ВЕЛИКИЕ СВЯТЫНИ - ПЕСЧАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Apr 23, 2018 00:02

Изюм, слобода Пески, Свято-Вознесенский собор. Сюда приехал князь Жевахов «послом по особому поручению» в 1915 году.
В этом храме бьется живое сердце. Оно чутко слышит и отзывается на любую беду, на неисцелимые болезни, особенно детские. Этим милостивым, чутким сердцем является старинный образ Песчанской Божией Матери. Эта казачья икона, словно тронутая степным солнцем, неизвестно, когда и кем принесенная в Изюм, была забыта и, по особому откровению, вновь обретена в 1754 году святителем Иоасафом Белгородским.



[Дальше...]
В благодарность за непостижимые исцеления люди приносили Матери Божией свои дары: цепочки, крестики, кольца и цветы - гладиолусы, георгины, астры. Из принесенных даров для иконы отлили ризу из золота и серебра.

Святитель Иоасаф Белгородский был прославлен при императоре Николае II. Самодержавный голос за его прославление прозвучал впервые от Александра III, который считал, что спасение августейшей семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году случилось благодаря молитвам и заступничеству святителя Иоасафа.

Как и в 1903 году, когда царская семья прибыла на прославление преподобного Серафима, так и в сентябре 1911 года Государь с семьей намеревался приехать на канонизацию святителя Иоасафа, в подготовке которой все они принимали самое сердечное участие. Царская семья уже собиралась выехать из Киева в Белгород, когда произошло убийство премьер-министра П.А. Столыпина. Царь остался на похороны, назначенные на те же самые дни, что и торжества в Белгороде.



Через год после прославления святитель Иоасаф явился некоему военному доктору, полковнику О. Взяв этого верующего человека за руку, святитель повел его на гору, откуда была видна вся Россия, залитая кровью.

«Я содрогнулся от ужаса, - рассказывал полковник членам братства святителя Иоасафа Белгородского. - Не было ни одного города, ни одного села, ни одного клочка земли, не залитого кровью... Я слышал отдаленные вопли и стоны людей, зловещий гул орудий и свист летающих пуль, зигзагами пересекающих воздух; я видел, как переполненные кровью реки выходили из берегов и грозными потоками заливали землю...

Картина была так ужасна, что я бросился к ногам святителя, чтобы молить его о пощаде. Но от трепетания сердечного я только судорожно хватался за одежды святителя и, смотря на него глазами, полными ужаса, не мог выговорить ни одного слова. Между тем святитель стоял неподвижно и точно всматривался в кровавые дали, а затем изрек: “Покайтесь... Этого еще нет, но скоро будет...” После этого дивный образ святителя, лучезарный и светлый, стал медленно удаляться от меня и растворился в синеватой дымке горизонта».



Шел 1912 год. Россия, казалось, благоденствовала. Проходили блестящие парады императорской гвардии. Царь производил юнкеров в офицеры. В дворянских усадьбах пели романсы о белой акации. В селах крестьянские девушки водили хороводы. Кутили на ярмарках купцы. Все шло установленным веками порядком.

Кто бы мог поверить, что пройдет всего несколько лет, и на полях войны сложит головы кадровая императорская армия; в Киеве в 52 «чрезвычайках» начнутся террор и убийства; в Казанской губернии чекисты ради «разнообразия» живых людей будут жарить в русских печах! В Государственной исторической библиотеке можно ознакомиться с «Еженедельником чрезвычайных комиссий» революционных лет, на страницах которого какие-нибудь саратовская и одесская, тверская и харьковская «чрезвычайки» со знанием дела обмениваются «опытом»...

Увы, люди в мирные годы не внимали святому праведному отцу Иоанну Кронштадскому, который призывал: «Кайтесь! Кайтесь! Приближается ужасное время, столь ужасное, что вы и представить себе не можете!» Что же удивительного, что никто не поверил военному врачу?



В 1914 году, когда уже бушевала война, полковнику О., в ответ на его горячую молитву о спасении России, снова явился святитель Иоасаф.

