Перечитывала старые посты Эволюции, наткнулась на
Один простой фокус и вспомнила, что в моей жизни было несколько ситуаций, аналогичных описанной в посте.
«…Допустим, вы общаетесь с человеком, который имеет для вас очень маленькую ценность, и инициатива общения принадлежит ему. То есть вы для него имеете ценность больше, а он для вас - меньше. Но вы общаетесь, потому что хотите узнать этого человека получше, вдруг в нем есть какие-то скрытые пока достоинства.
Вы обмениваетесь с таким человеком сообщениями, но замечаете, что пишете вы не очень охотно. На часть вопросов его вы не отвечаете, поскольку вам не интересно, свои вопросы почти не задаете, поскольку не знаете, о чем хотелось бы спросить, то есть с вашей стороны - интереса явно меньше и этот интерес все больше угасает.
И вдруг этот человек пишет вам в ответ на очередное ваше скупое сообщение: "прости, что отвечаю не сразу, очень много проблем возникло". И дальше обычное его сообщение. Вам становится очень не по себе, но вы не понимаете, почему, вам кажется, что человек просит прощения у вас, значит дорожит вами и не ответить ему нельзя, причем, так как сами вы не слишком заняты, отвечать надо сразу и расспросить про проблемы. В ответ на ваше сообщение, такое же как всегда, человек пишет вам: "Не могу не поблагодарить тебя за такой быстрый ответ, но сам к сожалению смогу ответить только завтра, сегодня аврал. А завтра все подробно опишу для тебя".
Завтра он пишет: "Еще раз прошу прощения, что не ответил сразу, вот только сейчас появилось время". И дает краткий отчет по своим проблемам так, как будто выполняет обязанность и как будто вам его дела очень важны. Здесь вы уже можете почувствовать раздражение на этого человека, но вам может показаться, что это вы ревниво обижены за то, что он предпочитает вам другие дела. Дальше вам может померещиться, что вы сами активно стремитесь к общению, что вы разочарованы паузами в переписке. Вы даже можете подумать, что хотите увидеть этого человека и провести с ним пару часов. Так от скуки вы неожиданно для себя перешли в состояние наступления, причем не радостного и сознательного, а какого-то нервного и вынужденного. Когда же человек фиксирует, что его нечто против воли тянет к другому человеку, он часто склонен приписывать это любви. Увы…
В этом примере видно, как человек не отследил причину своего раздражения. Раздражение появилось в ответ на диссонанс. Глядите, он не слишком рвался к общению и не ему принадлежала инициатива, однако второй неожиданно написал так, как будто первому это больше нужно, а он просит простить его за доставленные переживания: "прости, что отвечаю не сразу". Первому не за что прощать второго, он не переживал, не был заинтересован в быстром ответе, ему, наоборот, хотелось бы немного снизить ритм общения. Скорее всего, второй заметил, что у первого мало интереса и сам решил писать пореже, но сделать вид, что это его инициатива.
Если бы первый заметил диссонанс, осознал, что второй употребил скользкий прием, его могло бы это покоробить и оттолкнуть, дистанцировать совсем или частично, но произошло обратное. Он не понял, что его попытались немножко опустить в вежливой форме, ему показалось, что наоборот, его таким образом возносят (просят прощения за маленькую задержку), и он кинулся писать быстрей и подробней, чем всегда. После пары таких вбросов инициатива постепенно перешла к нему, а свое раздражение он растолковал как ревность и собственное желание общаться чаще, хотя это было нечто совсем обратное - нежелание иметь дело с человеком, который ведет себя не совсем корректно…»
Одна девушка, пусть будет М., хотела со мной общаться и дружить. Мне она была не особенно интересна, мы изредка болтали и виделись по ее инициативе. Однажды я сама предложила встретиться, мы договорились, хотя она замялась, когда я спросила, подходит ли ей время встречи, и менять ничего не захотела. В итоге она опаздывала, я ждала ее, периодически звонила, она оправдывалась, что вот-вот выйдет с работы, уже едет и т.д. Так прошел час, не знаю, почему я не ушла домой, а бродила по ТЦ все это время, скорее всего, с самоуважением у меня было плохо, да и с осознанностью тоже. Тот случай не был единственным, в следующий раз, когда я инициировала встречу, она просто не пришла и не отвечала на звонки. Потом извинялась и посыпала голову пеплом, будто мне было очень важно с ней увидеться. Третий раз предлагала уже она сама, я нехотя согласилась, но спланировала свои дела, помня эту ее фишечку в отношении меня. Естественно, у нее снова не получилось из-за занятости, позже были оправдашки, извинения и мое твердое решение прекратить с ней любое общение.
Вторым человеком, который провернул со мной вышеописанный прием, был парень, он написал мне вк, чтобы познакомиться. Я была не в настроении, уставшая, а его мотивации хватило только на бодрое приветствие. Когда он предложил поговорить о моих любимых книгах, мне стало совсем тоскливо. Было заметно, что тема его совсем не интересует, это просто попытка завязать разговор и дать мне возможность проявить себя. Мы вяло перебросились парой фраз, а потом я шутливо спросила, можно ли мне пойти спать. Его последняя фраза меня убила: «Да, конечно, спокойной ночи. Пишите, Анастасия». Я еще долго вспоминала ее и возмущалась. Пишите! Да щаз! Вроде как это я хотела познакомиться, ага.
Если с М. я злилась, раздражалась, но делала новые попытки организовывать встречи, хотя изначально у меня даже мыслей таких не было - что-то инициировать, то с мч перевертыш я заметила, поофигевала и писать не стала. Мини-прогресс.