Верный казак императрицы

Dec 30, 2021 21:04

Казак, про которого есть композиция в музее Дании, Тимофей Ящик, 13 лет служил вдовствующей императрице Марии Федоровне, последовал за ней за границу и вдохновляет своим примером современных датчан.
Тимофей Ксенофонтович Ящик родился 20 апреля 1878 года в станице Новоминской Ейского уезда Кубанской области. В 18 лет Тимофей женился, его первая жена Марфа родила ему 9-рых детей. В 21 год он был призван на военную службу в 1-ый Ейский полк. Вскоре его шумный характер и запоминающаяся внешность (Тимофей был под 2 метра ростом и носил солидную бороду) приглянулись генерал-адъютанту князю Голицыну, и тот взял Ящика в свой конвой.



Тимофей Ящик


Голицын был главноначальствующий гражданской частью и главнокомандующий войсками на Кавказе. Тимофей многому научился на службе у него и окончил школу унтер‑офицеров. В 1906 году князь Голицын уходит в отставку, рекомендуя своего ординарца Тимофея Ящика в лейб-гвардейскую кубанскую сотню. В качестве гвардейца Тимофей прослужил ещё год в Санкт-Петербурге и вышел в отставку в 1907 году. До 1912 года он жил со своей семьёй в станице Новоминской и занимался сельским хозяйством.



Тимофей с женой Марфой и детьми

В 1912 году Тимофея опять призывают на службу и опять в лейб-гвардию. Ящик отслужил там 2 года, когда императору Николаю Второму понадобился камер-казак. Устроив смотр казацким сотням лейб-гвардии, и поговорив с Тимофеем про его старшего брата, который тоже служил в лейб-гвардии, государь выбирает Ящика на должность камер-казака. В обязанности Тимофея входило просто всегда быть при царе, исполняя роль личного телохранителя, и выполнять небольшие поручения.



Тимофей возле поезда императора

Должность камер-казака была ротационная, и через 9 месяцев Тимофея освободили от нее. При этом государь подарил казаку золотые часы с гравировкой и порекомендовал Тимофея в личные телохранители вдовствующей императрице Марии Федоровне. Именно на этой службе было суждено проявиться всей преданности кубанского казака.



Тимофей несёт цесаревича рядом с императором и императрицей

Перед зачислением на службу к императрице Тимофей успел побывать на фронте в 1915 году, но особо ничем не отличился. Служба при императрице была спокойной. Всего у Марии Федоровны было 3 телохранителя, но один был уже очень старый - 85 лет - и его держали из уважения к былым заслугам. Так на Тимофея легло бремя 50% времени быть подле императрицы и защищать ее. С тех пор он уже никогда не покидал эту женщину.
Сначала служба была в Санкт-Петербурге - Мария Федоровна жила в Аничковом дворце. Затем в 1916 году она и ее двор переехали в Киев в Мариинский дворец.

После получения известий об отречении сына от престола, императрица сразу же поехала в Могилёв, где была ставка Николая. С ней же поехал и Тимофей Ящик, больше они не вернутся домой. После общения с сыном императрица вернулась в Киев, но ей практически сразу же предложили переехать в Крым, причем предложение было формальностью. Тимофей последовал за Марией Федоровной.



Императрица Мария Федоровна с сыном императором Николаем Вторым

Жизни в Крыму по сути была ссылкой для императрицы и ее дочерей, которые вскоре переселились поближе к матери. Мария Федоровна в ноябре 1917 года писала своему сыну Николаю: "У меня только остались Ящик и Поляков, которыми я не могу достаточно нахвалиться, такие чудные верные люди…"
После захвата Крыма немцами, переворота в Германии и отступления немцев на Крым надвигалась гражданская война. Командующий британскими военно‑морскими силами в Севастополе посещает вдовствующую императрицу и сообщает, что король Георг V, ее племянник, предоставляет в её распоряжение английский военный корабль для эвакуации вместе с семьёй из Крыма. После долгих раздумий и колебаний в апреле 1919 года императрица и ее двор покидают Россию на дредноуте "Мальборо". Тимофей Ящик последовал за императриецей. Он сделал попытку выписать к себе жену и детей, но безуспешно.

В Лондоне у телохранителей императрицы впервые за долгое время появилось свободное время. Тимофей Ящик начинает вести дневник, который затем оставит своей жене во время последнего визита на Родину.



1875-1879. Александра Датская и цесаревна Мария Фёдоровна

После Лондона вдовствующая императрица направляется на родину - в Данию. В Копенгагене она проживет остаток своей жизни. Так и Тимофей попадает в Данию.



Документы Тимофея Ящика

Императрица очень беспокоилась за дочерей, что остались в России, где бушевала гражданская война. Особенно за Ольгу Александровну, что со семьёй осталась на Кубани. За дочерью Мария Федоровна посылает самого надёжного своего человека - Тимофея Ящика. И Тимофей не подвел императрицу. Он нашел семью Ольги Александровны в Ростове-на-Дону и сумел вывезти всех через Новороссийск - Стамбул - Югославию.



Императрица с дочерью Ольгой Александровной и сыном Михаилом Александровичем

Скорее всего именно в эту поездку казак в последний раз виделся с женой и оставил ей свой лондонский дневник. В 1922 году жена Тимофея Марфа была расстреляна, и, так как расстреляно было большинство членов семьи, 9-рых детей разобрали дальние родственники, и многие контакты и связи были утеряны впоследствии. Однако, Тимофей знал, где его старший сын Константин, и прилагал все усилия, чтобы забрать его к себе, даже императрица обращалась с такой просьбой к дипломатам. Но все было тщетно и Константин умер от голода в 30-е годы.

