Остров сокровищ Терсхеллинг.

Jun 19, 2018 23:51

 
Немецкий трехмачтовый барк со стальным корпусом "Парнассос" был построен в 1898-м году в Глазго (длина 83 метра, ширина 13 метров). В апреле 1913-го года он возвращался из Чили с грузом селитры. Переход, длившийся уже 133 дня, и плохое питание (во время рейса умер кок) вымотали команду. Поэтому в Ла-Манше парусник был взят на буксир, чтобы таким образом добраться до Гамбурга. Но ранним утром 18 апреля 1913-го года недалеко от острова Терсхеллинг во время сильного шторма "Парнассос" сорвался с буксира и его выбросило на мель. Терпящая бедствие команда запускала сигнальные ракеты, но из-за проливного дождя они не были замечены с берега. К счастью, все члены экипажа - 27 человек - были спасены проходящим мимо местным судном и доставлены на остров. Пришедшим с острова на помощь буксирам удалось снять парусник с мели, но из- за полученных многочисленных пробоин "Парнассос" тут же затонул. Через некоторое время уже ничего не напоминало о погибшем паруснике - его останки быстро скрыло под слоем песка.




Эту историю я узнал в "Музее погибших кораблей" на острове Терсхеллинг. Мелководные участки вокруг острова стали причиной многих катастроф. Даже ферма, в которой расположен музей, была построена из остатков норвежского трехмачтового барка "Cyprian", который команда ради своего же спасения посадила на мель в 1905 году. Местные водолазы-любители обследовали останки около 150-ти затонувших вокруг острова судов. Их находки, а также выброшенные морем предметы составляют основу музея - от пуговиц и монет до судовых деталей и механизмов. Например, перед фермой у дороги стоит бронзовая ходовая рубка английской подводной лодки Е-36, затонувшей в 1916-м году. Воодушевленный посещением музея, я бродил по пляжам с детским металлодетектором, искал по линии прибоя выброшенные сокровища, но ценнее мертвого краба ничего не попадалось. Интересная находка ждала меня в неожиданном месте - на книжной ферме как раз напротив музея. От коровьей фермы книжная отличается тем, что вместо коров там - книги. Много книг. Я нашел четыре книги с фотографиями Крузенштерна, посвященных парусным праздникам - Amsterdam Sail'75, Operation Sail'76 в Нью-Йорке и Amsterdam Sail'80, в одной из которых представлены истории с фотографиями из жизни больших парусников - Падуи, Памира, Привалла, Пассата. Вот одна из них:

"10 октября 1930-го года четырехмачтовый барк "Падуя" с поломанной фок-мачтой входит на буксире в порт Делфзайл (Нидерланды). Пять членов экипажа погибли в этом несчастливом рейсе. Во время шторма один матрос упал в море с поломанной фор-стеньгой, а троих смыло с палубы волной. Месяцем позже еще один моряк сорвался с мачты.




В 1930-м году "Падуя" с капитаном Пинингом направлялась с грузом селитры из чилийского города Икике (Iquique) в голландский Делфзайл. После нескольких дней в море внезапно налетел сильнейший шторм, хотя ничто не предвещало непогоды. За несколько минут небо потемнело, а спокойное море превратилось в кипящую массу. Первых же сильнейших порывов ветра такелаж не выдерживает, и стеньга фок-мачты ломается чуть выше салинга. Матрос, работавший на мачте, падает вместе со стеньгой в море. Нижние паруса фок-мачты частично обрывает, и их безжалостно треплет ветер. Парусник начинает разворачивать к ветру, что в таких обстоятельствах привело бы не только к поломке остальных мачт, но и гибели судна. Опытные матросы знают об этом, поэтому все, кто находится поблизости, бросаются к штурвалу, пытаясь вернуть парусник на прежний курс. В это время палубу накрывает огромной волной, и троих моряков смывает в море. В последующие часы вес экипаж борется со стихией, пытаясь удержать судно под контролем. С большим трудом Падуе удается развернуться в безнадежной попытке спасти людей за бортом. Но поиски ни к чему не приводят. Наконец, капитан Пининг приказывает вернуть судно на прежний курс. Свободные от вахт матросы, обессиленные и опустошенные, молча спускаются в кубрики, на многих из одежды только нижнее белье, в котором они выскочили на палубу..."

