ГДЕ НА САМОМ ДЕЛЕ НАХОДИТСЯ ПОДЛИННЫЙ ОБРАЗ КАЗАНСКОЙ БОГОРОДИЦЫ?
Судьба святынь неотделима от судьбы народа, которому они принадлежат. Народ, отошедший от Бога, теряет свои святыни. Народ, возвращающийся к Богу, обретает их. В XX столетии погибло множество русских святынь, как гибли миллионы русских людей. Многие святыни и люди оказались в рассеянии за пределами своего Отечества. Некоторые святыни ныне "заключены" в музеи, иные хранятся под спудом до тех пор, пока мы не окажемся их достойны, пока не взыскуем их плачем о своих грехах. И когда окончится срок хождения по пустыне в поисках обетованной земли - Святой Руси, Господь возвратит прежние святыни и явит новые. *****
Казанская икона Пресвятой Богородицы особенно почитается в России. Этот образ есть в каждой православной семье и в каждом храме. Известно множество чудотворных списков Казанской иконы. Сам же образ, явленный в Казани в 1579 году, был украден в 1904 году и до сих считается утерянным.
В своей статье журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова убедительно рассказывает, что явленный образ всегда оставался в Казани.
Предположительно, в настоящее время икона находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище г.Казани.
ТАИНСТВЕННАЯ СТАРУШКА
Несколько лет назад, во время престольного праздника в старообрядческом храме Казани после службы, крестного хода и праздничной трапезы подошла к одному из приезжих зарубежных архиереев скромная старушка. Она протянула открытку, на которой была изображена Казанская икона Божией Матери, и радостно сказала:
- Вы не были раньше в Казани и не видели настоящую явленную Казанскую икону? Пойдемте! Я знаю, где она находится сейчас! Я вам ее покажу!
Не то Владыка плохо понял, не то сильно торопился по другим делам, но он улыбнулся учтиво и прошел мимо. Старушка грустно двигалась вдоль изгороди у храма, поставила открытку с образом на щербатые кирпичи. Люди быстро разошлись. Чудесный лик на маленькой открытке едва заметно улыбался.
Чудотворный лик Казанской иконы Божией Матери
ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО СПИСКОВ
Если в столице Татарстана спросить, где находится известная Казанская икона, каждый человек ответит по-разному: в том месте она, или в этом. Если последовательно обойти все указанные храмы Казани, то действительно, в каждом можно обнаружить свой чудотворный лик Богородицы. Все иконы - древнего письма, находятся в богатых киотах, умилительные и благообразные с виду. Люди обращаются к Казанским иконам Богородицы чаще, чем к другим. И всем Царица Небесная помогает. У каждой иконы висят золотые кольца и предметы - свидетельства благодарных людей, что их молитвы услышаны Богом.
Казанская икона Пресвятой Богородицы
Казанская икона Богородицы - самая популярная в России. До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий и согласий, чтобы увидеть Святыню и помолиться Ей. До 70% доходов городу приносили паломники. В настоящее время поток туристов к Казанской иконе увеличивается с каждым годом. При возрожденном Казанском Богородицком монастыре создан паломнический центр. Но мало кто ищет явленный образ. Все едут к Ватиканскому списку.
В чем же ценность оригинальной иконы, почему наши предки так благоговейно чтили и берегли его?
УТРАТА ЯВЛЕННОЙ ИКОНЫ
В ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Стоян Чайкин проник за стены Казанского Богородицкого монастыря, связал сторожа, взломал двери главного храма и унёс две иконы - Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божьей Матери.
Предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления гласило: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей…»
Стоян Чайкин
Сыщики задержали вора по горячим следам. На вопрос, где иконы, он ответил, что оклады с них проданы, а сами образы порублены топором и сожжены в печи.
Дореволюционная фотография киота из Казанского Богородицкого монастыря
"ВАТИКАНСКАЯ" ИКОНА
Многие люди сомневались, что чудесный лик был уничтожен. Скорее всего, вор Чайкин продал его. Ведь он не мог не понимать, что сам образ стоит гораздо дороже любого оклада. Спустя почти век после похищения Казанской иконы в Россию вернулся образ, который многие люди считали тем самым явленным ликом, украденным в 1904 году. Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, совершив кругосветное путешествие.