Поздно, - сказал святитель, - теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию. Владимирский образ Царицы Небесной, которым благословила меня на иночество мать моя и который ныне пребывает над моею ракою в Белгороде, также и Песчанский образ Божией Матери, что в селе Песках, подле г. Изюма, обретенный мною в бытность мою епископом Белгородским, нужно немедленно доставить на фронт, и пока они там будут находиться, до тех пор милость Господня не оставит Россию. Матери Божией угодно пройти по линиям фронта и покрыть его Своим омофором от нападений вражеских... В иконах сих источник благодати, и тогда смилуется Господь по молитвам Матери Своей».

И снова полковнику никто не поверил. За попытку привлечь внимание к явлению святителя Иоасафа, его чуть не упекли в сумасшедший дом.

Полковнику О. поверил священник, который принимал большое участие в прославлении святителя Иоасафа Белгородского. Это он, отец Александр Маляревский, уважаемый петербургский протоиерей и личный друг отца Иоанна Кронштадского, дал ход этой истории и сам пришел к князю Жевахову.



«Сделать это придется Вам, - сказал он князю Жевахову, благословляя его. - Так и смотрите на это дело, как на миссию, возлагаемую на Вас святителем, Вашим покровителем... Отказываться Вам нельзя... Дело это деликатное, и браться за него нужно с осторожностью... Здесь еще мало верить, а нужно суметь передать свою веру другому. Не всякий это сделает, да не всякому можно и поручить такое дело... У Вас есть придворные связи; подумайте, поищите путей, но мысли сей не оставляйте, ибо дело это Ваше».

Князь Николай Давыдович Жевахов сыграл ключевую роль в подготовке канонизации святителя Иоасафа. В Государственной исторической библиотеке хранится плод его многолетних трудов: четыре тома материалов к канонизации святителя Иоасафа. Поэтому поездка в Ставку с Песчанской иконой была духовно закономерным событием в его жизни.

По дороге в Ставку князь Жевахов узнал от изюмского священника отца Александра Яковлева, что святитель Иоасаф также явился одному блаженному старичку на Песках, «крепко пенял за грехи людские» и велел скорее везти Песчанскую икону к царю на фронт...



ОБРЕТЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ИКОНЫ

Образ Песчаной иконы Божией Матери был яв­лен ве­ли­ко­му рус­ско­му свя­ти­те­лю Иоаса­фу, епи­ско­пу Бел­го­род­ско­му. В 1754 го­ду, неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны, свя­ти­тель уви­дел во сне, буд­то он в од­ной из осмат­ри­ва­е­мых им церк­вей в при­тво­ре на ку­че му­со­ра на­шел ико­ну Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем, от ко­то­рой ис­хо­ди­ло си­я­ние. Тут же он услы­шал: «Смот­ри, что сде­ла­ли с ли­ком Мо­им слу­жи­те­ли се­го хра­ма. Об­раз Мой на­зна­чен для стра­ны сей ис­точ­ни­ком бла­го­да­ти, а они по­верг­ли его в сор».

Ка­ко­во же бы­ло изум­ле­ние епи­ско­па, ко­гда он, объезжая свою епархию - от Курска до Мариуполя - в поисках иконы, явленной ему во сне, об­на­ру­жил ее в г. Изю­ме Харь­ков­ской гу­бер­нии, в местечке Замостье, в ветхом казачьем храме на берегу Донца. Об­раз слу­жил в при­тво­ре пе­ре­го­род­кой, за ко­то­рую ссы­па­ли уголь для ка­ди­ла.

По свя­ти­тель­ско­му по­ве­ле­нию ико­на бы­ла по­ме­ще­на в боль­шой ки­от и по­став­ле­на в под­хо­дя­щее для нее ме­сто. Бо­лее трех дней про­жил свя­ти­тель Иоасаф в Изю­ме, и каж­дое утро и ве­чер при­хо­дил он в Вос­кре­сен­скую цер­ковь и мо­лил­ся пе­ред об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри.
После трех дней молитвы пред только что обретенной иконой, святитель Иоасаф услышал голос: «Сей образ является источником великой благодати для веси сей и для целой страны».

В 1792 го­ду Вос­кре­сен­ская цер­ковь вме­сте с на­хо­дя­щей­ся там ико­ной бы­ла пе­ре­не­се­на из за­мо­стья (го­род­ское пред­ме­стье) в бо­лее вы­со­кую мест­ность - на Пес­ки.

Полтора века после обретения обильно исполнялась первая часть пророчества о святой иконе.

