Вспомним из Агаты Кристи: "...поскольку большинство врачей ничего не знают о мало-мальски редких ядах, то, возможно, сотни случаев отравления вообще прошли незамеченными".
В романе русского историка и писателя (вторая половина XIX века) П. Н. Петрова "Екатерина I" можно встретить следующий диалог:
- Меншиков: Есть злое намерение против тебя. И мне грозят, слуге твоему.
- Екатерина: Заговор? Скажи прямо!..
- Меншиков: Есть, есть в Питере английские клевреты...
Портрет Екатерины I. Ж.-М. Натье (1717)
Несомненно, это вымысел автора. Но основан он на реально существовавших слухах о заговоре против Екатерины, целью которого было отправить её, по её же шутливому выражению, "цветники поливать на том свете". Н. П. (Франц) Вильбоа: "Говорили, что она была отравлена. Подозрение, справедливо ли оно было или ложно, пало на князя Меншикова, потому что он тайно поддерживал сторону Великого князя Московского (внука Петра I - В. П.), которого решил сделать своим зятем".
В октябре 1726 года министр иностранных дел Франции граф де Морвиль, пользуясь секретными источниками информации, извещал своего посланника Кампредона: "...царица жить не может, ибо кровь у неё совершенно заражена". В. Рихтер в своих "Врачебных замечаниях о последней болезни и кончине императрицы Екатерины I" писал: "Существует мнение, что... она скончалась от яда, данного рукой врача" (Цит. Б. А. Нахапетов). Б. Х. Миних писал (1774), что после смерти Екатерины в столице распространялись слухи о её "отравлении засахарённой грушей, которую ей преподнёс граф Девиер". Историк Н. И. Костомаров: "Говорили, что ещё летом 1726 года ей подали чего-то лихие люди, но такие толки не были основаны на верных данных, которыми в настоящее время история имела бы право основываться".
Как мы видим, императрица Екатерина I не избежала циркулировавших в обществе слухов о её насильственной смерти. Такие же, кстати, разговоры имели место в связи с кончиной Петра I, Петра II, Александра I, Николая I и других российских самодержцев...
Каковы же реальные причины ухудшения здоровья и последовавшей за тем смерти Екатерины? Беру на себя смелость на основании имеющихся материалов и свидетельств составить заключение о них с позиций современной медицины.
Начну с того, что смерть Екатерины не была скоропостижной, как это утверждается в ряде работ о ней. М. И. Семевский40 сообщает: "26 мая (1724 года - В. П.), во вторник, когда Пётр был где-то в отлучке, с Екатериной делается сильнейший припадок, род удара. Больной немедленно пустили кровь. Она очень ослабела. 31 мая ей опять стало хуже. К 16 июня состояние улучшилось". Это первое конкретное сообщение о болезни Екатерины, которое мне встретилось в литературе. Первое, но очень важное для клинициста. "Род удара", - указывает Семевский.
Речь, фактически, идёт о нарушении мозгового кровообращения, известном ещё как апоплексический удар. Судя по приведенным выше скупым строчкам, этот удар был "преходящим". Коварство последнего состоит в том, что отсутствие параличей, довольно быстрое восстановление речи и исчезновение головной боли вводит в заблуждение пациента, который нередко отказывается выполнять советы врача. Данная форма апоплексии - это, по сути, не свершившийся инсульт, который может позднее, всё же, произойти. Попутно замечу, что в случае с Екатериной восстановление её самочувствия произошло лишь к концу третьей недели от начала приступа, что свидетельствует серьёзных проблемах со здоровьем, которые уже имели место у императрицы.
Что же послужило причиной этого "удара"?
Обычно острое нарушение мозгового кровообращения развивается на фоне: гипертонической болезни; болезней сердца (клапанных пороков, нарушений ритма его сокращений), сопровождающихся сердечной недостаточностью; атеросклероза головного мозга.
Чуть выше я уже упоминал, что Екатерину с некоторых пор стали беспокоить приступы одышки (кто-то пишет, удушья), сопровождавшиеся изнурительным кашлем и др.. Прусский посланник Густав фон Мардефельд сообщил в апреле 1727 г: "...царица в прошлую субботу заболела вторично старою болезнью и притом так сильно, что она причастилась, и во дворец были призваны все министры и весь генералитет. Но, слава Богу, в ночь с воскресенья на понедельник... она дышать стала свободно, в чем состояла главная болезнь её". Основным проявлением "главной", "старой" её болезни, таким образом, являлась одышка, что имеет принципиальное значение для диагностики.
Наряду с одышкой у неё стали отекать ноги, причём, отёки были настолько выражены, что доходили до бёдер (из депеш европейских посланников при российском дворе). При этом стала обращать на себя внимание нездоровая полнота, в связи с чем "врaчи полaгaли, что у неё водянкa". Одышка, отёки нижних конечностей, общая пастозность мягких тканей - все эти симптомы являются проявлением сердечной недостаточности. В связи с этим можно полагать, что и острое нарушение мозгового кровообращения, имевшее место у Екатерины в мае 1724 года, было следствием какого-то заболевания сердца. "Водянка", с которой связывали врачи нездоровую полноту Екатерины, есть ни что иное, как скопление жидкости в полостях тела (в данном случае, плевральной и брюшной) в связи с развитием застоя крови в большом и малом круге кровообращения.
