Лето - сезон музыкальных фестивалей. Живешь несколько дней в палатке, ходишь на концерты известных и не очень артистов. Удовольствие это не из дешевых, но если на фестиваль в 30 километрах от дома приезжает твоя любимая PJ Harvey, а билет можно купить и всего на один день, хоть и за 130 евро, то стоит себе его позволить. Авось, без носков на зиму не останемся, а летом они не нужны. Билет надо было покупать в феврале, и на 9 июня еще ничего не было запланировано - я два раз проверил и даже у жены уточнил: можно? Можно!... Через два месяца после покупки билета мы получили приглашение на празднование 95-летия Ириного дедушки в субботу 8-го июня. В Лейпциге, до которого 650 километров! Разве такое можно пропустить? Да важно просто постоять рядом, вдохновиться примером долголетия, которому уже сейчас хочется следовать! Поесть клубничного тортика, наконец... В программе празднования был обед в 12 часов, экскурсия по молочной ферме в 14 часов, и чаепитие до 16:30... Короче, в пятницу мы вчетвером поехали на машине в Лейпциг, в субботу поздно вечером вернулись в Бреду, а в воскресенье уже кто чем занимался, а я - на фестиваль!
До вечернего концерта PJ Harvey я получил на фестивале два незабываемых опыта. На самой большой сцене готовилось выступление голландских хип-хоп артистов "De Jeugd van Tegenwoordig" ("Современная молодежь"). Я не особо с ними знаком, слышал пару песен по радио и всё. Мне было любопытно вживую увидеть, что за шоу они устроят втроем на огромном подиуме. За час до концерта можно было выбрать любое место, публики еще не было. Сначала я хотел встать у самого ограждения рядом со сценой, но там нужно было все время смотреть наверх, поэтому я отошел метров на двадцать по самому центру. Когда народ - половозрелая молодежь - начал собираться, я устроился за невысокой девушкой, мне всё было отлично видно. Во время первой песни один из артистов спустился к ограждению, где хотел встать я, и облил всех там шампанским из бутылки. "Выбор места был правильный," - успел подумать я. И вдруг все начали махать руками и прыгать всей толпой влево и вправо. Я был единственным, кто стоял на месте в этом бурном людском море, как маяк. Невысокую девушку смыло, передо мной уже дрейфовал огромный парень, подиум как берег скрылся из виду. Так продолжалось какое-то время, затем другой артист закричал со сцены: "Я обронил линзу, она где-то там на полу!" "Что за фигня?" - успел подумать я. Народ начал расступаться, образуя пустое место прямо передо мной, и это было затишье перед настоящим штормом. Все вдруг ринулись в это пространство, как вода в воронку. Огромные волны молодых людей бились об меня, как об скалу, накрывали меня с головой, я видел только летающие локти, головы, подмышки, груди, руки... Чтобы не утонуть, пришлось отгрести назад, в спокойные воды. Современная молодежь может беситься, как хочет, но мне такой пилатес уже не нужен. А после концерта все пошли в туалет, и я пошел. Конструкция общественного писуара такова, что дорвавшись до него после долгого ожидания, и стоя вчетвером плечом к плечу с другими счастливцами, ты смотришь не в стену, а на лица стоящих плечом к плечу с другой стороны. Мне стало так смешно, что требование организма соединить себя струей с мировым океаном пропало, и мне пришлось делать вид, что я не просто так здесь чье-то место занимаю. Станиславский бы мне поверил. Испытать одну из самых доступных человеку радостей получилось чуть позже, когда в туалете стало попросторнее.
Концерт PJ Harvey был особенным, звучали песни как из последних, так и из самых первых альбомов, это специальная программа для летних фестивалей. Но самое интересное случилось на следующий день. Один из музыкантов, гастролирующих с Полли, Джеймс Джонстон - он лидер британской альтернативной группы Gallon Drunk, они с PJ Harvey давно знакомы, в начале своих музыкальных карьер более 30 лет назад выступали друг у друга на разогреве. Джеймс также занимается живописью, я подписан на него в инстаграме, и в понедельник он выложил фотографии из музея в Амстердаме, я на них отреагировал, и у нас завязался разговор. Оказалось, что у музыкантов был выходной день, и Джеймс ходил по музеям в надежде увидеть не только картины Рембрандта, но и работы другого голландского художника - Яна Манкеса, но не нашел даже книг о нем. Я не слышал о таком художнике, но выяснил, в каких музеях висят его картины, и вызвался достать книги о нем и переслать их по почте. Джеймс дал мне свой адрес в Лондоне. Я нашел и заказал в интернете три книги с иллюстрациями - каталоги выставок из нашего и прошлого веков, когда они пришли, отослал их ему в посылке, а в процессе начал знакомство с творчеством Манкеса, купил себе его недавно вышедшую биографию и погрузился в чтение. И вместе со знакомством с его жизнью мне начала открываться красота его картин...
