Две жизни Онегина Гаджикасимова

Dec 21, 2024 20:44


В 60-80-х годах прошедшего столетия Онегин Гаджикасимов был одним из самых популярных и востребованных поэтов-песенников в СССР (написано более 100 песен). На его стихи писали песни известнейшие композиторы тех лет, а самые популярные певцы с удовольствием включали их в свой репертуар. Несметное количество зарубежных шлягеров стали достоянием российской культуры благодаря изумительным переводам Гаджикасимова. Он работает со многими звездами советской эстрады - Валерием Ободзинским, Поладом Бюль-Бюль оглы, Муслимом Магомаевым, Юрием Антоновым....



Онегин Гаджикасимов (1937-2002)

Онегин Гаджикасимов ( Оне́гин Юси́ф оглы́ Гаджикаси́мов, азерб. Onegin Yusif oğlu Hacıqasımov ) родился в Баку - столице Азербайджанской союзной республики 4 июня 1937 года .

Родители принадлежали к аристократическим семействам - давшим множество известных в истории и культуре Азербайджана политиков, юристов, врачей, литераторов.
Отец - Юсиф-бей Гаджикасимов (1892-1960), окончил юридический факультет Московского университета.
Мать - Махтабан-ханум Гаджикасимова (1905-1980), знаток русской литературы и поэзии. В год рождения сына отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, и сын был назван в честь любимого героя матери - Евгения Онегина.

* * *



Для того чтобы понять, кем он стал, важно знать, кем он был.
Статный, спортивный, красивый, любимец богемы 60-80-х годов прошлого столетия. Он приехал в Москву из Баку в 17 лет - поступать в Литературный институт. Сдав экзамены, он стал лучшим на своем курсе. Уже в этот период начинают издаваться его рассказы, стихи...

Перспективный, талантливый и обаятельный поэт, создававший также и тексты к песням прославленных эстрадных композиторов. Его романтичная, лирическая поэзия пришлась по вкусу даже режиму того времени. На смену идеологическим текстам песен приходят сонеты, баллады о любви О. Гаджикасимова.

image Click to view



"Восточная песня" - Валерий Ободзинский (муз. Д. Тухманова)

В эфире его песни звучали часто, благо Онегин заведовал отделом концертов по заявкам Всесоюзного радио (в его обязанности входила подготовка передач о советской и западной эстрадах). Он писал сценарии, по которым ставились телесериалы, он везде успевал, а по ночам писал стихи. Жизнелюб, любитель поесть и выпить, угостить и заплатить за всех - таким помнили его друзья! Он обожал женщин, устоять перед ним было невозможно (если я не ошибаюсь - был официально женат четыре раза, про остальных же история замалчивает).

В 1965-м, очень знаменательный год для поэта: написана " Песня птиц" на музыку друга Полада Бюль-Бюль- оглы , а уже на "Новогоднем огоньке", 1966-го Муслим Магомаев и Лариса Мондрус исполняют песню - это, наверное, первый советский клип.



Энергичный, молодой поэт был одержим идеей создания шлягера. И такая песня появляется - это "Восточная песня", которую впоследствии пел тоже молодой и талантливый певец Валерий Ободзинский.
Летом 1970 года происходит немыслимое: в московских магазинах музыки люди часами стоят, чтобы купить пластинку с песнями на его стихи. Тираж проданных пластинок побил все мыслимые рекорды - цифра приближалась к шестнадцати миллионам копий.
В то время песни на стихи Онегина пела вся страна. Слава и деньги сыпались как из рога изобилия.

image Click to view


"Дождь и я" - Олег Ухналев (муз. Романа Майорова)



"Не надо". группа "Цветы" (музыка С.Дьячкова)

В те же, 1970-е годы, на радио появляются иностранные песни, Онегин берется за их перевод на русский. Что меня поразило - так их количество (Битлз, Дж. Моранди, Т.Кутунье, Дж. Дасен,...) - эти переводы поэтичны, пронзительны, и вся страна подхватывает их.
Несметное количество зарубежных шлягеров стали достоянием российской культуры благодаря изумительным переводам Гаджикасимова. Оглушительный публичный успех, успех всюду, в какую бы дверь не входил, обласканный славой, деньгами, вниманием - его всегда ждали...



