Я ждал это время, и вот это время пришло! Чтобы из деревни Речное попасть в центр европейского туризма, нужно просто доехать до Гвардейска. Лучше всего успеть к полудню - в это время на здании бывшего Дома пионеров под старинными часами начинается небольшое представление. Люди собираются, как в
Праге под курантами на Староместской ратуше, словно на писающего мальчика в Брюсселе хотят посмотреть. Раньше в Гвардейске столько людей вместе можно было увидеть только по праздникам или в понедельник рано утром на автобусной остановке в Калининград. Я в этот Дом Пионеров в судомодельный кружок ходил, яхту выпиливал из фанеры, пока пилку у лобзика не сломал, и, боясь гнева учителя, навсегда его покинул. А теперь здесь туристы ждут, пока две фигурки появятся из стены и сыграют им на ксилофоне! И представление длится дольше, чем в Праге! Моя одноклассница Наташа Волыгина такие фотографии с улиц города выкладывает в инстаграме, что Париж, Берлин и Барселона завистливо шепчутся в сторонке: "Почему это не у нас снято? Чем мы уступаем этому Г...?" Даже в сравнении с Римом Гвардейск выигрывает, в этом я лично недавно убедился. В вечном городе ничего не меняется - Колизей, Пантеон, развалины на Палатине сотни лет уже такими стоят, один раз приехал, посмотрел, и всё, зачем возвращаться? А мой родной город каждый год становится лучше, красивее, интереснее. Теперь вот и в тюрьму любой желающий может попасть. Точнее, в бывшую тюрьму - уникальный в европейском масштабе орденский замок Тапиау 14-го века.
На экскурсию в замок мы поехали практически всей деревней - ввосьмером. По дороге встретили звезду гвардейского футбола и нашего бывшего соседа, взяли его с собой. Слава о дяде Славе не знает границ - он, как и Бэкхем, раньше играл в футбол (с моим отцом), а теперь занимается медосбором. Экскурсовод по имени Олег показался мне очень знакомым. И только через пару недель я вспомнил: был в нашей школе стройный, длинноволосый парень недосягаемой крутизны, любитель истории и игрок на гитаре, организатор КВН и мечта всех девчонок - Олег Черненко. За 30 лет он немного изменился, но запомнившийся со школы блеск в глазах и интерес к истории не утратил, рассказывал увлекательно. Входить на территорию замка было волнительно - всю мою жизнь здесь была тюрьма, вышки охранников и бетонный забор с колючей проволокой до сих пор сохранились. Дядя Саша рассказал, что его отец - и мой дед - здесь сидел, и он хотел бы взять себе на память кусок не замка, но тюрьмы - послевоенные постройки, не имеющие исторической ценности уже почти полностью снесли. Мой отец рассказал, как начинал работать на другом берегу реки, напротив тюрьмы, в дежурной службе электросетей, а телефонные номера у них различались на одну цифру. И в один из первых дней ему позвонили, и так кричали в трубку, что слюни с этой стороны выскакивали: "Тревога! Побег! Поднимай охрану! Всех в ружьё!!" или что-то такое. А он ему в ответ: "Кто сбежал? У меня тут только трансформаторы да реле..."
Оказалось, что красивое здание из красного кирпича в стиле псевдоготики с башней с часами - совсем не замок, а административный корпус еще немецкой тюрьмы, построенный чуть более ста лет назад. Что от замка Тевтонского ордена 1351-го года постройки остался один флигель, но он в таком оригинальном состоянии, что при восстановлении в столице Тевтонского ордена Мальборке самого большого кирпичного замка в мире - Мариенбурга - разрушенного во время войны, реконструкторы приезжали в Гвардейскую тюрьму за примерами архитектуры. Его стены трехметровой (!) толщины выложены из валунов и кирпича, сделанного еще вручную - часто встречаются следы от рук. На фасаде флигеля под слоем штукатурки обнаружился ромбовидный узор из глазурированного кирпича, характерный для орденских построек, а во внутренних помещениях под побелкой находят уникальные для Европы фрески и рельефы с символами ордена и историческими фигурами вроде царя Давида. Реставрация началась чуть больше года назад, через некоторое время стали организовано пускать желающих - перед нашим приездом в июле замок посетили более трех тысяч человек. И это вам не застывший Колизей, который в год вытаптывают 7,5 миллионов туристов, тут каждый день что-то изменяется, что-то новое открывается, находят монеты, каменные ядра, решетки с вензелями - живую историю можно увидеть и потрогать. Спешите! Я сюда теперь точно каждый год буду приходить!