Итак, налицо клиническая картина тяжёлой формы хронической сердечной недостаточности. Но... в связи с каким заболеванием сердца развилась у Екатерины хроническая сердечная недостаточность? Как известно, причинами последней обычно являются атеросклероз сосудов сердечной мышцы и пороки сердца. В "Записках фельдмаршала графа Миниха", современника Екатерины, читаем: "6 мая 1727 года императрица Екатерина скончалась от сильного ревматизма". "Она проводила по много часов... в холодных походных условиях и на постоялых дворах... [Видимо, от такой жизни] у Екатерины развился жесточайший ревматизм". О ревматизме пишет автор статьи "Екатерина I" в Википедии.
В бытовом понимании ревматизм это заболевания суставов, возникающее с возрастом. Но это неверно. Со студенческой скамьи мне запомнилось образное выражение французского врача Ласега: "Ревматизм лижет суставы, плевру и даже мозговые оболочки, но больно кусает сердце". Одним из проявлений ревматического поражения сердца является воспаление его внутренней оболочки (эндокарда), сопровождающееся изменением сердечных клапанов (их деформацией или разрушением). Как следствие, это приводит по мере прогрессирования патологического процесса к тяжелейшим нарушениям кровообращения. Не вдаваясь в детали вопроса, скажу лишь, что изменениям может подвергаться вся клапанная система сердца, а не только один из клапанов. На основании имеющейся информации я не берусь твёрдо судить, какой конкретно из клапанов сердца императрицы, все ли они были вовлечены в патологический процесс. Можно лишь утверждать, что к моменту восхождения Екатерины на престол заболевание в своём развитии зашло уже, как говорится, довольно далеко, на что указывают и наличие одышки при малейшей физической нагрузке, и даже приступы удушья, мучительный кашель, а также отёки нижних конечностей, пастозность мягких тканей. Могу, в то же время предположить, что речь идёт о сужении (стенозе) аортального клапана: одним из характерных проявлений этого порока являются как раз симптомы ухудшения мозгового кровообращения (конвульсии, потеря сознания), повторявшиеся у Екатерины с октября 1725 года...
Иоганн Готфрид Таннауер. Портрет императрицы Екатерины I 1720-е гг. Холст, масло
Государственный исторический музей
О повторных лихорадочных состояниях у императрицы сообщают французские дипломаты Кампредон и Маньян. П. Н. Петров: "[Её] недуг загадочен - явно поражены лёгкие... Стеснено обращение крови, весьма загустевшей, отчего распухают ноги, мутится память" (кстати, "помутнение памяти" - одно из проявлений нарушения мозгового кровообращения). Е. Анисимов сообщает о "почти непрерывных воспалениях легких, которые не оставляли Екатерину все её короткое царствование". Видимо, слово "непрерывные" нам следует принять с оговоркой, заменив его словом "частые". И действительно, при тяжёлых нарушениях кровообращения, а у Екатерины их можно отнести по степени тяжести к 3-4 классу (т.е. максимальному), с заинтересованностью в том числе, малого, лёгочного, круга кровообращения, наблюдаются частые пневмонии, которые именуются застойными.
Коротко о них: в бронхах скапливается густая и вязкая мокрота, что способствует активизации местной, условно-патогенной, и привнесенной патогенной микрофлоры, вызывающей развитие воспаления лёгочной ткани. Опасность застойной пневмонии состоит в том, что, развиваясь у людей, уже страдающих тяжёлым хроническим заболеванием, она нередко становится непосредственной причиной гибели пациента. Клинически застойная пневмония ничем не отличается от первичных её форм, за исключением нарастания признаков сердечной недостаточности.
Очередная пневмония стала последней в её, недлинной, по современным понятиям, жизни. Вот как она развивалась. За полгода до кончины её общее состояние значительно ухудшилось: мучила одышка, отекали ноги. Она ещё пыталась преодолевать недомогание, выходила из спальни, и даже дала бал по случаю дня рождения дочери Елизаветы. В этом сказывался сильный характер императрицы. Десятого апреля 1727 г у неё повысилась температура тела, участился кашель и появилась одышка в покое. Предполагаю, что речь шла об острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), возможно, аденовирусной, с явлениями бронхоспазма. На это указывает то обстоятельство, что на фоне лечения (какого конкретно, выяснить не удалось) к шестнадцатому апреля наступило улучшение в самочувствии императрицы ("с нею сделался сон... и после того ей стало как будто легче"). Обычно, не осложнённые формы ОРВИ завершаются к 6-7 дню от начала заболевания. Появилась надежда, что Екатерина выкарабкается из очередной напасти. Увы, двадцать второго апреля наступило резкое ухудшение в состоянии больной. Клиницистам известно, что если на стадии выздоровления от ОРВИ наблюдается резкое обострение имевших место ранее симптомов болезни, в частности, интоксикации, катаральных, дыхательной недостаточности, то речь идёт о присоединении бактериальной инфекции с развитием воспаления лёгких. В случае с Екатериной этому способствовал, как врачи говорят, неблагоприятный соматический фон: ревмокардит с проявлениями сердечной недостаточности.