В 1800 году у Песчанской иконы произошло воскрешение мертвого ребенка на глазах его родителей и множества людей. Это событие засвидетельствовано духовенством храма и вошло в акафист Песчанской иконе. Возвратив мальчику жизнь, Божия Матерь наградила его крепостью тела и духа. Он вырос и стал военным. Жизнь полковника Петра Степановича Гелевского, умершего в Санкт- Петербурге в преклонных летах, - это живое свидетельство чуда воскрешения из мертвых.

Чудотворениями и исцелениями Песчанская икона явила себя «источником благодати для веси сей».

В державном же смысле, как «источник благодати для целой страны», Песчанская икона впервые открылась в 1915 году, придя в Ставку к Государю, который за месяц до того принял на себя командование армией.

Песчанская икона и император Николай II были связаны незримой нитью. В честь коронации Государя жители Изюма каждый год шли с этой иконой крестным ходом из слободы Пески на место обретения образа - в Замостье. Старый казачий храм в Замостье к тому времени был разобран, а на его месте, на берегу Донца, возведена часовня в честь коронации Николая II. Большевики разрушили ее до основания. Но до сих пор в Свято-Вознесенском храме хранится старинный список Песчанской иконы - подарок царской семьи. Вероятно, список был подарен храму к канонизации святителя Иоасафа.



РОКОВОЕ СОВПАДЕНИЕ

В поездке князя Жевахова приняла участие сама императрица Александра Федоровна. Благодаря ее личному распоряжению, осенью 1915 года, ко дню именин цесаревича Алексея, Песчанская икона прибыла в Могилев, где находилась Ставка Верховного Главнокомандующего. Многолюдные крестные ходы сопровождали путь поезда из Харькова, а в Могилеве крестный ход с чудотворным образом Божией Матери не состоялся. Князю было заявлено, что в ставке некогда заниматься пустяками. В недопущении крестного хода по линии фронта участвовали те же лица, которые через два года дезориентировали и опутали заговором царя.

Князь Жевахов впоследствии писал, что во время пребывания икон Божией Матери в ставке поражений на фронте не было, а наоборот, одерживались одни победы.
Будучи отвергнутой, Песчанская икона покинула Ставку 15 декабря 1915 года. Жевахов отвез икону обратно в Изюм.

Внимательное исследование вопроса указало на роковое совпадение. Известный «план Парвуса» по финансированию революции в России целый год был подвержен колебаниям и не имел определенности, то приближался к цели, то расстраивался, как будто история выжидала, куда повернуть.

Наконец, во второй половине декабря 1915 года Парвус был приглашен на важную встречу в Берлине. В МИДе и ведомстве Государственного казначейства Германии Парвусу дали широкие финансовые гарантии для подрывной работы в России.
29 декабря 1915 года начинается масштабное финансирование государственной катастрофы в России и агрессивная компания по деморализации армии. Парвус делает ставку на Ленина.



Судя по всему, именно Песчанской иконе было предназначено удержать Россию от гибели. Едва Песчанская икона покинула Ставку, «красное колесо» истории закрутилось...

Через полгода после отъезда Песчанской иконы в Ставку прибыла Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Она побывала на фронте, она же находилась в Ставке во время отречения Государя. Владимирская икона, стоявшая у колыбели Руси, прошедшая с Россией весь ее исторический путь, пришла, когда судьба страны окончательно определилась. России предстояло взойти на Голгофу...



УХОД ИКОНЫ

После страшных событий Первой мировой войны и октябрьского переворота 1917 года чудотворный Песчанский образ был переправлен за рубеж и следы его затерялись.

Краеведческое расследование судьбы Песчанской иконы в XX веке опровергло утверждение князя Жевахова об уходе иконы с афонскими старцами.
Он пишет о том, что икона таинственными путями ушла из Изюма в Европу к неким богоизбранным людям, и явится в свое время.

Как и многие русские беженцы первой волны, князь Жевахов считал, что они «Россию в дорожном унесли мешке». А если вся русская правда ушла с ними, то логично и рождение мифа об уходе из России и Песчанской иконы, в который Жевахов искренно верил.
Ему тяжело было даже подумать о том, что икона, от которой зависела судьба России, может погибнуть от рук большевиков.



Святитель Иосаф. Епископ Русской православной церкви, со 13 июня 1748 года - правящий епископ Белгородский и Обоянский. В 1911 году был прославлен в лике святителей Русской православной церкви.