Казанская икона Пресвятой Богородицы на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке в 1964 г.
В первые годы советской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, в этом потоке переправлен был на Запад и так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. В одном из материалов Казанского епархиального управления был подробно описан «путь иконы домой»:
«В 1928 году старинный список выкупил Норман Вайс. Список попадает в Англию и вскоре находит нового “хозяина”, им становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес.
В 1953 году коллекционер покупает замок Фарлей Касл в английской провинции Беркшир. Приобретенный им образ Богородицы был открыт для верующих, стал являть чудеса и получил широкую известность в среде эмигрантов под именем “Черная Богородица замка Фарлей”.
Оклад и Казанская икона (Ватиканский список)
К иконе стали приходить православные верующие, в основном - русские из первой волны эмиграции. Одни эмигранты убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, другие утверждали, что видели ее в столице Российской империи Санкт-Петербурге! А между тем мы знаем, что Московский и Петербургский списки между собой весьма разнятся».
Казанская икона Божией Матери из Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга
Экспертом в 1954 году выступил Николай Ефремович Андреев - историк, литературовед и искусствовед, профессор Кембриджского университета. Был проведен сравнительный анализ трех Казанских Богородичных икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, и сделан вывод: «Образ Казанской иконы Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т.е. 31 х 27 см). Лик Богоматери прекрасен, темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере… Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы... Если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси».
Казанская икона, как мы знаем, особенно прославилась на исходе Смутного времени. Когда в 1611 году народное ополчение отправилось освобождать Москву от поляков, там был первообраз иконы. Именно в память этих событий установлен праздник 4 ноября в честь Казанской иконы Богородицы. После победы для Небесной Защитницы был отстроен Казанский собор на Красной площади. В нем хранился список с явленного в Казани Богородичного образа. Россияне навсегда полюбили этот чудотворный лик.
Но и эта икона оказалась похищенной уже в новые советские времена прямо из алтаря Московского Казанского собора. На этот раз никто не нашел ни похитителей, ни свидетелей преступления. Выходит, что та икона, которая появилась в Англии, могла быть как Казанским, так и Московским образом. Или разные грабители продали за границей несколько чудотворных икон.
Трудно понять, где хранился явленный образ - в Казани, в Москве или в Санкт-Петербурге. Еще труднее разобраться, что за образ в 1962 году прибыл в Сан-Франциско для исследования и продажи.
Представляет интерес заключение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи: «Икона написана на доске из липы, сильно искривленной возрастом, размером 105/8 х 1274 дюйма. ...икона не могла быть написана позже 1450 года по английскому календарю. Икона стала предметом многочисленных тестов в Англии, включая рентгеновские тесты, которые показывают, что она является подлинником»
Выкупленная католиками Казанская икона 21 июля 1970 года, в праздник обретения образа девой Матроной, была передана в церковь Святой Фатимы. Чудотворный образ 1 марта 1993 года увезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола - в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Святейшество сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что хотел лично отвезти ее в Россию.
Президент России Владимир Путин на встрече с Папой Иоанной Павлом Вторым в Ватикане, 5 ноября 2003
*****
ОТСТУПЛЕНИЕ
Наталья Николаевна Чугреева, искуствовед, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:
"Занимаясь историей Казанского образа, мне неоднократно приходилось видеть в России в храмах и домах православных христиан цветные открытки с изображением почитаемой иконы Богородицы Казанской в драгоценном окладе без указания ее даты, происхождения и местонахождения. Известно было, что древний Казанский образ находился в Фатиме (Португалия), а потом передан в Ватикан. Какая же икона хранится в Риме? Все было неясно. Оставался один путь - сделать официальный запрос в канцелярию Ватикана. Через несколько месяцев мне любезно были предоставлены информация о послевоенной истории иконы с некоторыми сведениями об исследовании образа и его цветная фотография, в которой я узнала икону на открытках.
