Тройной агент

Mar 21, 2024 21:34

Принято считать, что ЦРУ советских вербует офицеров на вершине их службы. Тогда есть и доступ к государственным тайнам, положение, авторитет и уважение коллег, которыми можно пользоваться. Но в исключительных случаях потенциальных предателей "разбирают ещё щенками". История рядового сотрудника ГРУ Геннадия Сметанина началась именно так: никому не известный шпион, попавший в первую командировку не куда-нибудь в Монголию, а в Лиссабон, начал двигаться по службе значительно быстрее своих коллег. Помогали этому и незаурядный ум, и другие способности: умение подмечать неочевидные детали, знание двух иностранных языков (португальского и французского), а также исключительная психологическая стойкость.





В начале 80-х, когда холодная война была в самом разгаре, "комитетчики" и контрразведка ГРУ нередко устраивали показательный спектакль, в ходе которого задерживали своего же агента, пытаясь "сломать" объект психологически. Свою самую серьёзную проверку Сметанин прошёл блестяще: он был спокоен и не отвечал на вопросы, а говорить начал только после того, как в комнату для допросов зашёл один из его начальников. После этого карьере Сметанина дали зелёный свет - он получил новую служебную квартиру в Лиссабоне, но на зарплате его карьерные успехи отражались незначительно. Поначалу жена Сметанина, Светлана, работавшая в советском посольстве, пробовала торговать западной одеждой и спекулировала валютой, но для качественной европейской жизни этого всё равно было недостаточно.

Любовь за деньги

К дежурному офицеру ЦРУ в Посольстве США в Лиссабоне Сметанин пришёл летом 1983 года - меньше чем через год после начала своей первой зарубежной командировки. В кабинете его приняли холодно: офицеры сразу стали задавать вопросы о допуске к гостайнам и пригрозили, что если тот будет выдавать себя за другого человека, то его данные быстро "сольют куда надо". Но Сметанин подготовился к встрече со своими новыми друзьями заранее: перед приходом в посольство он скопировал список личных дел сотрудников, направленных в Лиссабон для работы на разведку под дипломатическим прикрытием. Среди них было много обычных разведчиков, но особенно ЦРУ заинтересовали двое - Андрей Матвейчик и Георгий Шумарин. Двух специалистов по военной авиации и флоту ГРУ направило для помощи Сметанину, если внезапно будут добыты сведения о военно-морских силах НАТО и другие технические подробности, которые потребуется быстро изучить.

За свои услуги Сметанин потребовал огромную сумму - миллион долларов. После некоторых колебаний американцы выдали ему в три раза меньше денег - 300 тысяч долларов. Взамен забрали документы и взяли со Сметанина расписку, в которой было сказано: "Я, Геннадий Сметанин, принимаю от Правительства США триста тысяч долларов и обязуюсь помогать по всем вопросам". На том и порешили. Из-за ценности поставляемой информации Сметанин получил неофициальное прозвище "голубой". Так его назвал офицер ЦРУ Майкл Мур - заместитель резидента управления в Лиссабоне. Это прозвище пришло ему в голову после игры в покер, где самые дорогие фишки имеют именно голубой цвет. Чтобы не раскрывать агента, ЦРУ сделало Сметанину ценный подарок: для отчёта руководству его снабдили документами из Вооружённых сил Португалии. Разумеется, некоторые из них были настоящими, другая часть - подделкой высшего качества. Эти сведения он передавал резидентуре в надежде на повышение, и ставка на двойную игру сделала своё дело - предатель начал стремительно продвигаться по служебной лестнице.
Помощь алкоголика со стажем



Олдрич Эймс. Фото © Getty Images / Jeffrey Markowitz / Sygma

В работе Геннадий Сметанин соблюдал исключительную осторожность. Он специально не сбрасывал наружное наблюдение контрразведки и встречался с людьми, которых "продавал" начальству как собственные источники в НАТО. Такой спектакль работал два года, однако затем случилось неожиданное: свою помощь контрразведке КГБ и ГРУ предложил глава советского отдела управления внешней контрразведки ЦРУ Олдрич Эймс. Аппетиты у американца были внушительные, однако и ценность информации была исключительной. После того как в ГРУ доставили первую папку с материалами от Эймса, стало ясно: Сметанин - один из предателей, завербованных ЦРУ для работы.