Долгое время Тимофей был неутешен, но в 1925 году обвенчался с датчанкой Агнес Обринк. Ради Тимофея Агнес выучила русский язык, сменила веру на православие и взяла имя Нина. Брак, конечно, благословила императрица, которая в качестве свадебного подарка подарила деньги, на которую новая семья приобрела бакалейную лавку в городке Валби.



Тимофей со своей второй женой Ниной

До самой смерти Марии Федоровны Тимофей Ящик был с ней рядом. Когда пришли страшные новости про расстрел семьи бывшего императора, Тимофей стал ночевать с заряженным пистолетом у дверей спальни Марии Федоровны - вдруг и сюда дотянутся большевики.
После смерти Марии Федоровны в 1928 году Тимофей три дня стоял у гроба неотлучно. Именно он положил тело императрицы в гроб. После погребения Ящик вышел в отставку. Он служил своей госпоже 13 лет без отдыха.



Тимофей Ящик сопровождает императрицу в Копенгагене

В отставке он и его жена жили на прибыль от бакалейной лавки. Мария Федоровна оставила ему немного денег по завещанию, и Тимофей купил дом для себя и жены. Детей у них не было, и одним из развлечений было сидеть у камина, когда Тимофей рассказывал про свою жизнь, а Нина записывала. Благодаря этому у нас есть воспоминания Тимофея Ящика. Датский язык он так и не выучил, так что записи на русском. Скончался казак в 1946 году. Похоронен на русском участке кладбища Ассистенс в центре Копенгагена. Рядом с ним покоится и его вторая жена Нина (Агнес), скончавшаяся в 1952 году.



Тимофей Ящик на пороге своей лавки

В музее Вооруженных сил в Копенгагене есть композиция, посвященная русскому казаку Тимофею Ящику.
"Тимофей Ящик привлек внимание нашего музея даже не столько потому, что был близок к Марии Федоровне, урожденной датской принцессе Дагмар, - говорит госпожа Еневолдсен, сотрудница музея. - Для датчан он стал символом воинской верности, безоговорочного исполнения присяги. Ведь наш музей кроме исторического назначения выполняет еще и воспитательную функцию. Время от времени мы устраиваем выставки, посвященные лейб-казаку, напоминая нашим соотечественникам, в том числе и людям в погонах, что значит "служить до конца"".
Не без помощи музея воспоминания Тимофея Ящика были изданы небольшим тиражом в России в 2004 году.



Императрица Мария Федоровна в Дании

Из рассказов Тимофея Ящика:

Отречение Николая II от престола
"На третий день императрица пригласила сына на ужин в свой вагон-ресторан. В четыре часа дня в вагоне неожиданно появились три посланника новой власти, которых было легко отличить от остальных по красным бантам. Вежливо, но твердо они сообщили, что они прибыли, чтобы забрать царя в Петербург, где его присутствие было необходимо. Царь знал, что игра проиграна, он тут же поднялся и попросил разрешения пойти попрощаться с матерью. Императрица обняла его, нежно расцеловала и благословила. Она очень плакала в этот момент, я раньше никогда не видел, чтобы сильная датская принцесса так рыдала. Царь тоже всплакнул, затем надел шинель, папаху и объявил, что готов ехать. Это была последняя встреча матери и сына..."

Заточение в Крыму
"Это был маленький рай, но в то же время - наша тюрьма. Мы практически не общались с охраной, но вскоре после нашего приезда императрице четко приказали, по каким дорогам она может передвигаться и как далеко уезжать в своем авто… После того как Керенский потерял власть в ноябре 1917 года, охрану дворца усилили, контроль за нами ужесточился. Вскоре у императрицы реквизировали машину. Тогда же нам урезали продуктовый рацион до полутора кило хлеба в день на человека. Это была солдатская дневная норма в царское время - власти показывали, что царская семья не должна получать больше, чем солдаты."

Под охраной крымских татар
"Однажды мы пережили беспокойную ночь. Вокруг шли бои, а у нас самих оружия не было. Правда, охрана была сильной, а комендант, хотя и самого разбойничьего вида, оказался настоящим мужчиной. Это был бывший унтер по фамилии Задорожный. Мы понимали, что опасность близка. Я и Поляков (другой телохранитель императрицы. - А С.) встали у дверей с большими палками в руках, чтобы тепло встретить нападающих. Когда опустилась ночь, вокруг дворца разбили лагерь толпы крымских татар, вооруженных чем придется - от палок до ружей. Лишь потом выяснилось, что татары собрались для нашей защиты! Как только среди них пронесся слух, что императрица в опасности, они стеклись ко дворцу, чтобы усилить охрану. Это было неожиданное свидетельство преданности татарского населения. Однажды мы обнаружили, что караул исчез. Поначалу мы ничего не поняли, решили, что произошла ошибка при смене караула, но потом все выяснилось: в Крым пришли немцы."



Тимофей Ящик на фоне автомобиля императрицы

Смерть царя
"Как-то раз ранней осенью во дворец приехали три германских офицера, долго разговаривавших о чем-то с гофмаршалом. Как только они отбыли, Долгорукий поднялся к императрице и доложил о состоявшемся разговоре. Немцы сообщили, что на следующий день в русских газетах появится сообщение, что царь, его жена и их пятеро детей убиты в Екатеринбурге. Но нам не следовало этому верить, поскольку немецкие офицеры уверяли, что вся царская семья спаслась бегством. Вскоре все в доме знали о визите и состоявшейся беседе. Когда я вскоре после того был вызван к императрице, то заметил, что настроение у нее было приподнятым, она выглядела радостнее, чем обычно.
На следующий день нам принесли газету, в которой описывалось убийство. Мы прочли статью с улыбками, поскольку знали, что это все было неправдой…"

взято: layrrin жж "верный казак империатрицы"

Романовы, История, Российская империя

Previous post Next post
Up