Сегодня будет мой любимый формат поста - много фоток, мало текста. В город-бастион Nieuwpoort в провинции Южная Голландия я приехал самым морозным утром этого года на рассвете, потому что когда такое - мороз и солнце, день чудесный - совпадает, я не могу сидеть дома.
Ньюпорт - один из самых старых городов и один из самых маленьких бастионов в Нидерландах - был основан в начале 13-го века и получил городские права в 1283-м году. Во время Восьмидесятилетней войны за независимость от Испании Ньюпорт вошел в Голландскую водную линию (Oude Hollandse Waterlinie) - оборонительный рубеж, состоящий из десятков укрепленных фортов, пространство между которыми могло быть затоплено водой для защиты от вражеских войск. Город окружили земляными валами с шестью бастионами и превратили в крепость. В случае необходимости через специальные шлюзы окрестные земли затапливались. Уровень воды поддерживался на таком уровне, чтобы продвижение пешком было опасным, а использование лодок - неэффективным. Под водой были спрятаны дополнительные препятствия - канавы и ямы с деревянными кольями, а деревья на дамбах, которые образовывали единственные дороги через водную линию, заваливали заостренными вершинами в сторону противника, превращая в непреодолимую преграду - абати (abatis). Таким образом в 1672-м году были остановлены французские войска Людовика XIV, собиравшегося завоевать Голландию. Шлюз для затопления в Ньюпорте на всякий случай был спрятан под зданием городской ратуши, построенной в 1697-м году, чтобы защитить его от крестьян, недовольных затоплением земель. А уменьшенную копию ратуши можно увидеть в парке миниатюр Мадуродам, когда он откроется. С 1973-го по 1998-й года Ньюпорт и его защитные сооружения были полностью отреставрированы.
Мельница в местечке с названием Noordeloos (Безсеверный) недалеко от Ньюпорта.
Фотографируя, лежал на льду, было очень холодно.
Та же мельница, но с другой стороны.
Вот так Ньюпорт выглядит с воздуха, в правом верхнем углу - река Лек. Картинка не моя, но чтобы понятно было, что за город такой.
Момент восхода солнца я прозевал, но пока бежал к тому месту, откуда он должен был быть виден, согрелся.
Чайки тоже на льду сидят, мерзнут. Я их спугнул, чтоб погрелись.
Дамба, соединяющаяя город с "большой землей".
Отсюда уже виден купол городской ратуши, но я еще пройдусь по защитным валам.
Справа на фотографии - каменная плотина, отделявшая воды реки Лек от внутренних водяных рвов. Это сейчас рядом с ней проходит дорога, а раньше с двух сторон была вода.
Чтобы вражеские лазутчики не перешли по дамбе в город, на ней установлены две каменные башни. Дословно такое сооружение называется "beer en twee monikken" - медведь и два монаха, плотина с двумя башнями.
В тот день вся страна вышла на лед, и здесь тоже, наверное, катались, но рано утром можно было встретить только собачников, гуляющих по земляным валам.
Тень от валов все ниже и ниже.
Пушки напоминают о военной истории города.
На этой фотографии в небе должен был быть клин летящих гусей, но камера в нужный момент не смогла навести фокус.
Соседи.
Центр города - улочки вокруг городской ратуши.
Купол над церковью такой же, как на ратуше, только с часами и крестом.
Ратуша и канал, через который затапливались окрестные земли.
Возможно, раньше канал пошире был, а, может, затапливать сильно заранее начинали...
Лицевая сторона ратуши. Тут тоже есть часы!
Здесь небольшая площадь, которую площадью язык не повернется назвать. Так, небольшая площадка, закрытые кафе и ресторан.
Может, сюда раньше и корабли заходили, раз она так называется - наружная гавань?
Памятник Херриту, герою опасных приключений детской книги "Юнга из Ньюпорта", действие которой происходит в 1785-м году,
Игра света и тени.
Это я уже на земляном валу, от него до центра города рукой подать...
И тут тоже пушки, но на корабельных лафетах.
На этом фото как будто изображены разные фазы полета одной птицы. Эх, если бы я фотошопом владел, то пристроил бы этих гусей на ту фотографию, где их клин должен был быть....
Когда я возвращался домой, по всем каналам уже катались на коньках люди. А у цапли коньков нет...
...она обиженно стояла в сторонке и ни на кого не смотрела.
На этом все.