В своих самых диких мечтах я приезжаю на огромном мотоцикле с названием "Полночная звезда" в маленькую деревню или небольшой городок, паркуюсь на главной площади. У меня длинные, обгоревшие на солнце волосы, томный взгляд, кожаная куртка без рукавов. На звук мотора со всей округи сбегаются молодые, красивые женщины, окружают меня, аромат разгоряченных тел с примесью свежего коровьего молока или духов пьянит и бьет в голову. "Проси все, что хочешь, прекрасный незнакомец, - говорят мне они. - Мы все для тебя сделаем, мы на все согласны..." У меня учащается пульс и начинают потеть ладони. Сегодня случится то, о чем я так долго мечтал! "Девчонки, а можно мне подняться на 60-метровую церковную башню и осмотреть ратушу 14-го века?" - выпаливаю я скороговоркой и, конечно же, получаю разрешение. Дальше я не могу уже контроливать свою фантазию, перед глазами проносятся старинные настенные гобелены, высокие лепные потолки с часами, картины в вычурных рамах, церковный орган играет Баха, а с башни видны залиты солнцем окрестности. Раз в год, во вторые выходные сентября, мои самые дикие мечты сбываются - это Дни Открытых Монументов в Нидерландах, когда можно посетить исторические объекты, доступ в которые обычным людям закрыт. Я побывал в ратуше города Хертогенбос и поднялся на церковную башню в деревне Ойршхот.
Хертогенбос - не самый большой город в провинции Северный Брабант, но является ее столицей - получил городские права еще в 1184-м году. Здание ратуши на само деле состоит из трех домов. Первый, в центре, был куплен городским управлением в 1366 году. В 1372-м году на башне были повешены часы, что означало завершение строительства ратуши. В 1481-м году было выкупено здание справа, а 1599- м - здание слева. В 1670-м году во время большого ремонта фасад здания получил сегодняшний вид, в стиле голландского классицизма. В верхней его части, под гербом, каждые полчаса скачут 4 небольшие лошадки.
Фойе ратуши, с пушками по углам и росписями 19-го века на стенах. В средние века в том помещении проходили городские суды, судьи распологались на возвышении с колоннами за моей спиной, а осужденных на тюремное заключение или смертную казнь тут же через люк спускали этажом ниже, где находилась городская тюрьма.
По лестнице - на следующий этаж. На картине 1665-го года у ратуши еще готический фасад.
Комната для ежедневных совещаний мэра и его заместителей (B&W kamer).
На стенах портреты правителя Нидерландов Виллема ван Оранье-Нассау, который был еще и королем Англии и Шотландии, и его жены, королевы Марии II Стюарт, написанные в 1694-м году. Рамы картин вырезаны из дерева.
Вид из окна так себе, внутри намного красивее.
Комната заместителя мэра. Слева стоит еще отдельный рабочий стол.
Я так понял, что из-за старинных картин, мебели, обоев, гобеленов окна открывать нельзя, нужный микроклимат в рабочие дни поддерживается системой кондиционирования, а в субботу она не работала, густой запах старины стоял в воздухе, который только подтверждал, что убранство комнат настоящее, не поддельное.
Можно поискать одинаковые каминные плитки, если заняться нечем, но, по-моему, двух одинаковых там нет.
Кабинет мэра, в дальнем углу - его рабочее место, к нему никого не пускали. Это единственная комната во всей ратуше, которая никогда не меняла своего назначения. Здесь висят четыре картины фламандского художника Теодора ван Тюльдена, уроженца города. Остальные его работы выставляются в луврах и эрмитажах. Мэр ходит на работу, как в музей.
Причиндалы градоначальника.
Центральное помещение на первом этаже названо галереей Оранье, потому что здесь висят портреты правителей Нидерландов рода Оранье-Нассау. На полу - ковер с картой города. Хертогенбос - тоже город-бастион.
Правители давних времен.
Портрет правящего короля Виллема-Александра похож на недорогой коллаж.
Справа - последние две правящие королевы, Юлиана и Беатрис. Интересная деталь на этой фотографии - цветное стекло в окне. Ровно в 12 часов солнечный луч, проходя через отверстие в центре стекла, совпадает с медной полоской на полу. Раньше это использовали для корректировки часовогоо механизма. В других голландских ратушах такого нет.
Из галереи еще одна дверь ведет в зал для совещаний. На стенах - сотканные в 1679-м году в Делфте гобелены с лесными ландшафтами.Почти триста лет висели они здесь и со временем сильно испортились. В 1961-м году началась их реставрация, которая продлилась 10 лет. Из 141 квадратного метра были полностью, сантиметр за сантиметром, заменены 18,5 квадратных метра. Всего на реставрацию ушло 67000 часов, или час на 2,8 квадратных сантиметра! Другого такого зала, от пола до потолка задрапированного в гобелен, нет во всей Голландии!
Потайная дверь! Перед реставрацией гобелены опустили в ванну с водой, и некоторые птицы "изчезли". Оказалось, что они были не сотканы, а нарисованы.
Деревянный потолок был раскрашен в 1693-м году! Часовой механизм был позже установлен, и он связан с часами на башне.
Еще один бывший камин с уникальными плитками.
Единственная более-менее "нормальная" комната на этом этаже.
Но в бывшем камине - голландский парусник!
На второй этаж или на башню с часами никого не пускали, зря я надеялся, но даже этих нескольких комнат хватило, чтобы остаться под впечатлением! А это другая, парадная лестница между первым и вторым этажом. На картине справа - Николай Чудотворец, покровитель гильдии мясников, который стал прообразом Синтерклааса, голландского Деда Мороза.