После Великой Отечественной войны почитаемый Казанский образ, украшенный окладом с драгоценными камнями и жемчугом, попал за границу и оказался в Англии. В 1950 году его приобрел для своей частной коллекции в замке Фарли Ф.А. Митчелл-Хеджез, который после консультации, сделанной экспертом по византийскому искусству в музее Виктории и Альберта в Лондоне Кириллом Бантом, считал образ тем самым, который явился в 1579 году в Казани и почитался в России как всенародная общерусская святыня. В 1962-63 годах икона хранилась в Сан-Франциско в специальном помещении банка. Наследники Ф.А. Митчелла назначили за нее цену в 500000 долларов. В Америке также было распространено мнение, что это явленная в 1579 году в Казани икона. Исследование образа в рентгеновских лучах показало, что на иконе нет записей, камни и алмазы на окладе были признаны подлинными.
В 1964 году Казанский образ в драгоценном окладе выставлялся на Всемирной выставке в Нью-Йорке, перед ним молилось множество христиан. Образ помещался в специальной часовне, выстроенной по модели часовни во имя Святой Троицы в Форт-Росс, русском форте, основанном в 1812 году в Калифорнии. Икону предлагалось выкупить видному православному иерарху архиепископу Сан-Францисскому и Западноамериканскому Иоанну (Шаховскому) (1989), с его именем связано становление Автокефальной Православной Церкви в Америке.
В Америке был создан специальный комитет по сбору средств для постройки православного храма, где была бы помещена икона, но это предприятие не удалось. Тогда был поддержан проект, предложенный католической религиозной миссионерской организацией "Блю Арми" - Армией Девы Марии, явившейся в Фатиме (Blue Army of Our Lady of Fatima): поместить икону временно в католическом монастыре в Фатиме, но лишь до тех пор, пока не наступит время для передачи ее Русской Православной Церкви, духовным достоянием которой она является. В Фатиме, святом для западного мира месте, около трех десятилетий множество паломников поклонялись почитаемому образу.
Прошли годы гонений на Церковь в России, однако в 1993 году организация "Блю Арми" передала икону не Русской Православной Церкви, а папе Римскому Иоанну Павлу II в его полное распоряжение. Ныне для возвращения иконы ставится условие личной встречи папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси. Однако в настоящее время она маловероятна: в Западной Украине продолжаются притеснения православных, а на территориях России, канонически принадлежащих Русской Православной Церкви, увеличивается число католических епархий и открываются католические приходы даже там, где католиков исторически никогда не было, то есть происходит наглая католическая экспансия - натиск Ватикана на Восток."
*****
В конце октября 2000 года папой Римским Иоанном Павлом II был принят мэр Казани К. Исхаков, просивший возвратить Казанскую икону Богородицы в Казань к 1000-летию города. Предварительная договоренность, по сообщениям в средствах массовой информации, была достигнута. Вскоре, в день празднования Казанской иконы 4 ноября 2000 года в Казанском соборе в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем слове дал понять, что решать подобные вопросы может только Русская Православная Церковь. Святыня принадлежит русскому православному народу. Святейший Патриарх также выразил сомнение в том, что в Ватикане находится явленная в 1579 году в Казани икона.
А дело было в том, что дипломатия Ватикана предприняла попытку добиться согласия Русской Православной Церкви на приезд Папы Иоанна Павла II в Россию, используя в качестве удобного предлога его предложение передать в дар Русской Церкви некий Казанский образ, хранившийся в личных покоях Папы с марта 1993, неясного происхождения.
В августе 2004 года папа Иоанн Павел II принял решение передать в дар Русской Православной Церкви чудотворную икону Казанской Божией Матери, перед которой он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой.
28 августа 2004 года, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском соборе, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, который поместил ее в своей резиденции.
Делегация католиков передает Патриарху Алексию II Ватиканский список Казанской иконы
В 2005 году, во время тысячелетнего юбилея Казани, все верующие России праздновали возвращение Казанской Иконы Божией Матери «домой». Я снимала документальный фильм о каждом этапе этого чудесного события. На улицах города в эти памятные дни можно было встретить и православных, и католиков, и сестер из Фатимы, и местных мусульман, и атеистов.