Но даже талант не защищает гения от человеческой зависти. В 1971 году выходит разгромная статья Льва Ошанина о том, как коверкается русский язык в песнях на примере текстов Онегина Гаджикасимова. Тут же по приказу С.Лапина, возглавляющего Всесоюзное телерадиовещание, размагничиваются плёнки с песнями Гаджикасимова, на концертах автора слов не объявляют, его отлучают и от телерадиоэфира.

Чтобы отвлечься Гаджикасимов выезжает на гастроли по стране. Давно знакомые места выглядят чужими. Кажется, поезда мчатся по краю пропасти. Остановки на путях дальнего следования оказываются тупиками. Рушится всё, что ещё вчера составляло смысл жизни. Он пытается найти опору в душе, но там пусто. И он принимает решение.



Чтобы отвлечься Гаджикасимов выезжает на гастроли по стране. Давно знакомые места выглядят чужими. Кажется, поезда мчатся по краю пропасти. Остановки на путях дальнего следования оказываются тупиками. Рушится всё, что ещё вчера составляло смысл жизни. Он пытается найти опору в душе, но там пусто. И он принимает решение.

"Но что-то случилось - чувствуем мы. Что изменилось: мы или мир?"

- Готовый искать свое "новое место", Онегин теряет из виду тех (думаю, намеренно) кого знал, с кем фиерически ярко проходил по жизни - он снова ищет себя (не знаю, возможно острое желание тишины?).
Вот тут-то у него возникает потребность в изучении религиозной литературы, духовных практик (это был 1985 год). На глаза ему попадается издание Библии. Невозможно в это поверить, но человек неподготовленный, совершенно далекий от глубоких да и не всегда понятных библейских текстов осилил все главы в три дня! Когда он окончил читать, потерял зрение. Фактически ослеп. Зрение восстановилось спустя несколько дней. Но именно в тот момент, по его признанию, когда внешнее зрение было потеряно, открылось внутреннее - духовное зрение.



Осенью 85-го он, никому ничего не говоря, садится в поезд и едет подальше от шумной Москвы. Выходит на отдаленной белорусской станции, идет в православную церковь и принимает крещение (в 49 лет). Этот поступок был продуман и последователен, через полтора года, в 87 году, Онегин сделал окончательный выбор: сжег все свои записи, избавился от всех ценных вещей, отказался от семьи, дружеских застолий и прочих радостей мирской жизни. Около года он прожил в уединении на заброшенной даче, чтобы подготовить себя к монашескому постригу. В декабре 88-го он жертвует все свои сбережения монастырю и приезжает послушником в одну из главных религиозных святынь - в Оптину Пустынь. (Монастырь расположен в двух километрах от Козельска и как бы отделен от всего мира рекой Жиздрой.)

Теперь каждый его день - это приближение к монашескому постригу. Онегину Гаджикасимову 51 год. Нёс послушание привратника. В журнале дежурств расписывался «Гакасимов», скрывая от всех свою прежнюю мирскую славу. 3 декабря 1989 года, накануне престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, был принят в число братии Оптиной пустыни. Назначен комендантом монастыря.

Из письма Онегина Гаджикасимова:

«...вот и истекли 3 месяца со дня моего появления в Богоизбранной Оптине. Месяц стояния суточного на вратах, месяц отдохновения и ещё один месяц различных послушаний. Хорошо, что ещё до монастыря начал готовиться - не спать ночью, ограничивать себя в еде, всё теперь пригодилось. Службы здесь длительные, монастырские, поначалу сложно. Меня перевели в 2-х местную келью. Я только-только сейчас начинаю, кажется, что-то понимать, что-то нащупывать».



Онегин Гаджикасимов никогда не знал того Бога, Которого принял сейчас.
Он был потомком прославленного иранского рода. Его предками были муллы, дипломаты, политики, юристы, литераторы, врачи. Для любого восточного человека связь с предками неразрывна - генетическая память его предков всегда работала на борьбу с христианством.
Найти силы разорвать связь с тем, что веками накапливали и создавали предки, затем воплотилось в тебе, означало уничтожить память о себе...

