Еще никогда-никогда-никогда на моей памяти различия между мужчиной и женщиной не были так хорошо выражены в архитектуре. Это не просто две башни католического собора Святого Бавона в Харлеме, это памятник гендерной идентичности. Начну с того, что раньше в церкви было строгое разделение на женскую и мужскую части - женщины сидели слева от алтаря, а мужчины - справа. Поэтому левая башня называется Женской, а правая - Мужской. Для их постройки прихожане собирали деньги двадцать лет. В соборе установили для этого две копилки: в левой части - для женщин, а в правой - для мужчин. И женщины собрали больше денег, так как мужчины охотней жертвовали монетки барам и пабам. Поэтому башенные часы установили в Женской башне с циферблатами на каждой внешней стене. Длина часовой стрелки - 150 см, а минутной - 190 см, это просто технические размеры, но интересно то, что часам Женской башни присуще некоторое легкомыслие - из-за воздействия ветра на большие минутные стрелки время на четырех циферблатах никогда не совпадает, а различается на несколько минут. Но главная гендерная особенность башен - в назначении их этажей. В женской есть lounge-этаж для отдыха (подъем на 60-метровую высоту по крутым узким лестницам без перерыва не многие осилят), этаж с тремя самыми большими колоколами и этаж с часами. А в мужской, кроме этажа с тремя колоколами меньшего размера, один этаж просто пустой (!), а один - с телевизором! Я бы хотел лечь там на диван, достать семечки и включить футбол, Аякс как раз в это же время разделывал Фейеноорд под орех так, что тренеру Япу Стаму после игры пришлось уйти в отставку, но сдержался. Посмотрел фильм о почти пятнадцатилетней реставрации уникального собора, после которой между башнями временно остался хрупкий мост как символ отношений между мужчиной и женщиной. Чтобы по нему пройтись, я и приехал в Харлем.
Кафедральный собор Святого Бавона в ходит в пятерку важнейших церквей в мире, построенных в период с 1850-го по 1950-й года, вместе с Храмом Святого Семейства в Барселоне, базиликой Сакре-Кёр в Париже, Вестминстерским собором в Лондоне и базиликой Кукельберг в Брюсселе. Его строительство продолжалось 35 лет (1895-1930), и поэтому собор сочетает в себе несколько стилей, по которым можно проследить за развитием архитектуры в Нидерландах начала прошлого века. Если вы отличаете неоготику от неороманского стиля, а Амстердамскую школу от стиля Берлаге, то вам будет чем заняться в соборе. Я же просто люблю посмотреть на..., узнать о..., подняться к..., а потом этим всем поделиться. Правда, с погодой мне немного не повезло. При солнечном свете внутри церкви было бы просто волшебно с ее цветными витражами и отделкой желтой плиткой с глазурью, которая любой ванной комнате придала бы изысканности творожков Даниссимо - когда "...и пусть весь мир подождет...". Да и сам Харлем повеселей бы выглядел. Но хватит болтовни, буду показывать то, что есть.
Вот план церкви - первого этажа, второго и башен, синей линией показан весь мой маршрут.
Под своды купола ведет шикарная лестница-улитка.
Через какие-то деревянные мостки в темном помещении подходишь к узкой дверце и вдруг оказываешься в галерее под сводами купола.
Два человека тут с трудом разойдутся, а по переходам между балконами - только бочком.
Желтый цвет преобладает, и еще вот эта антикварная глазурь...
Ограда галереи.
Смотришь вниз - и внутри пробегает неприятный холодок. Высоко.
Купол.
Сделав круг по галерее, выходишь в царство балок над сводами и под крышей церкви. Это путь к башням.
В окно Женской башни точно вписывается силуэт Мужской.
Во время Второй Мировой войны немцы забрали колокола на переплавку для оружейных нужд. Поэтому в Женской башне висят два колокола, отлитых уже после войны. Самый большой - Сальватор массой 2500 кг - был отлит в 1948-м году. Бавон в полторы тонны весом - в 1946-м. А двухтонный Михаэль привезли из снесенной в 1965-м году церкви в Зволле. В полу каждого этажа башен расположен огромный люк для канатов, с помощью которых раскачивали колокола для звона. Сейчас колокола раскачиваются электромоторами.
Кстати, наука, изучающая колокола, называется кампанология.
Еще немного до вершины.
Часы тысяча девятьсот двадцать какого-то года (не удалось разглядеть) исправно работают.
От них на все четыре стены идет механическая передача.
Кукушки в часах нет, поэтому наружу выглядывают дети.
Вид сверху на Харлем. Центр города - слева, где стоит церковь Святого Бавона. Этот святой почитается как в католичкеской, так и в православной церкви, он считается покровителем всей Бельгии, а также бельгийского города Гент и голландского Харлема.
Я покажу все, что видно сверху, по ходу часовой стрелки.
Когда-нибудь я приеду в Харлем в хорошую погоду и поднимусь и на эту церковь.
Рядом с церковью в старинном голландском городе возвышается непонятно откуда взявшееся здание телефонной станции.
Вот под этой крышей идет между балками дорожка от купола к башням.
Этот искусственный канал, на берегу которого стоит собор, длиной 30 километров, был прорыт за 17 лет, начиная с 1657-го года, между голландскими городами Харлем и Ляйден. По нему бурлаки и лошади водили пассажирские и грузовые суда. Преимущество их было в том, что они не зависили от направления и силы ветра.
Крыши, крыши, крыши... Осень какая-то не очень яркая в этом году. Или просто погода такая?
Я сейчас читаю книгу Рууда Гуллита, он как раз из Харлема родом. Но играть он начинал не на этом стадионе.
Понастроили домов в ряд как-то кривовато.
Два ряда - параллельно друг другу, а один - наискосок.
Двор перед входом в собор.
Мой мотоцикл стоит справа в углу.
Индустриальный район по производству облаков.
Спальный район Харлема. Здесь мой круговой осмотр замыкается, справа - центр города.
Крыши и окна.
Дерево маскируется под крышу. Или наоборот.
На мосту.
Этаж с телевизором в мужской башне и люк для раскачивания колоколов. Сюда еще компьютер, кровать - и можно жить))))
При чем там Путин, я не знаю, но он там есть.
Цветные витражи.
Я тоже сначала о другом подумал, но это, оказывается, имя и герб 235-го Папы Римского Урбана Восьмого, который активно покровительствовал искусству - изобретателям. скульпторам и таким художникам, как, например, Караваджо.
Ad majorem dei gloriam - геральдический девиз ордена иезуитов. Его аббревиатуру AMDG часто включал в свою подпись Иоганн Себастьян Бах.
Внутри собора. Вид в сторону органа...
...и в сторону алтаря.
Вот сюда бы лучей солнечного света через окна с мозаикой...
Церковный пюпитр.
Знаки зодиака выложены мозаикой на полу. Никто и никогда еще так не издевался над написанием слова NOVEMBER (ноябрь).
Деву и август хоть пощадили.
Своды основания мужской башни со всеми знаками зодиака. Сюда бы тоже солнечных лучей...
Шкафчик для Библий.
Мне нравятся футбольные мячи в оформлении фасада.
А вот так собор выглядит с другой стороны.
В заключении хочется поблагодарить
Голландию для своих за информацию о возможности подняться на башни собора. Сегодня уже билетов на мост не продают. У меня всё.