В 1985 году Сметанина отзывают в Москву. Формальная причина - переподготовка. Чтобы усыпить бдительность предателя, его повышают в звании и дают солидную премию. После этого Сметанина отправили в отпуск, который он тоже проводил с пользой для американских хозяев - активно встречался с друзьями и делал снимки на память, подписывая каждую фотографию не только ФИО коллеги, но и его званием и должностью в ГРУ. Эти данные он тайно переправил в ЦРУ, и фотографии, скопированные и подписанные, прошли через руки Олдрича Эймса и позднее легли на стол тогдашнего начальника ГРУ Петра Ивашутина. Последнего новость о предательстве полковника военной разведки едва не повергла в шок: раз в несколько лет Ивашутин лично встречался с кандидатами на повышение в звании, и среди счастливчиков незадолго до предательства был и Сметанин.
Гибель "голубого" агента



Задержание Геннадия Сметанина в купе поезда. Фото © Оборона.Ру

Операцию по задержанию Сметанина подготовили в рекордные сроки. Доверять задержание бывшим коллегам не стали - вместо этого уникальное мероприятие должны были провести сотрудники "Альфы". Осторожность Сметанина после возвращения на родину значительно возросла - полковник военной разведки постоянно менял маршруты и делал всё, чтобы отследить его перемещение было как можно сложнее. Единственной возможностью арестовать предателя стала его поездка в отпуск к матери в Казань.

Туда же убыла и группа захвата подразделения «Альфа» во главе с Владимиром Зайцевым, а также сотрудники военной контрразведки и службы наружного наблюдения. Шпионскую пару планировалось взять там. Однако осуществить эти планы не удалось: Сметанины все время находились в кругу родственников и друзей.

Подполковник Геннадий Сметанин был опытным, матерым врагом. И он преподнес чекистам неожиданный сюрприз.

«В Казани, - вспоминал Владимир Зайцев - подполковник вдруг исчез, растворился. Можно себе представить, какое оцепенение охватило всех, кто был „завязан“ на этом человеке. Несколько дней мы, что называется, землю рыли, перепахивая Казань во всех мыслимых и немыслимых направлениях, изматываясь до седьмого пота и загоняя местных сотрудников».
Однако шпион, как сквозь землю провалился. «Альфовцы» старались найти хоть какую-то зацепку. И Зайцев нашел ее.

Оказывается, кто-то звонил матери предателя по междугородней линии. Звонок отследили. Он был из поселка Козловка от двоюродного брата Сметанина. Поселок рядом с железной дорогой. Родственники шпиона приобрели на поезд Казань-Москва два билета. На тот же день были заказаны и билеты на самолет. Мозаика, наконец, сложилась.

Предателя обнаружили на вокзале. Его с трудом удалось опознать: парик, очки… Решили брать его в дороге, хотя понимали - обстановка сложная: ограниченное пространство вагона, большое количество людей.
После того как переодетые в гражданскую одежду сотрудники "Альфы" задержали Сметанина в тесном коридоре поезда, предателя прорвало на откровения.

Всего за полчаса допроса, прямо в купе поезда, Геннадий Сметанин назвал не меньше тридцати разных фамилий - от своих коллег, которые, как и он, решили предать страну в обмен на деньги, до завербованных им агентов ЦРУ, которые по-прежнему "были готовы к работе". История Сметанина так бы и осталась рядовой в списке предательств времён холодной войны, если бы не одно обстоятельство. Деньги в обмен на разведывательную информацию он получал не только от ЦРУ, но и ещё от трёх разведок - японской, шведской и китайской. Всем им Сметанин "продавал" одну и ту же информацию с разной степенью подробности. Некоторые подробности ради сохранения "секретности" и завесы тайны из документов чёрным спиртовым маркером с непроницаемыми чернилами убирала его жена, набившая к тому времени руку на редактуре секретных документов. Каждый факт передачи данных Сметанин фиксировал в специальной тетрадке, которую возил с собой. Благодаря ей офицеры КГБ поняли, что жадность предателя заставляла его не только предавать своих коллег, но и обманывать тех, кто мог расправиться с ним в любой момент.

Церемониться с предателем не стали - летом 1986 года суд признал супругов Сметаниных виновными по статье 64 УК РСФСР "Измена Родине". Геннадия как зачинщика и самого главного человека в этой истории приговорили к расстрелу. Его жена Светлана получила пять лет колонии строгого режима, после чего освободилась, долгое время жила в Москве, а в 90-х эмигрировала в США.

https://dzen.ru/a/Zfbqdh2Y4QmjJemW

Шпионы, Спецслужбы, Предатели

Previous post Next post
Up