Возможно, нам не дано понять многое из того, что происходит с нами и вокруг, но для верующего ясно, что эти перемены олицетворяют Господа, проявление Его воли.
И так: через два года после крещения он решает ехать в монастырь и принимает монашеский сан с именем Силуан. Там, в молитвенном подвиге и тяжком труде, проводит некоторое время. У отца Силуана никогда не было прихода, и настоятелем он не был. Но невероятный труд, постоянный подвиг - все это совершенствовало его, и уже он сам представлял собой храм души своей, вмещавшей огромное количество любви, людей, духовных сил и доброты.



Из воспоминаний прихожан:

"Внешне отец Силуан обладал невероятной статью. Высокий, борода и длинные волосы с благородной сединой. И всегда бедно одет, стоптанные сапоги огромного размера. Впрочем, внешнее впечатление производили только две вещи - осанка и взгляд. Смотрел он чаще внутрь себя, но, кроме всего прочего, сильнее была защита, которую он давал своей заботой, равносильным участием в решении самых сложных и самых малых проблем жизни."

"Обладая невероятной мощью характера, своим примером и умением понимать любого приходящего к нему и просящего о помощи, отец Силуан укреплял в вере. О любви он учил всегда, и главным образом выделял ту самую любовь и милосердие. Но величайшего благоговения исполнялся в тот момент, когда говорил о Боге. Временами, поучая в наставлениях, отец Силуан мог быть суров и даже, казалось, строг сверх меры, но сила, с которой он жалел, превышала ту меру в разы. Трепетная и трогательная была его любовь. Потому и истинная. Та, которую так боишься потерять."



Иеросхимонах Симон (в миру Онегин Гаджикасимов)

Последние годы своей жизни и почти все время монашества он проповедовал. Он всегда был открыт для любой аудитории. Проповеди были разными. Образованный, эрудированный, он прекрасно ориентировался не только в духовных вопросах, но и в науке, медицине, искусстве и был во многом просветителем как для верующих христиан, так и для светских людей. И его ждали одинаково как на пресс-конференциях, так и в маленьких деревенских храмах.
С любовью и терпением бесконечно повторял простые истины. Ведь в суете и заботах мы часто их забываем.

Отец Симон совершал паломничества к святым местам. Там он рассказывал людям лучше любого гида о том как зарождалось христианство. Он стал одним из известнейших (для своего времени) проповедников Оптиной Пустыни. На проповеди отца Симона приезжало много людей, из самых отдалённых от Оптиной Пустыни мест.
С 1994 г. отец Силуан поселяется в Подмосковье. Снимает комнату близ Домодедова. И ходит молиться в ближайший храм. Прихожане полюбили высокого статного седовласого монаха за его скромность, простоту, за его вдохновенные проповеди в храме и занятия в воскресной школе для взрослых.

В последние годы жизни отец Силуан принял схиму с именем Симон (схима - это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом молитвами). Он очень тяжело болел - онкология, но лечиться отказывался. Страдал от болей в ногах - его монашеские сапоги были полны крови… Иеросхимонах Симон, в миру Онегин Гаджикасимов, хотел и сумел сказать людям про любовь самое главное.



Немного о трех его именах: Онегин, Силуан, Симон.
Онегин - имя дала мать - Махтабан-ханум Гаджикасимова, знаток русской литературы и поэзии, назвала сына Онегиным, поскольку сын родился в год, когда отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина.
Силуан - получено при приеме монашеского сана (означает "лесной, дикий")
Симон - при вхождении в Великую схиму тоже меняется имя. Симон (ивр. Шимон - "услышанный")

Скончался монах 30 июня 2002 года. Похоронен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области.

* * *

image Click to view



Алешкина любовь

image Click to view



Не грусти, пожалуйста (Кончается лето)

image Click to view



Наш город

image Click to view



Неотправленное письмо

В память об этом уникальном человеке снят фильм : "Храм для Онегина. После славы"

image Click to view



https://www.liveinternet.ru/users/kasatypon/post250045158
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6778.htm
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/38463.htm
http://blogs.mail.ru/mail/sga_rus/53DBFE43074EC835.html
http://regenta.livejournal.com/?skip=20
http://www.sovkult.ru/

Легенда, Музыка, Песни, Личность

Previous post Next post
Up