Казанская икона вернулась домой
Очень многим хотелось верить, что первообраз жив и находился в Ватикане. Все надеялись, как и предсказывалось, что с момента возвращения чудотворного лика начнется возрождение России. Но явленный образ не вернулся «домой».
Произошел своеобразный подлог. Икона не соответствовала старинным описаниям. Совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Люди не придали этому значения. Паломники приезжают в Казань, чтобы с трепетом приложиться к Казанской иконе… точнее к «Ватиканскому списку».
"ОДИГИТРИЯ" ЗНАЧИТ "ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА"
ТАЙНА СНОВА ОСТАЛАСЬ ТАЙНОЙ.
Улыбка Богоматери на таинственной открытке каждый раз обретала особенный смысл. Казалось иногда, что Богородица не улыбается вовсе, а иногда - просто сияет от счастья. Богородица здесь как живая. Как не вспомнить описания Образов, сотворенных евангелистом Лукой. Они считались источником благодати еще в раннем христианстве. Такой боговдохновенный образ, воздействуя на молящегося перед ним, давал ощущение переживания личной встречи, стирая границы между образом и изображением.
В одном из описаний Казанской иконы можно прочесть: «Насколько умилителен и одухотворен Ее лик! Божья Матерь изображена с головой, преклоненной к Сыну Своему. Богомладенец представлен с благословляющей десницей, а лицо Богоматери излучает такую любовь, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходящее всякое человеческое искусство. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности - сила Божественная, весь лик Его исполнен Божественной красоты».
Что же отличает образ на открытке от Ватиканского списка? На нем, как и на многих Казанских иконах, Богородица смотрит прямо. А на «бабушкиной» открытке Богородица, как настоящая Одигитрия - путеводительница, указывает на младенца! Но не рукой, как мы видим это на Смоленской, Тихвинской и других поясных иконах. Она особым поворотом головы и взглядом дает нам понят, к Кому необходимо устремлять мольбы, Кого просить о спасении.
Эту же деталь заметили искусствоведы. Выступая в 2002 году на конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», Н.Н.Чугреева обратила внимание слушателей на ряд фактов, доказывающих, что мы имеем дело с разными иконами.
Это видно, например, по размерам: Ватиканская икона намного больше Казанской - 31,12х26,49. Размер Казанского образа - 26,7х22,3 см. Как известно, списки всегда больше по размерам, чем оригиналы икон, подчеркнула Н. Чугреева. Она утверждает, что в Ватикане находится список, изготовленный много позже оригинала - в первой половине XVIII века. Это доказывают многочисленные свидетельства специалистов, изучавших Ватиканскую икону по фотографиям.
Знаток иконописи подробно остановилась на различиях, подчеркнув, что со временем сложилась устойчивая и простая иконография Казанской иконы: Богородица изображена без рук, склонена к младенцу, младенец прямоличен, он стоит, а не сидит. Ватиканская икона отличается от более ранних списков тем, что Богородица обращена к молящимся, в то время как на ранних списках Она смотрит на Христа. Обращенный на молящихся взгляд - признак более поздних икон. На Ватиканском списке жест благословения именословный (пальцы руки изображают по две буквы имени - «Исус Христос»), в то время как на ранних образах - двуперстный.
Выступает Н. Чугреева
*****
ОТСТУПЛЕНИЕ
Н.Н.Чугреева:
"Действительно, икона, находящаяся в Ватикане, не может быть явленным в 1579 году в Казани образом Богородицы по нескольким причинам. Видимый красочный слой иконы никак нельзя отнести к XVI веку, предположение о том, что икона записана (наличие позднего слоя живописи на первоначальном), не имеет оснований (результаты рентгена говорят о его отсутствии).
Существует свидетельство, что явленный в Казани образ никогда не реставрировался и сохранялся в киоте под слюдой до его святотатственного похищения из Казанского девичьего монастыря в 1904 году. Размер Казанской иконы, находящейся в Ватикане, - 31,1 х 27 см, он больше явленного образа (26,7 х 22,3 см). Икона также не является московским списком с Казанской явленной иконы, прославившимся во время Смуты в Москве, с которым ополчение Кузьмы Минина и князя Димитрия Пожарского освободило столицу от поляков. Московский список конца XVI - начала XVII веков был чуть больше (27,3 х 24,5 см) явленной иконы, но меньше находящейся в Ватикане, вид московского списка известен по архивной фотографии.