Я собираю книги про парусники, парусные фестивали, особенно мне интересны те, в которых есть Крузенштерн. А эта историю я выделил потому, что в 2009-м году встречал Крузенштерн в Рейкьявике, куда он пришел... с поломанной фок-мачтой.

Ну а теперь - остальные сокровища острова.

Перед "Музеем погибших кораблей" мы играли в мини-гольф. Как у нас заведено, что-то мы делаем для детей, а что-то - для себя.




Остальных участников отдыха мне не разрешили выкладывать в интернет, поэтому на фотографиях четко будет видно только нас.




Рядом с моей ногой - 150-килограммовая бронзовая гайка с силовой установки английского линкора "Неутомимый" ("INDEFATIGABLE"), погибшего в 1916-м году в крупнейшем морском сражении Первой Мировой войны - Ютландском.




Перед фермой, в которой расположен музей, стоит ходовая рубка английской подводной лодки Е-36,затонувшей в 1916-м году после столкновения с другой английской подлодкой Е-43. Ее нашли в море недалеко от города Ден Хелдер, и музей выкупил рубку, заплатив на вес за 3600 кг бронзы, и только потом по найденному идентификационному номеру определил ее принадлежность.




Вот как надо сокровища искать, а не с металлодетектором.




Русский уголок.




За дверьми в туалет экспозиция продолжается.







Ценные экспонаты спрятаны за иллюминаторами, остальные развешаны по стенам. Но находить такие вещи гораздо интереснее, чем просто рассматривать.













Во дворе еще даов моря понаставлено.




Такелажный блок размером с ребенка!




После полудня в Ваттовом море каждый день отлив. Я съездил с детьми посмотреть. Здесь утром было море, а теперь - неземной пустынный пейзаж.




Кораблики только далеко на горизонте.




Еще одно развлечение на острове - посещение сырной фермы. Чтобы сделать 1 килограмм сыра, нужно 10 литров молока. Молодой сыр доходит три месяца, старый - целый год. Сыр здесь делают из свежего молока, добавляют в него только специи, например, горчицу для горчичного сыра или крапиву - для крапивного.




Будущий сыр вручную раскладывают по пластиковым формам. Вообще, с большой любовью про сырное дело рассказывала и хозяйка фермы, и ее муж.




Это двери в туалет на лошадиной ферме - мужской и женский. А что мы делаем на лошадиной ферме?




Лена будет кататься на фризской лошади по песчаному пляжу! Дочь довольна, лошадь, видимо, тоже, а я бью копытом в предвкушении шикарных фотографий.




Мы собирались приехать на пляж раньше лошадей и спокойно бродить там в поисках сокровищ и хорошего ракурса. Но оказалось, что до пляжа на машине не доехать, нужно пройти еще пару километров пешком. И когда мы вышли из леса и увидели издалека дюны, за которыми был пляж, на них уже поднималась вереница лошадей. "Беги, Костя, беги!" - сказала мне жена, и я побежал. Через поле с колючками, через заросли облепихи, через песчаные дюны. На пробежку лошадей галоппом по пляжу я не успел, но на пляже их застал. А потом... Девчонки на лошадях возвращались назад по дорогам, петляющим среди холмов, а я обгонял их напрямик по пересеченной местности и непринужденно поджидал с фотоаппаратом в интересных местах, спрашивая, не встречали ли они по дороге моих братьев-близнецов. По возвращению на ферму в мыле и пене был я, а не лошади. Второй год подряд Лена катается верхом, а я за ней бегаю. Надо это прекращать.
