Вот как описывает дальнейшее течение болезни Екатерины вплоть до кончины её личный врач, лейб-медик Иван-Богдан Блументрост: "Ея Императорское Величество впала в горячку; кашель, который она и прежде сего имела, токмо не весьма великой, стал умножаться, також де и фебра приключилась и в большее бессильство приходить стала, и признак объявила, что несколько повреждения в лёгком быть надлежало, и мнение дало, что в лёгком имеет быть фомика (абсцесс - В. П.), которая за четыре дня до Её Величества смерти явно оказалась, понеже, по великом кашле, прямой гной, в великом множестве, почала Её Величество выплевывать, что до Её Величества кончины не преставала, и от тоя фомики, 6 дня мая, с великим покоем преставилась".
Читая запись Блументроста, я не перестаю удивляться возможностям человеческого организма: две недели боролась Екатерина с грозной болезнью - без антибиотиков, лекарств, улучшающих сердечную деятельность, капельной терапии. Обращаю внимание, что пневмонии, осложнённые образованием крупных гнойных полостей (что имело место в данном случае), протекают особенно тяжело, способствуя летальному исходу.
Не знаю, верить этому, или нет, но "незадолго до смерти она вздумала прокатиться по улицам Петербурга, на которых царила солнечная весна, но вскоре повернула назад - не было сил даже ехать в карете". Если это и имело место, то, видимо, до двадцать второго апреля, т. е. в том небольшом временном отрезке, когда ей стало несколько лучше. В течение последующих двух недель её мучили рецидивы "удушья, несколько раз теряла сознание, бредила". "В день кончины императрицы смерть как бы отступила от своей жертвы, и к ней вернулось сознание", однако со второй половины последнего дня она вновь начала бредить. Около больной императрицы неотступно находилась её старшая дочь Анна Петровна.
"В 9 часу пополудни" 6 (17) мая 1727 года, всего через два года и три месяца после вступления на престол, прожив 43 года, Екатерина скончалась. Полагаю, что смерть наступила по причине несовместимой с жизнью лёгочно-сердечной недостаточности.
Посмертный диагноз
Основной:
Ревмокардит. Стеноз аортального клапана (?). Сердечная недостаточность 4 класса
Сопутствующий:
Застойная пневмония. Абсцесс лёгкого. Дыхательная недостаточность 2-3 степени
Осложнения:
Нарушения мозгового кровообращения
Есть мнение, что основной причиной смерти Екатерины I явилась чахотка. Указания на это можно встретить в работах некоторых авторов. Как справедливо заметил П. Н. Петров, "чахотка, но необычная".
И действительно, вместо похудания - рост массы тела, ни единого упоминания о кровохарканье (см. заключение Блументроста), а ведь эти два признака считаются важнейшими при клинической диагностике туберкулёза. И в тоже время, налицо признаки тяжёлого поражения сердца. В среде врачей встречается такое серьёзно-шутливое выражение: "Мнения учёных разошлись". Это как раз тот случай...
Хоронили Марту-Екатерину в ещё недостроенном Петропавловском соборе. Плотно закрытый гроб с телом императрицы поставили на катафалке под балдахином, обитом золотой тканью, рядом с гробами Петра I и их дочери Натальи Петровны (оба они скончались ещё в 1825 году) в южном нефе собора перед иконостасом. Все три гроба были преданы земле одновременно лишь спустя четыре года (в 11 часов утра 29 мая 1731). Во время погребения Екатерины I был произведен пятьдесят один пушечный выстрел.
Могила Екатерины I в Петропавловском соборе
Так закончилась эта удивительная жизнь, доказывающая, что в нашем мире всё же есть место чудесам. Но этого чуда восхождения от корыта портомои до престола Российской империи не было бы, если бы не было другого чуда: рождения женщины, одарённой талантами, и сумевшей эти таланты реализовать. "Талант - это поручение от Господа Бога", - сказал когда-то поэт Евгений Баратынский. Кто знает, может, Бог и привёл к ней пастора Глюка, что и стало для неё первой ступенью восхождения. Я не берусь судить, что было основным в этом "поручении": сыграть роль верной подруги Петра Великого, помогая ему в его деяниях, или, взойдя на престол, продолжить дело Петра.
Слишком мало времени ей было для этого отпущено. Установлено (профессор Джим Фоулз), что продолжительность жизни одарённых людей в среднем на 14 лет короче, чем обычных. Так и произошло. Н. И Костомаров: "...можно признать к ней за особенную милость Провидения, что она пережила своего супруга только двумя годами и тремя месяцами. Кто знает, что ожидало бы её в этом омуте козней сталкивавшихся между собою временщиков, коварных себялюбцев, алчных корыстолюбцев, старавшихся один другого утопить, чтоб самому стать повыше... Судьба избавила её от этого искушения".
https://www.netslova.ru/paikov/ekaterinaI.html