. К чему стремятся «правильные» люди нашего времени?



А стремятся и планируют они… не жить. Герой нашего времени - человек, тратящий лучшие года без остатка на зарабатывание денег. Такой образ жизни описал еще Джек Лондон в «Мартине Идене»: «Вот возьмите мистера Батлера… Он был честен, трудолюбив и бережлив. Он отказывал себе в удовольствиях, которые обычно так любят молодые люди. Он положил себе за правило откладывать сколько-нибудь каждую неделю, ценой любых лишений» и устами главного героя оценил его так: «мне жаль его, этого мистера Батлера. Он тогда был слишком молод и не понимал, что сам у себя украл всю жизнь ради этих тридцати тысяч, от которых ему теперь никакой радости. Сейчас уже он на эти тридцать тысяч не купит того, что мог бы тогда купить за десять центов, - ну, там леденцов каких-нибудь, когда был мальчишкой, или орехов, или билет на галерку!».

Конечно, дело не в орехах или билетах. Как писал еще Гегель, «чтó человек делает, таков он и есть». Человек, вся жизнь которого сводится к получению в собственность бетонной или металлической коробки, фаршированной бытовой техникой, сам ставит себя в один ряд с коробками. «Успех» сопровождается неотступным чувством зря прожитой жизни, и в предчувствии такого «успеха» только и остается, что яростно нападать на тех, кто покушается на потребительский идеал. Ирония позднего капитализма, доходящая до сарказма, заключается в том, что большинство трудится на благо меньшинства, но труд этот идет далеко не на благо даже этому меньшинству. Недаром среди «хозяев жизни» процветают как банальные алкоголизм с наркоманией, так и более изощренные способы медленного самоубийства.

Впрочем, большинству даже такая иллюзия успеха не светит, но признаться себе в этом зачастую страшно. Если не иметь целей, то какой смысл вообще продолжать нести тяготы жизни? Вот и заняты люди самообманом в попытках быть «как все». А между тем, их собственная жизнь, а еще больше жизнь их родителей если чему и учит, так это тому, что нелепо считать себя пророком и с невыносимой важностью рассуждать о будущем.

Вернемся мысленно на 30 лет назад. Многие ли думали тогда, например, что, выйдя в свое время на пенсию, они будут с трудом выживать? Что поездка из Киева в Минск будет заграничной? Что на сделанные за всю жизнь накопления нельзя будет не то что прожить, но даже умереть - похороны дело теперь недешевое? И ведь планировали, на всю жизнь планировали, не догадываясь, что скоро будет человек предполагать, а рынок - располагать.

И вот, всего это как не бывало! Люди строят планы на жизнь не только свою, но и своих делей (а кое-кто - и внуков!) из расчета, что и через тридцать лет будет существовать современной мироустройство с его гегемонией США, непрекращающимися войнами и переворотами в странах «третьего мира» и ползучей деградацией постсоветского пространства. Соответственно, «правильная» жизненная стратегия выглядит так: «хоть тушкой, хоть чучелком», но пролезть в какой-нибудь из филиалов рая на земле, от США до Новой Зеландии. Если же этого сделать не получается, то надо «хорошо устроиться» здесь; но в любом случае нужно стремиться к заветному набору «квартира, машина, дача».

Ради такой великой цели ничего не жалко. Можно игнорировать не только культурные, но даже телесные потребности, отказывая себе в сне и хорошем питании. Награда за это - хронические болезни, скверный характер и бумаги, удостоверяющие право собственности. А главное - чувство, что все могло быть иначе, прячущееся за желанием учить жизни всх окружающих. Счастья все это приносит не больше, чем принесло лондоновскому мистеру Батлеру.

Вместо счастья человек получает страх. Он знает, даже если старается об этом не думать, что «все, что нажито непосильным трудом», не так уж и тесно с ним связано. Его можно лишиться в любой момент и совершенно внезапно - не столько в результате стихийный бедствий (в конце концов, пострадавшим платят компенсацию), сколько вследствие общественных потрясений, как  вкладов в советских сберкассах. Такое противоречие - между значимостью жизненных целей и их ничтожностью - парадоксальным образом приводит не только к желанию забыться, впав в какую-нибудь зависимость, чаще всего алкогольную, но и к яростному неприятию любой критики жизненных целей.

Цели-то не выдерживают никакой критики; но как жить без цели? Для постановки разумной цели тоже ведь нужно потрудиться, причем результат заранее не гарантирован. И пока есть возможность сохранять иллюзию осмысленности цели, люди будут за нее цепляться. Уже поэтому бессмысленно упрекать коммунистов в том, что они-де, обладая «Единственно Верным Учением», не распропагандировали всех вокруг. Во-первых, марксизм не религия, и для того, чтобы его по-настоящему усвоить (научиться), нужна длительная и напряженная умственная работа, а во-вторых, невозможно ничего сказать человеку, который не хочет слушать. Поэтому в наших условиях, на нынешнем этапе, распространение марксизма все еще остается делом кустарным, так сказать, штучной работой, когда даже просто интересующихся марксизмом очень мало, не говоря уже о тех, кто решил серьезно за него взяться.

Однако, капля камень точит; когда по тем или иным причинам верить в «американскую (китайскую, российскую, украинскую и т. п.) мечту» станет невозможным для масс, когда эти массы почувствуют потребность в том, чтобы наконец, прекратить жить от катастрофы к катастрофе с закрытыми глазами, надеясь, что уж на этот-то раз пронесет, тогда годы и десятилетия «напрасной», «падающей в пустоту» пропагандистской работы дадут себя знать - если, конечно, останутся еще люди, способные вести такую работу и действительно ее ведущие.

капитализм, современность

Previous post Next post
Up