Тут свет, картины, гербы, резные дубовые перила. Красота!
Туалет для женщин и.... даже затрудняюсь сказать кого. А, нашел - для трансгендеров!
Галерея, в конце которой находится зал бракосочетаний, была недоступна. А там - кожаные обои с золотым теснением, люстры из венецианского стекла, шикарные двери и умопомрачительный камин, судя по описанию. Стоимость проведения церемонии - от 580 до 1170 евро в зависимости от дня недели. Кстати, по ратуше можно погулять виртуально
вот здесь.
Хотел сделать такую же фотографию, как на картине в ратуше, но площадь вся палатками заставлена с яствами местного производства.
Золотой лев перед входом на городскую площадь - все, что осталось от стоявшей на этом месте одноименной гостиницы. Про Хертогенбос всё.
В прошлом году мы с Ирой
проезжали Ойршхот на велосипедах, и тогда подняться на 60-метровую башню готической базилики 16-го века было нельзя из-за коронавирусных ограничений.
Почти полтора года я ждал этого момента. И вот приехал в День Открытых Монументов.
Внутри стоит копия базилики в масштабе 1:100, сделанная из спичек. 27 лет (!!!, с 1970-го по 1997-й год) ушло на создание этого макета: примерно 7500 часов работы и 49000 спичек! Хотел бы я посмотреть на человека, который взялся за это дело и довел его до конца - A. Teerhofer, так написано под макетом.
И тут - опа! - дверь в стене открывается, оттуда входит небольшой мужчина, предлагает рассказать про создание макета, и начинает рассказывать, как он достал оригинальные чертежи церкви, сделал корпус из плексигласа, как разрезал и наклеивал спички, и все точно в соответствии с оригиналом. Он сказал, что вряд ли бы взялся за этот проект, если бы знал, сколько это займет времени. Арно Тейрхофер, я попросил его со мной сфотографироваться, потому что это была совершенно невероятная встреча и интересный рассказ!
Первая церковь была построена на этом месте в 1268-м году, но она полность сгорела в 1462-м. Сразу же началось строительство новой церкви, но денег не хватало, поэтому базилика была закончена только через 53 года. В 1627-м году купол церкви сгорел от удара молнии, и восстанавливать его не стали. Но маленькая его копия стоит рядом с макетом базилики.
В средние века жилые дома пристраивали прямо к стенам церкви. В 1566-м году в Ойршхоте случился большой пожар, и часть домов рядом с базиликой сгорела. В 1623-м случился новый пожар, и другие дома рядом с базиликой сгорели. К счастью, базилика не пострадала, но для ее безопасности король запретил восстанавливать эти дома. Поэтому базилика стоит на открытом пространстве, почти в центре большой площади.
Воскресный блошиный рынок на площади перед церковью.
Под крышей нефа церкви. В 1944-м году, во время обстрела союзниками деревни, занятой немцами, пострадала башня и начался пожар, уночтоживший деревянную крышу. Ее восстановили после войны. Настил ведет к церковной башне.
Толщина стены башни - от 210 см у основания до 90 см на самом верху. Вот такая массивная стена.
Колокольня.
Колокола были уже после войны отлиты.
На самую макушку 60-метровой башни мы не поднимались, вышли на балкон на высоте около 45 метров.
Центральная улица.
Другие части деревни.
Слева деревенская ратуша, построеннаая в 1513-м году. Вид снизу вверх.
Вид сверху вниз.
Вход на блошиный рынок и выход.
В группе, с которой я поднимался, было много детей.
Из башни мы спустились на балкон, где расположен орган.
Орган привезли, кстати, из Хертогенбоса, из церкви, которая была снесена в 1982-м году. У этого органа 1843-го года постройки - 2960 труб, и только 260 из них видны с внешней стороны. Он был создан известной в Брабанте семьей производителей органов c фамилией Смитс (Smits). С 1918-го по 1925-й года 5 поколений этой семьи построили около 100 органов для церквей в провинции Северный Брабант. Интересно, что они были самоучками, постигали искусство постройки органа по книгам. Говорят, что по качеству звука органы семьи Смитс относились к лучшим в Европе.
Органист рассказывал, что деревянные помосты за его спиной - это меха для нагнетания воздуха для органа. Что людям нужно было вставать на них, чтобы под тяжестью их веса воздух подавался к трубам органа. Неужели в 80-х годах прошлого века нельзя было компрессор поставить? Или на всякий случай решили все перевезти из другой церкви и поставить так, как было?
Органист показал, как и какие звуки можно извлекать из органа, рассказал о различиях во французской и немецкой органной музыке - "у французов музыка посложней, а вот Баха играть просто" - и пустил детей за орган. И дети ему такого Баха забабахали!
Как я это все обожаю! Вроде бы просто поднялся на башню и спустился, а как будто в другом мире побывал! Посетить ратушу в Хертогенбосе и подняться на башню в Ойршхоте можно любому (в начале рассказа я немного об этом приврал), в определенные дни там проводятся экскурсии. А 26 марта в Амстердаме пройдет День Открытых Башен (Open Toren Dag Amsterdam 2022), вот там наверняка можно будет подняться на такие здания и сооружения, куда в другие дни точно не попадешь,
как было в оба прошлых раза. Лучше один раз увидеть, чем сто пять раз в моем журнале об этом прочитать!