Яна Манкеса (1889-1920) называют самым спокойным художником Нидерландов. "Искусство - это не акробатическое шоу, это возможность максимально точно рассказать о чем-то простом," - писал он в своих письмах агенту, добавляя - "чего-то необычного не существует, привычка заставляет нас видеть что-то обычным." На его картинах - птицы, растения, простые натюрморты и пейзажи, портреты - всё, что окружало его в жизни. Яна назвали в честь умершего вскоре после рождения старшего брата, он не закончил даже среднюю школу, получая хорошие оценки только по рисованию, не получил художественного образования и рано умер - в 30 лет - от туберкулеза. В этом они с Ван Гогом похожи, но Манкес был известен при жизни и жил на средства от продажи своих работ. При первом взгляде кажется, что они немного примитивны, но когда начинаешь узнавать художника, как человека, то понимаешь, почему он так писал и что он хотел показать на картинах. "Я не успокоюсь, пока не достигну высшего в своем творчестве, а высшим для меня является глубоко духовное произведение искусства, не основанное на простом визуальном великолепии," - строчка из письма художника. Он работал неспешно, скрупулезно, тонким-тонким слоем наносил краску, чтобы не было видно следов кисти, и любил простую красоту. И если понимание ее приходит при чтении, то увидеть ее можно только на картинах, иллюстрации им в этом очень сильно проигрывают. Я знаю, что закат солнца прекрасен, но когда я вижу закат - это совсем другое!
На прошлой неделе я не выдержал и, не дочитав биографию до конца, поехал и посетил два музея в Арнеме и Горсселе с картинами Яна Манкеса, побывал в Эрбейке на могиле художника и рядом с домом, где он прожил последние 4 года. Вид из окна его ателье за сто лет не изменился, такой же, как и на картине - полисадник, окруженный живой изгородью, за дорогой - поле и прячущийся за деревьями белый дом. В музее Арнема была всего одна картина - "Ваза с жасмином": кажется, что ваза с цветами вот-вот исчезнет, такое хрупкое изображение. А в музее современного реализма в Горсселе были выставлены десять работ, и каждая словно маленький шедевр! Картина "Ряд деревьев" больше всего мне понравилась, но там и портрет его жены, и петух, и сова, и горшок с цветами изумительны. Я до сих пор под впечатлением, книгу уже дочитываю. Там нет какого-то незабываемого сюжета, просто подробно рассказывается про жизнь человека. Вот так, от любимой музыки через книгу я открыл для себя творчество ранее незнакомого художника и красоту, до которой я сам, может быть, никогда не дошел. На днях Джеймс Джонстон опубликовал в инстаграме фотографию присланной мною книги у себя в доме. "Будешь в наших краях - дай мне знать, и я отвезу тебя к картинам Яна Манкеса," - написал я ему. Чем черт не шутит, может, и PJ Harvey с нами поедет.
Главная сцена на фестивале, перед ней еще пока пусто, выбирай любое место.
А вот уже за 10 минут до выступления "Современной молодежи".
Руки вверх!
Завести современную молодежь нетрудно. Нужно всего лишь включить музыку и кричать "прыгайте влево, прыгайте вправо". Вы все видели голландских футбольных болельщиков в Германии.
Фрагменты выступления "Современной молодежи" - людское море бушует, летают куртки, людей поднимают на руки.
Click to view
Фотографии с концерта PJ Harvey. Другая сцена, в огромном шатре.
Здесь никто не прыгает, кроме PJ Harvey иногда.
Слушают завороженно, аплодируют и свистят громко. Концерты PJ Harvey - как шедевры.
Песни - от полупанковых Dress и Man-Size до акустической Desperate Kingdom of Love.
Музыканты. John Parish (справа, работал с Полли еще до времен PJ Harveу, в группе Automatic Dlamini), James Johnston (в центре. У меня есть цифровые записи, где PJ Harvey выступает одна, только с гитарой, на разогреве у группы Джеймса в мае 92-го года), Giovanni Ferrario (слева, он участвовал еще в записи альбома "A Woman A Man Walked By" в 2008-м году) и Jean-Marc Butty (барабаны, участвовал еще в записи альбома "To Bring You My Love" в 95-м году).