В одном уже отреставрированном помещении разместилась коллекция античного и средневекового оружия - мечи, пики, булавы, сабли, секиры, клевцы, цебельды, бердыши, совни, и, конечно, топоры - главное орудие средневековья. Против топора меч был бессилен. Представлены каменный век, медный век, оружие скифов, сарматов, Римская империя (О!), Византия, Хазарский каганат, Древняя Русь, Тевтонский орден - всего 450 экспонатов. Хорошо все рассмотреть просто не успеваешь, экскурсия длится час, минут на 15 запускают в этот музей. Владелец уникальной коллекции хотел выставить ее в замке на территории России, и его мечта сбылась. Охранник сказал, что с этим "мужиком в синей футболке" можно поговорить, он там во дворе ходит. Я его видел - копия Джейсона Стейтема, на руке - часы чуть меньше чем на Доме пионеров, рядом с ним блондинка на голову выше на шпильках по брусчатке дефилирует, разговаривает он только по телефону. Сразу видно, что это птица высокого полета прилетела в будущий центр европейского туризма. Это раньше наш город начинался тюрьмой, а заканчивался кладбищем. А теперь Гвардейск начинается одним из старейших замков в Европе с музеем, а заканчивается... Ах, кладбищем всё заканчивается, это нормально.
На центральной площади.
В этом году я опять участвовал в конкурсе с велосипедом из Бреды и победил с фотографией с Балтийского моря. Она будет в следующем рассказе.
Народ у здания Дома пионеров снимает представление под часами. И это в понедельник.
Ленин как объект внимания и фотосъемки уже на пенсии.
В желтом пиджаке - моя одноклассница Ира Серова проверяет работы по благоустройству города. Я встретил ее в "Стекляшке".
Внешнюю бетонную стену с колючей проволокой уже убрали. Еще и не замок, а уже красиво! Прям гордость берет за родной город.
Четыре рыцаря! Дядя Саша, мой отец, дядя Слава.
В сувенирном магазине замка, рядом с кафе-трактиром - аустерией - "Великое посольство".
Этот уголок уже благоустроен.
Противоположный берег тоже облагораживают. Бардовый дом - это музей Ловиса Коринта. Раньше это место называлось "говнянкой".
Охранную вышку еще не убрали, может, и не надо - очень колоритная.
А розы уже цветут на клумбе.
Это и есть то административное здание немецкой постройки.
Говорят, часть его проседает, так как построена над бывшим рвом, но здание обещают сохранить.
Еще одна бетонная стена с колючкой. Замок - за ней.
Часы с башни куда-то пропали.
Фасад флигеля замка - валуны и кирпичная кладка с узором.
Окна, двери и входа в подвал между валунами в средневековье не было, стена была сплошная, рассказал Олег.
Единственный вход в замок - через ворота.
Первый этаж замка - хозяйственные помещения. Гранитная восьмиугольная колонна служит подпоркой.
А это уже второй этаж - жилые помещения. Я слушал рассказ гида, переводил его Лене и снимал всё подряд.
Опорный камень, как в книге про архитектуру немецких оренских замков (
здесь она есть в цифровом формате).
Дядя Саша в оконном проёме под впечатлением.
А Яша - нет.
Вид из окна трапезной рыцарей на остатки тюрьмы и дом Ловиса Коринта.
По слепками с этих барельефов на потолке делали барельефы для замка в Мальборке.
Сначала думали, что в центре на потолке - девушка с музыкальным инструментом. Потом оказалось, что это мужик с бородой. Кто это на самом деле, еще предстоит выяснить.
Барельефы на соседнем своде с геральдическими символами.
Вот эти символы.
Макет замкового комплекса.
Один флигель из четырех - то, что от него осталось.
Территория тюрьмы.
Тыльная стена флигеля.
Музей средневекового оружия.
Топор с клеймом мастера-оружейника.
Здание на территории тюрьмы, а рядом с ним - церковный купол.
Всё, экскурсия закончилась.
Звезды гвардейского футбола.
Так выглядит сейчас территория замка со стороны.
А это фотография 2016-го года. Крышу флигеля замка видно.
Еще одно важное здание в Гвардейске - дом моих бабушки и дедушки. Там никто не живет, все заросло. Придет время - и тут все восстановят.
Продолжение про Калининград следует...