Если бы Николай Давыдович Жевахов узнал о реальной судьбе Песчанской иконы, он не смог бы сдержать слез. Он воскликнул бы: «Дивны дела Твои, Господи!»

Настоятель Изюмского храма отец Иосиф, который умер не так давно, говорил, что икона находится там же у них в храме, но не выставлена на поклонение, а спрятана где-то за колонной. Некоторые ездили туда и рассказывали, что видели икону, она была старинная и краски на ней как бы слущивались. По всему видно, что образ Божией Матери написан не в XVIII веке. 1754 год - это год обретения, и тогда она стояла на полу, и было очевидно, что икона древняя, новую бы никто так не поставил. А поставили ее так, потому что посчитали, что она уже старая, обветшавшая.Страшно, конечно... Это все от нашего неблагоговения перед святыней. Ведь ссыпали уголь кадильный, и все знали, что икона стоит на полу, и никто не возмущался.

В на­сто­я­щее вре­мя су­ще­ству­ет несколь­ко спис­ков чу­до­твор­ной ико­ны, ко­то­рые на­хо­дят­ся в раз­ных кон­цах све­та. Так, один из спис­ков на­хо­дит­ся в Санкт-Пе­тер­бур­ге в ча­совне свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го при дет­ской боль­ни­це, где еже­не­дель­но со­вер­ша­ют­ся мо­леб­ны с ака­фи­стом свя­ти­те­лю Иоаса­фу и Пес­чан­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри.

В Рос­сии так­же из­ве­стен так на­зы­ва­е­мый кре­сто­ход­ный спи­сок Пес­чан­ской ико­ны, ко­то­рый счи­та­ет­ся все­рос­сий­ской свя­ты­ней, так как он по бла­го­сло­ве­нию пра­вя­щих ар­хи­ере­ев по­бы­вал уже бо­лее чем в два­дца­ти пя­ти епар­хи­ях Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. По сло­вам хра­ни­тель­ни­цы чу­до­твор­но­го спис­ка, Та­тья­ны Ду­би­ни­ной, «от Пес­чан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (кре­сто­ход­ной) нескон­ча­е­мым по­то­ком из­ли­ва­ет­ся бла­го­дать. Невоз­мож­но опи­сать всех ис­це­ле­ний и про­яв­ле­ний бла­го­дат­ной по­мо­щи, так как их огром­ное ко­ли­че­ство...»

На­гляд­ным сви­де­тель­ством чу­до­твор­но­сти ико­ны яв­ля­ет­ся оби­лие да­ров: зо­ло­тые и се­реб­ря­ные укра­ше­ния тес­но на­ни­за­ны на несколь­ко ни­тей. Их по­жерт­во­ва­ли мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие, по­лу­чив­шие через этот об­раз ми­ло­серд­ную по­мощь Ца­ри­цы Небес­ной.



Князь Никола́й Давидович Жевахов (Джавахишвили)-1874 - 1946) - российский государственный, общественный и религиозный деятель правого направления. Исполняющий должность товарища обер-прокурора Святейшего синода Николая Раева (с 15 сентября 1916 года по 28 февраля 1917 года). Брат-близнец епископа Иоасафа (Жевахова) (1874-1937).

Храм иконы Песчанской Божией матери в Москве бы открыт совсем недавно - в 2001 году. Этому событию предшествуют малые чудеса. Они свидетельствуют о том, что Господу Нашему было угодно возведение данного храма. Ведь еще в начале 90-х годов территория, на которой находится данный православный комплекс, была разоренным детским садиком. Много земель тогда было распродано под мирские учреждения - магазины и рестораны. И лишь территория в Измайлово никак не продавалась.

Когда же решили устроить церковь иконы Божией матери (Песчанской), столица отдала эту землю совершенно бесплатно. Миряне помогали собрать деньги на обустройство храма и церковную утварь. Поистине чудо, что его выстроили буквально за 20 дней, успев к празднику Пасхи. Благодаря Божьей помощи и стараниям людей священнослужители вместе с прихожанами уже служили Всенощную перед Великим Воскресением. В настоящий момент эта церковь иконы Божией Матери Песчанской - одна из немногочисленных, построенных в честь данного образа.

Песчанская икона Божией матери, Бог Вера, Святыни, Иконы, Богородица

Previous post Next post
Up