Несколько видео. Здесь небольшие фрагменты некоторых песен:
Click to view
Send His Love To Me:
Click to view
Angelene:
Click to view
To Bring You My Love:
Click to view
Сейчас Джеймс держит за руку Полли, а уже на следующей день этой же рукой он отвечал мне на сообщения!!! 8О)))
Через неделю после концерта я еще ходил в футболке с последнего альбома PJ Harvey, и на День отца дети подарили мне этот последний альбом на виниле (главное - вовремя подсказать).
Молодая козочка работы Яна Манкеса в книге для Джеймса.
Эта же козочка в бронзе в Эрбейке.
Натюрморт с бутылкой масла я вживую не видел, но он мне очень нравится. Каталог выставки 1989-го года, приуроченной к столетию со дня рождения художника.
В каталоге выставки 1969-го года только черно-белые репродукции. Вид из окна ателье/дома в Эрбейке до сих пор такой же.
Биография художника называется "Художник нежности". На обложке - автопортрет с совой.
Бронзовая табличка на доме Манкеса в Эрбейке.
Сейчас это обычный жилой дом, перед ним - живая изгородь, а за дорогой справа начинается поле.
Могила Яна Манкеса и его жены на кладбище в Эрбейке.
Картина "Ваза с жасмином" в книге и в музее. Вживую она выглядит совсем по-другому.
Манкес был известен также своими рисунками и графическими работами (большинство из них хранится в архиве Райксмузея в Амстердаме). "Воробей на цветущем чертополохе".
"Цесарка", отпечаток с гравюры на дереве.
Музей в Арнеме меня откровенно разочаровал. Кроме мужчины, который три недели по шесть часов в день в полной тишине делал дыроколом конфетти (это был перфоманс), выставки художника, который всю жизнь рисовал только стулья, столы и кофейники, причем очень плохо рисовал, и выставки, посвященной сексуальным извращениям рабовладельцев с рабами со множеством членов из папье-маше, смотреть там практически нечего. На одном коллаже про работорговцев обнаружился
персонаж с картины Франса Халса.
Скульптуры в саду тоже на любителя. Девочка- жвачка.
Солнечный друг, символ диснеификации (есть и такой термин) общества.
Гроздь грудей - ода жизни.
Музей современного реализма в Горсселе поинтересней.
Во первых, здесь выставляются работы Яна Манкеса.
Портрет мальчика (1915), который после школы проходил 12 км, чтобы попозировать художнику.
Лилия в стакане, 1910. Нежная и хрупкая.
Сова, 1913. Шикарная сова.
Горшок с вереском, 1916. Очень изящная работа.
Ряд деревьев, 1915.
На выставке Вермеера меня поразили картина "Вид на Делфт". Она была любимой картиной Яна Манкеса. А здесь меня поразила вот эта картина, "Ряд деревьев".
Белый петух, 1917.
Лунник в японской вазе, 1915.
Портрет жены, 1918.
Автопортрет Яна Манкеса среди других портертов. Говорят, что в России Манкес известен своей схожестью с молодым Владимиром Путиным.
И еще один пейзаж Манкеса в отдельной экспозиции про воду в Нидерландах.
Современная живопись. Интересная работа "Пляж", 2018, Christian Kuitwaard.
Знаете, что мне кажется странным? Я знаю, что Рембрандт грунтовал холсты, и вообще, структура холстов на картинах никогда не видна. А современные художники об этом вообще не думают, пишут, как будто тряпку раскрашивают.
Современник Манкеса, пуантилист Co Breman, "De Ijssel", 1908.
В картинах фотографического качества, когда есть цифровой фотоаппарат, мне кажется, мало смысла. Но нарисовано карандашом и акриловой краской шикарно, конечно.
Это картина, от которой я недоуменно пожимаю плечами. Но называется она "Двойная упаковка" (1982), это чисто профессиональный интерес.
Вот такой он, современный реализм в музее современного реализма.
Отдельный этаж в музее отведен экспозиции работ современного немецкого художника Корнелиуса Фолькера (Cornelius Voelker). Его яркие картины с повседневными сюжетами - как раз то визуальное, бездушное великолепие, полное противопоставление творчеству Манкеса.
Что это?
Это мужики, снимающие рубашку.
Серия "Тампоны". Кому нужно такое искусство?
Интересная по исполнению картина "Руки" с шикарной юбкой.
И еще несколько приличных примеров его работ. Собаки.
Губы.
Консервы.
Пистолеты.
Бабушки тоже смотрят на современное искусство недоуменно.
"Цель искусства - заставить сиять маленькое и обыденное," - указывал в письме Ян Манкес.