Казанская икона, находящаяся в Ватикане, представляет собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной - серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не "грекофильский", а более "русифицированный", взгляд Ее и Лик более, чем на древних образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века.
По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского, составившего в Америке в 1978 году вторую часть летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, часто бывавшего в Дивеевском монастыре и хорошо запомнившего, как он пишет, своеобразный драгоценный оклад иконы с изумрудами на нимбе Богородицы, рубином в короне, сапфиром внизу, икона Богородицы Казанской, находящаяся ныне в Ватикане, является Казанским образом Первоначальницы Дивеевской общины матушки Александры (Мельгуновой), прославленной 22 декабря 2000 года в лике местночтимых святых."
*****
Но где же хранится сегодня удивительная икона с «правильным поворотом головы»? Я задалась целью найти ее, увидеть. В день, когда Церковь чтит Казанскую икону, я позвонила в Казанское епархиальное управление РПЦ с целью узнать, где служит Владыка Литургию. Мне сказали, что в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. На официальном сайте Казанского епархиального управления указано, что в нем хранится список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса.
Поиски привели в небольшой кладбищенский храм.
Храм во имя Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани
Церковь во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давыда и Константина - единственная, не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены сюда. Среди них - рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского, старинная икона Сергия Радонежского, и «та самая» икона Богородицы.
Увидев ее, я удивилась. Лик был настолько темный, что, казалось, за стеклом нет вообще ничего… (Позже я узнала, что, как и явленная, эта икона скрыта под слоем слюды). Я стала молиться Богородице, чтобы Она явила нам Свой Лик, чтобы «вернулась» к нам. Выйдя из храма, в церковной лавке я увидела множество открыток. Тех самых, что хотела подарить Владыке таинственная старушка. И на всех - обработанный в фотошопе, «высветленный» Образ Царицы Небесной. Я сразу узнала Его! Значит в этом храме хранится настоящая явленная икона?
Киот с Казанской иконой Богородицы в храме Ярославских чудотворцев г. Казани
Если прочитать предание об обретении иконы, можно обнаружить много совпадений. И та и другая иконы скрыты под слюдой и имеют сходные признаки. Известно, что икона была небольшого размера - это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком профессором КДА Г. З. Елисеевым (Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2631. Л. 5-9). Икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Декоративные мотивы оклада XIX в. близки к праздничной ризе явленной Казанской. На внутренней раме размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресвятой Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рожество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение», «Рожество Христово», «Собор Пресвятой Богородицы», «Сретение Господне», «Успение Пресвятой Богородицы», «О Тебе радуется», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы»), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение иконы, на полях рамы изображены святые.
Но самое главное - удивительный взгляд!!! Богородица смотрит не прямо, а на Божественного младенца.
Первым, кто приписал Казанскую к типу «Одигитрия», был патриарх Гермоген. Именно в его «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани» она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия». Поздние исследователи недоумевали, почему икона называлась Одигитрией. Возможно, исследователи не видели этот лик, так явно «указывающий взглядом Путь».
Знаток церковных древностей профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский замечает по этому поводу:
Совершенно непонятно, почему могли назвать Одигитрией Казанскую, когда все тогдашние грамотеи, в том числе и летописцы, хорошо знали, что Одигитрией называется Смоленская икона, перенесенная на Русь еще в 1046 году.
Правда, Казанская явленная икона в «Сказании» Гермогена, а отсюда и в прологе называется Одигитрией, но не списком с Одигитрии. В объяснении такого названия Казанской иконы осмеливаемся предположить, что составитель сказания, написанного через пятнадцать лет после явления иконы, назвал Казанскую икону Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славного Ея Одигитрия по личному соображению.
