Кафедральный собор Св. Вита является главным чешским храмом. Готический храм был основан Карлом 4 в связи с повышением пражского епископства на архиепископство в 1344 году. Проект собора является делом французского мастера Матэ из Арраса, который вел строительство до 1352 года, после него продолжал архитектор Петр Парлерж и закончил хоры собора, нижнюю часть главной с прилегающими Золотыми воротами, лестницу и своды пресвитерия. Восточная часть собора была освещена в 1385 году. После Парлержа строительство продолжали него сыновья. Следующий этап строительства раз вернулся при Ягеллонцах. Однако, принципиальное окончание строительства осуществилось только во второй половине 19 века и в начале 20 века. Работы были законченный под руководством архитекторов Йозефа Краннера, Йозефа Мокера и Камила Гильберта в 1929 году. Западный некого неоготический фасад характеризует две узкие башни, охватывающие высокий фасадный фронтон.
Витражи собора
В соборе Св. Вита выделяются витражи оконных проемов, изготовленные по проектам известных чешских художников и графиков. Своим типичным художественным оформлением в капелле пробства Горы, известной также как Новая архиепископская капелла, отличается витраж работы Альфонса Мухи, который является воспеванием Кирилла и Мефодия, Св. Людмилы, Св. Вацлава и славянских народов. Произведение привлекает внимание типичным модернистским колоритом, хотя имеется ввиду относительно поздняя работа художника в 1931 году. Эскизы, по которым витраж из готовил Ян Веселы, считаются одной из наиболее выдающихся работ в деле художника на этапе после Славянской эпопеи. Заказчиком был банк Славия. В капелле Св. Зикмунта, или также Чернинской, окно вправо с фигурами Св. Лукаша, Св. Йозефа, Св. Зикмунта, Св. Барнабаша и Св. Марка изготовлено в 1870 году по проекту художника Антонина Лготы.
Коронационные регалии
Коронационные регалии чешских императоров хранятся в Коронационной палате, вход в которую находится в капелле Св. Вацлава. Для открытия палаты должно собраться семь держателей ключей. Императорская корона была посвящена главному покровителю земель короны чешской Св. Вацлаву и была изготовлена вероятно в 1345 году. Жезл и держава датируется 1-ой половиной 16 века. Состав ной частью коронационных сокровищ является также меч Св. Вацлава и коронационный крест. Коронационная мантия с горностаем, епитрахиль, пояс и манипул находятся в другом месте. Чешские коронационные регалии имеют не только высокую художественно-историческую, но прежде всего моральную ценность как символ чешской государственности.
Капелла Св. Вацлава
К наиболее ценным помещениям Собора Св. Вита относится капелла Св. Вацлава из периода постройки собора Матэ из Арраса и Петром Парлержем, который ее закончил в 1366 году. Возглавляет капеллу опоковая статуя покровителя земель короны чешской Св. Вацлава, относящаяся к 1373 году, вероятно произведение Йиндржиха Парлержа. Провел полихромию и изготовил медную копию Франта Аныж в 1912-1913 годах при реставрации капеллы, в которой принимали участие ведущие чешские деятели искусства, художники, скульптуры металлолитчики и стекольщики, и которой руководил Камил Гильберт. Из капеллы Св. Вацлава ведут двери в коронационную палату, где хранятся коронационные регалии. В центре капеллы находится готический каменный надгробный памятник Св. Вацлавской из 14 века, оформленный Камилом Гильбертом, украшенный позолоченным лепными украшениями и драгоценными камнями, размещенными в стиле модерн.
Интерьер собора Св. Вита
Пресвитерий со сводами собора является первоначальной готической частью собора в 1344 - 1385 годах - дело строителей Матэ их Арраса и Петра Парлержа. Большие окна на высоких хорах застеклены прекрасными витражами. Три окна на конце хоров заполняет композиция Святой Троицы со святыми и внесшими пожертвования по проекту Макса Швабинского, и они были созданы в 1946 - 1948 годах. Над арками с колоннами между главным и боковыми нефами протянулся так называемый трифориум, над проходами которого размещены портретные бюсты членов семьи императора Карла 4 и лиц, внесших свой вклад в строительства собора. Трифориум в новой части собора несет также быстры тех, кто внес вклад в строительство собора. Трифориум в новой части собора несет также бюсты тех, кто внес вклад в строительство кафедрального собора на завершающем этапе.
Владиславский зал. Лестница всадников
Центральным помещением Старого Королевскго дворца является Владиславский зал, длиной 62 м, шириной 16 м и высотой 13 м. В свое время это было самое большое светское сводчатое помещение в средней Европе, и его построил на рубеже 15 и 16 веков в стиле поздней готике Бенедикт Риед из Пистова. Зал служил для королевской репрезентации, здесь заседали сеймы, проходили банкеты, а также рыцарские турниры и здесь даже был рынок. В традиции Владиславского зала, как места действия выдающихся политических и культурных событий, продолжается и в настоящее время. На рыцарские турниры рыцари въезжали в зал по лестнице всадников. Лестница сводится крутящимся сводом с пересекающимися ребрами.