ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ДУБРОВИЦАХ. ХРАМ С КОРОНОЙ

Oct 29, 2019 23:05

Не далеко от города Подольска что в Южном Подмосковье, в месте слияния двух рек Пахра и Десна в усадьбе Дубровицы есть весьма необычный и не типичный для православной России православный храм - Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, что построил князь Борис Голицын

Его необычность в первую очередь заключается в нетрадиционном внешнем виде: храм представляет собой в основании равносторонний крест с высокой башней посредине, украшенной причудливой резьбой по камню. Вместо купола золотая царская корона. Снаружи храм украшен многочисленными скульптурами из камня, что также не характерно для русского православия.



[Дальше...]

Храм стоит на высоком холме и виден издалека, полное его название - Храм Знамения Богородицы в честь иконы Божией Матери «Знамение».
История и назначение храма Знамения Богородицы в Дубровицах до сих пор вызывает множество вопросов и споров и доподлинно не изучена. Так, например, по непонятным причинам не сохранились имена зодчих и тех, кто храм строил.



Усадьба Дубровицы, на территории которой был возведен столь необычный храм, имела много хозяев. Первым её владельцем в 1627 г. стал боярин Морозов. Затем усадьбу унаследовала его дочь Ксения, ставшая в последствии женой князя Голицына Ивана Андреевича. После её смерти усадьба перешла к её мужу Ивану Андреевичу Голицыну, а после досталась его сыну Ивану Ивановичу, который из-за долгов продал усадьбу Борису Долгорукову.



Через четыре года усадьбу выкупила вдова князя И.И. Голицына и через год продала его своему родственнику Борису Голицыну. Это тот самый Борис Голицын, который был наставником, советником и воспитателем Петра I. Именно Борис Голицын в 1690 г. и начал строительство храма, которое завершилось в 1699 г.



Храм строился в стиле барокко и украшен необычными для того времени скульптурами и резьбой. Для строительства использовались белые камни из окрестных мест. Своей колокольни у храма нет, её заменяет небольшая наземная звонница, которая установлена напротив главного входа в храм.



Несмотря на то, что в 1699 г. строительство храма было завершено, его освещение произошло лишь в 1704 г. Стоит отметить, что закладка первого камня храма и его освещение происходила при участии и в присутствии Петра I.
Позже некоторое время усадьба вместе с храмом принадлежала Гришке Потемкину.



Екатерина II, возвращаясь из Крымского похода в 1787 г. сделала короткую остановку в имении Потемкина. Необычный храм настолько её поразил, что она решила прибрать его к своим рукам. Правда, не себе лично в пользование, а для своего нового фаворита, Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. В дальнейшем усадьба переходит по наследству к его сыну Матвею, который с 1817 года поселяется здесь надолго.



В усадьбе Дубровицы берет начало история тайной организации «Ордена русских рыцарей», основателем которой стал Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Возможно, в связи с этим и появились страсти и легенды вокруг этого необычного храма. Например, многих удивляет, почему в основании храм напоминает крест Тамплиеров, почему среди многочисленных фигур, украшающих храм, можно увидеть птицу Феникс, символизирующую возрождение магистра Ордена тамплиеров Жака Моле и, наконец, почему и для кого в самом храме появились надписи на латыни? Кто-то даже утверждает, что в храме спрятана шпага самого Жака Моле.
Итак, попробуем развенчать некоторые мифы и легенды храма Знамения Богородицы в Дубровицах.



Самая распространенная загадка, которая будоражит умы историков и обывателей, почему царь Петр I смог одобрить строительство такого необычного по форме храма, к тому же украшенного не совсем православными для того времени скульптурами и символами.



Стены оформлены резным орнаментом. В античном стиле также присутствует большое количество статуй.

Несмотря на благосклонность Петра I к Борису Голицыну, тогдашний патриарх тамошних мест Адриан почему-то наотрез отказался освещать столь непривычный русскому человеку храм. Лишь после его смерти храм осветил новый митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Есть предположение, что патриарх Адриан усмотрел, что храм Знамения Богородицы был задуман не как православный, а как католический, посему и отказался совершать обряд.



Всему этому есть некоторые объяснения. Дело в том, что Борис Алексеевич Голицын был весьма образованным человеком и приверженцем западной культуры. Он был частым гостем в Немецкой слободе и имел там много друзей. Мы прекрасно помним, что тяга ко всему немецкому появилась и у юного царя не без помощи его наставника Бориса Голицыны. Не исключено, что постройка собора такой необычный формы была навеяна его тягой и любовью ко всему западному и немецкому, в том числе и католическому стилю барокко.



Голицын свободно говорил по-латыни и в его доме частым гостем были католические священники и духовенство. Миссионер Франциск Эмилиани, часто бывавший у Голицыных в гостях, писал, что Борис Алексеевич всегда отмечал особую красоту католического богослужения, пленявшего души многих московитов. Приверженцем всего немецкого был и Петр I, возможно, поэтому и он отнесся к строительству такого необычного храма весьма лояльно. А храм действительно напоминает католическую церковь.



Есть и ещё одна легенда, которую рассказывают служители храма. Когда юный Петр I приехал в гости к Голицыну в усадьбу Дубровицы, он был очарован красотой здешних мест и, стоя на холме, воскликнул: "Две реки, Десна и Пахра, сливаются за холмом, за лежащим под ним лугом, под острым углом, образуя нос корабля. Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную!



Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было...". Вот Голицын и воплотил в жизнь мечту юного царя, построил некий гибрид католического и православного храма.



С первого взгляда странными и необычные выглядят фрукты, диковинные цветы и виноградные гроздья в орнаменте храма. Но и здесь тоже всё понятно. Дело в том, что Христос Лоза Истинная, Христос Виноградная Лоза - одно из символических именований Христа, основанное на словах Евангелия «Аз есмь лоза, вы же гроздие» (Ин. 15, 5). Так что ничего удивительного в наличие виноградных гроздей на стенах храма тоже нет.



Высота храма 42,3 метра. Цоколь и парапет по кругу украшают каменная резьба и каменная скульптура, до того времени нигде ранее в Подмосковье да и вообще в русских православных храмах не применявшаяся.



Что касается надписей на латыни, то изначально они были сделаны на латинском языке, но во время реставрации в XIX веке по настоянию митрополита Московского Филарета их заменили на славянские цитаты из Евангелия. Позже, в 2004 г. латинские четверостишия были восстановлены.



Перевод этих стихов:

Hora nona Jesus quum omnia consummavit,
Forte clamans spiritum Patri commendavit.
Latus ejus lancea miles perforavit,
Turba tunc contremuit et sol obscuravit.

В час девятый Агнец путь земной свершает.
К небесам взывая, дух Отцу вручает.
Острие копейное бок Его пронзает.
Сонмы содрогаются, солнце тьма скрывает.



Hora completa redditur sepulturae
Corpus Christi nobile, spes vitae futurae.
Conditur aromate, complentur Scripturae:
Ingens sit memoria mortis suae durae.

Время повечерия: гробу предаваемо
Тело благородное, вечной жизни чаянье.
Льются благовония: исполнилось Писание:
Незабвенно Господа Крестное страдание.



В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!»



Доехать до храма Знамения Богородицы в Дубровицах на машине просто. Едем по Варшавскому шоссе в Подольск до площади Ленина и на ней берем правее на ул. Кирова. Через пару километров по указателю «Усадьба Дубровицы» сворачиваем направо на Октябрьский проспект и через пару минут упираемся в ворота усадьбы.



image Click to view



image Click to view


История, Дубровицы, Церкви, Церковь Знамения Богородицы

Previous post Next post
Up