Кстати, про пену. Местные жители сказали, что столько пены еще никогда не было. Я пришел на пляж с металлоискателем, но был просто поражен огромной белой живой массой, которую прибой сбивал в в целые пласты, а потом большой волной врезался в нее, запуская настоящии цунами. Когда я увлекся фотографированием и оказался окружен пеной со всех сторон, то начал выходить по ней на берег, тут меня такой волной и накрыло по самую грудь.

image Click to view






Морские волны поднимают пену вверх, а сильный ветер разрывает ее верхушку. Очень зрелищно!







Мы прокатились на рыбачке до лежки морских котиков, а по пути поймали сетью немного морской живности.




Почти Титаник, только со счастливым концом.




Улов выложили в небольшие ванны, и капитан судна показывал рыб, крабов, морских звезд и рассказывал про них. После всех выпустили обратно в море.




Этот большой сухопутный краб, типичный обитатель Северного моря. У таких крабов отламывают одну клешню ради мяса и выпускают обратно в море. С одной клешней краб может добывать себе пищу и не погибнет, а на месте отломанной отрастает новая клешня.




А это его сосед поменьше.




Двадцать первый век на дворе, а люди до сих пор продолжают ходить под парусом. Так здорово!







Где рыбак с сетью, там и чайки.







Морские котики на отмели не лежали, а валялись!







Среди них есть и сторонники здорового образа жизни - занимаются гимнастикой.




Начинается отлив. Здесь еще вода...




...а через час-полтора уже песок, и по нему ходят люди!




Мы очень далеко заходить не стали, около берега сфотографировались. Удивительное место - Ваттовое море!







Местный маяк по имени "Брандарис" - самый старый в Нидерландах. Вот вид на него с моря.




Он был построен в 1594-м году. 54 метра в высоту, и его сигнал виден с расстояния в 54 километра. Голубям на него можно забираться, а людям - нет. Очень жаль.




Парусник на стене дома где-то в центре города.




Во время Второй Мировой войны на острове Терсхеллинг распологалась немецкая радиолокационная база "Тигр" (таким базам давались названия животных, начинающиеся на первую букву места расположения: Терсхеллинг - Тигр), позволявшая своевременно обнаруживать приближающиеся к материку английские самолеты. Это целый комплекс из около сотни бункеров, практически полностью сохранившийся. Сейчас там находится музей, в котором надо заказывать экскурсию, тогда все покажут и расскажут, а нам разрешили только по территории походить. На фото - главный штабной бункер.




Вот он в центре на макете всего комплекса.




У этой фотографии тоже хорошая предистория. В предпоследний день я решил съездить на велике на самую северную оконечность острова. Штормовой ветер не поколебал меня в своем желании, даже наоборот - с ветром в спину я быстро долетел по велосипедным дорожкам среди дюн до своей цели. Пустынный пляж, отлив, и ветер гонит сухой песок по оголившемуся мокрому. В общем-то и всё, ничего особенного. Зато на дорогу назад против ветра я потратил почти 3 часа! Я давил на педали всем весом своего тела, но быстрее 8-10 км\ч ехать не получалось. Чтобы немного передохнуть я заехал на книжную ферму, где и нашел книги про парусники. Доиой приехал как раз к первому матчу Чемпионата Мира по футболу.




Из большого голландского флага я сложил маленький российский. Но даже его хватило для победы над Саудовской Аравией - 5-0.




Вот наш небольшой, но вместительный домик.




А вечером после футбола мы ходили прощаться с морем и пляжем.




Я каждый день караулил у моря закат, но всю неделю к вечеру набегали тучи, и сеансы закатотерапии откладывались. А вот в последний день закат наконец-то случился. Не огого! и вау!, но лучше, чем ничего. А то что это за остров сокровищ без заката?










Заканчиваю этот отчет после победы сборной России над Египтом, эмоции еще не улеглись, но надо уже идти спать, завтра рано на работу, а потом опять смотреть футбол. В субботу вылетаю в Калининград на неделю, пойду на матчи Испания-Марокко и Англия-Бельгия. Домашний Чемпионат Мира по футболу - это круто!

Падуя, море, дети, терсхеллинг, отпуск, пляж, фотки, Крузенштерн, Нидерланды, закат, Лена и лошади

Previous post Next post
Up