И.М. Покровский не может найти другой уважительной причины, только как личный «произвол» человека, увидевшего ее. Простой общеизвестный факт «знаток церковных древностей» упускает из виду. Первые копии с явленной иконы делались с учетом правильности композиции, а в Казанской иконе Божией Матери это был особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. Может быть и название определялось поворотом головы, взглядом на Христа?
Часто не всегда обоснованно «уводили» искусствоведы верующих людей от подлинной памяти о явленном образе. И в наши дни нашлись люди, которые «безапелляционно и авторитетно» отвергли версию, что Казанская икона Богородицы из храма Ярославских чудотворцев является подлинником.
При обследовании этой иконы во время проходившей в Казани в 2002 году Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й половине XVIII в. Женщина-искусствовед из Москвы ( Н.Н.Чугреева ) категорически опровергла все обоснования сходства, сказав фразу, которая навсегда засела в моем сознании: «И вообще стиль написания этой иконы не канонический, не древний. Это какой-то южнорусский кустарный стиль».
Но разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? Как раз - наоборот! Не многие из современных людей знают, что современные жители Казни - называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы - пришли на Волжские берега именно с юга.
Главное открытие, которое я сделала в конце сей почти детективной истории, следующее: важность подлинника по сравнению со списком огромна! На копии можно многое изменить, исказив до обратного смысла суть Образа: и голову повернуть, и пальчики «разогнуть», как ни ужасно звучит сие святотатство. Такое - вполне реально, как показали Никоновские реформы. Если же мы имеем подлинник, тем более чудесно явленный нам по Промыслу Божиему, значит все в нем именно так, как и было на самом деле! Господь обращается к нам, желая через сей Образ явить свое Откровение. Он призывает тех, кто «имея уши - слышит, имея глаза - видит». Можно «званым» все рассказать, но они не поймут, не поверят, мимо пройдут… Только «избранные» в последовательности событий, в особенности иконописи или в фактах явления могут различить «суть Послания». И эти Образы раскроют душе искренне верующего человека сокровенные Тайны Божественного Водительства. Познать эти Тайны человеку невероятно трудно, и более того, чем ближе ты, казалось бы, к разгадке, тем дальше ты на самом деле от нее. На духовном пути, который указывает нам Одигитрия, - бесконечной длины дорога, непостижимой высоты горы, ужасной глубины пропасти, но человек призван идти этим путем - вслед за Христом!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«В 1950-1952 году послушница игуменьи Софии монахиня Агафия рассказала архиепископу Сергию (Королеву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из ее точных списков. Еще задолго до кражи игуменьей Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игуменьи, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведен и накануне той злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им:
Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами.
При даче свидетельских показаний на суде поведение игуменьи Софии также было удивительно спокойным. Ее больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы.
Дореволюционная фотография из Казанского Богородицкого монастыря
Получается, что злоумышленники похитили не подлинник иконы Казанской Божьей Матери, а список! Возможно, тот самый, который вернулся в Россию под названием Ватиканского.
Как бы то ни было, но по молитвам будет нам и Откровение. Самое главное и самое радостное открытие, которое ждет нас в конце «расследования» Тайны - это укрепление веры! Сказать убедительно точно, где именно хранится явленный Казанский образ Богородицы - невозможно. Но надежда, что список жив, сияет радостью в сердцах многих людей!
В летописи таких близких народов, как русские и татары, много удивительных моментов, забытых или пока плохо изученных, которые показывают и духовное, и «плотское» родство между славянами - предками русских, и булгарами - предками современных татар. Важно! Особенно важно в наши дни - вспомнить добрые примеры из истории, когда близость между этими российскими народами помогала сохранить крепость и независимость нашего государства. Об этом рассказывают и жития святых - Ярославских чудотворцев и Александра Невского. Для этого и явился нам образ Богородицы в Казани. А мы в погоне за временными земными благами до сих пор так и не поняли возвышенный духовный смысл этого Явления!
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»
Не случайно праздник Народного единства установлен именно 4 ноября, когда Церковь вспоминает помощь Казанской Святыни в борьбе против внешних врагов Российского государства! В единстве народов сила нашей страны. А истоки этого единства можно обнаружить с незапамятных времен!